Вольные времена казачества

Ни для кого не секрет, что в нашей жизни очень многое зависит от того, кто и как руководит людьми. Общественные науки и человеческий опыт доказывают, что общества без власти не бывают. Что говорить о людях, когда даже в сообществах животных присутствуют отношения господства и подчинения! Но там это формируется на уровне инстинктов и, конечно, не рефлексируется. Люди же устроены так, что все время спорят по поводу властных, а значит, политических отношений, ругают и ненавидят или терпят и подчиняются.


Редко кто когда любит власть, редко вызывает она положительные эмоции. Возможно, все дело в человеке, его страстях и личных качествах. Кстати, мало кто выдерживает испытание властью. Но, тем не менее, власть будет существовать всегда. И здесь, скорее всего, важно то, как и на каких основаниях, эта власть организуется.

Нашей страны знает если и не уникальный, то удивительный способ взаимоотношений общества и власти. Причем способ, который пережил века. Во многих других структурах жизни он стал анахронизмом, и исследователи изучают его в исторической ретроспективе, рассматривая как что-то начальное, далекое от более высоких «сакральных» или «договорных» основаниях существования власти.

Это способ выбора обществом, по его мнению, лучшего представителя для руководства людьми в различных сферах жизни. Историческим примером здесь может служить казачество, где институт выборной атаманской власти прошел через века и долгое время был синонимом справедливого устройства взаимоотношения общества и власти.

Знаки атаманской власти (насека, шестопер, использовалась и булава)

Образ казачьего атамана для обычного человека - это всегда что-то очень сильное, яркое и красочное. За этим званием в сознании людском стоят несколько столетий воплощенной народной мечты о справедливом общественном устройстве и не менее справедливом управлении. Так получилось, что в наиболее законченных формах идея народного самоуправления была воплощена в казачьей общине и в должности выборного казачьего атамана.

Весьма интересно, что само по себе казачество прошло сложный путь эволюции, притом, что время его формирования было отнюдь не доисторическое. Всё происходило уже в хронологических рамках второго тысячелетия новой эры, то есть уже в эпоху письменной истории народов. А что касается должности казачьего атамана, так весьма примечательно, что она была выборной, срочной (на время) и очень ответственной. Ответственной во всех смыслах, притом что главный смысл может быть в ответственности перед обществом, перед теми, кто этого атамана выбирал, так как если обязанности исполнялись не должным образом, атаман переизбирался.

Вообще, откуда взялось само понятие «атаман»? Версий здесь несколько. Что может быть авторитетней официальной энциклопедии?... Слово «атаман», по мнению некоторых исследователей, восходит к польскому hetman, которое, в свою очередь, произошло от немецкого Hauptman, что значило «начальник» или «старший». Другие же считают, что «атаман» слово древнерусское, но также заимствованное из тюркских языков, где odaman означало «старейшина пастухов или казачьего лагеря». Кстати, в «Большой советской энциклопедии» говорится также про тюркские языковые источники.

Считается, что на Руси слово «атаман» впервые встречается в новгородских грамотах. В каком-то смысле перед нами опять вечная дилемма очень многого в русской жизни, особенно в историческом контексте. В данном случае это заимствование слова и спор идет, откуда, с Востока или Запада, оно к нам пришло. Но на самом деле это не так уж и важно…

Есть и другие интересные, иногда баснословные версии, но оставим их пытливым умам и договоримся, что определять атаманов будем мы именно вышесказанным образом.


Так выглядел атаман

Изначально атаманами казаки называли своих военных предводителей. Как уже было сказано выше, атаманская должность была выборной. Для этого казаки собирались в круг и путем голосования определяли себе вождя. Характерно, что выбранный атаман был хозяин в жизни и смерти казаков. Он представлял собой высшую власть, но, что важно, только во время похода. После возвращения казачьей ватаги в родные пенаты атаман складывал с себя полномочия и становился рядовым казаком, причем подсудным, как и другие члены казачьей общины.

Если атаман переставал быть высшей властью, то что представляла собой высшая власть в казачьем сообществе? И вот здесь надо сказать об удивительных вещах. Казачество как социальная структура было устроено достаточно интересно. Особенностью было, по-настоящему демократическое устройство казачьей общины. Высшим органом власти у казаков был войсковой круг (рада, коло). Именно на Круге происходили все значимые для казаков политические и иные решения. Круг соединял в себе все ветви власти, а именно законодательную и судебную, лишь на время военных походов, передавая власть исполнительную в руки атаманов. Но и здесь присутствовала еще одна особенность.

Как уже было сказано выше, атаман во время похода концентрировал в своих руках более чем только распорядительную, т.е. исполнительную власть. Его слово было законом, а его распоряжения в области наказания за какие-либо провинности обсуждению не подлежали и оспорены быть не могли, вплоть до смертной казни. Все претензии к атаману откладывались на потом, т.е. на возвращение из похода, после которого он (атаман) складывал свои полномочия, становился равен всем и подсуден как все, а к Кругу, который обретал вновь свои полномочия, казаки могли вновь апеллировать, если считали какие-то действия атамана несправедливыми или чрезмерными.

Старейшим в России является Донское войско. Официально установленное старшинство, т.е. здесь уместно сказать «как бы», начало войска ведется с 1570 г. Естественно, что история казачества насчитывает гораздо более длинную историю. Не вдаваясь особенно в подробности этого вопроса (особенно в баснословную его часть), скажем, что первые серьёзные упоминания о казаках появляются, по меньшей мере, в XIV в., а в дальнейшем связаны были с устройством юго-восточных границ Рязанского княжества.

Список известных по разным источникам донских атаманов с XVI по XX в. насчитывает более 60 человек. Это те, чьи имена вошли в официальную историю Донского войска. А были бесчисленные «неформальные» атаманы, поднимавшие казаков на «охоту за зипунами», на различные бунты и восстания против власти, на бесчисленные «воровские» походы на казачьи реки. В годы русской Смуты начала XVII в. казачество и крестьянство, которое тоже хотело стать казаками, дали такое количество атаманов, которое невозможно исчислить. И надо сказать, что принципы организации власти, что у «голутвенных» казаков, что у так называемых «официальных» казаков продолжали оставаться неизменными.

Пройдемся по некоторым персоналиям. В Донском войске отметим как неизвестных, так и получивших всемирное признание атаманов. Начнем с XVI в., т.к. до этого известных по именам казачьих атаманов не находится. У Н.М. Карамзина находим под 1549 г. информацию о неком Сарыазмане, казачьем атамане, который, кстати, уже был с войском подданными Ивана Грозного, так вот они «завладели сею рекою (Доном) до самого устья, требовали дани с Азова, воевали ногаев, Астрахань, Тавриду (Крым); не щадили и турков, обязывались служить вдали бдительной стражей для России».


Казак из ранней эпохи с головой ногайца

И хотя немного известно о первом донском атамане, все же он попал в переписку глав государств, содержание которой во многом показывает накал взаимоотношений и дипломатические коллизии, возникавшие на почве действий казаков. В грамоте 1550 г. посланной от ногайского правителя Юсуфа Ивану Грозному говорится о Сарыазамане: «Холопи твой, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и четырех местах городы поделали, да наших послов и людей…забирают, иных до смерти бьют…» Царь Иван отвечал, что, мол, «те разбойники… живут на Дону без нашего ведома, от нас бегают. Мы не один раз посылали, чтобы их переловить, да наши люди добыть их не могут». И далее царь лукаво предложил, мол, ты Юсуф, поймай их сам да в Москву пришли, здесь мы этого Сарыазмана с другими ворами и казним.

Этот момент очень интересен. Известно, что считается, что служба казаков, в частности донских казаков русскому государству начинается именно в XVI в. при Иване Грозном. Но служба эта была очень своеобразна. До XVIII в. донские казаки были с русским государством как бы в равных отношениях. То есть напрямую подчинения казачеству царской власти не было.

Казаки общались с московским царством на равных, их станицы, бывавшие в Москве, имели по существу, дипломатический статус. Это происходило по тому, что центральная власть, с одной стороны, не могла сильно влиять на казаков, а с другой стороны, была очень заинтересована в прикрытии своих юго-восточных границ со стороны Дикого Поля. Именно поэтому, между Москвой и казачеством сложились весьма своеобразные отношения. Казаки по клятве-присяге обязались защищать рубежи Московского государства, за это государство платило жалованье, хлебом, деньгами и иными материальными благами, например, оружейными припасами, в которых у казаков всегда был недостаток, т.к. изначально хозяйством они не занимались.

Основным занятием казачества была война. Но во внутренние дела казачества власть не совалась, что и предопределило дальнейшую эволюцию казачества. Оно изначально было очень самостоятельным, в отличие от многих других подданных царя, были лично свободными, обладали в связи с этим чувством собственного достоинства, и к тому же были способны к самоорганизации.

Правда редкость употребления имени первого известного донского атамана некоторыми исследователями ставит самого его под сомнение. Например, Е.П. Савельев выводит имя из иранского языка, где «сарыазман» означает «удальца». Есть и другие версии, но уже подтверждающие общеизвестную точку зрения и лишь уточняющие её.

Как казачество делится, по сути, на раннее татарское и более позднее синтезированное из разных народов, так и Сарыазман, возможно был татарином или русским, носившим татарское прозвище. И для Московского царства и для друзей-противников его казаки в целом, а Сарыазман в частности, были разбойниками, но для русского государства «нашими», а значит почти «хорошими» разбойниками, а для других - «чужими», «московскими», а значит «плохими», «лихими» людьми. Но, собственно так всегда и бывает в большой внешней политике. Для нас же главное, что в XVI в. наконец прозвучало реальное имя казачьего предводителя. И звали его Сарыазман.

На фото: Владимир Пантелеймонович
Векленко – атаман Тамбовского
отдельского казачьего общества

Атаман – выборный лидер в казачьей общине, предводитель, достойный казак, показавший личную доблесть и славу. Атаманом является высший начальник казачьего войска (в зависимости от формы выполнения обязанностей – войсковой, походный, наказный, кошевой) или глава казачьей административно-территориальной единицы (окружной атаман, атаман отдела, станичный или хуторской атаман). Также атаманом назначался командир воинского подразделения или какого-либо вооружённого отряда.

Слово «атаман» имеет несколько версий происхождения:
1. «Ата» переводится с тюркского как «дед», «ман» в переводе значит «я». Если совместить два значения, получится «я старший». Также с тюркского может переводиться как «старший тысячи», учитывая, что слово «мен» означает «тысяча».
2. «Ат» в татарском языке означает «отец», «аман» – «с конём» или «на коне». Следовательно, с татарского «атаман» переводится как «отец на коне».
3. Amtman – немецкое слово, обозначающее начальника службы или главу канцелярии.
4. «Одаман» на кумыкском означает «хозяин», «главный». Слово «ода» в кумыкском языке означает большой дом, двор или семью. Следовательно, «атаман» является «главным в семье». Когда пастухи образовывали кочевье (кош), то выбирали себе атамана. У казаков тоже есть «кошевой атаман», что подтверждает и эту версию образования слова «атаман».
5. Гото-германская, или асаланская, версия является самой распространённой. Согласно этой версии, слово atta означает «отец», а слово mann переводится как «муж» или «витязь». И сейчас казаки называют атамана «батькой» или «отцом», что не только отражает роль атамана в казачьем обществе, но и служит напоминанием об определённом пласте исторического и культурного наследия русского народа.

Исторически слово «атаман» упоминается ещё в XIV веке на страницах Литовской хроники. В то время казаки совместно с ланами и готами составляли дружину крымского хана. Древние акты из крымской истории упоминают «атамана Дувана», и с середины XVI века начинается упоминание слова «атаман» в различных источниках, связанных с казаками.
Казачий атаман обладал исполнительной и судебной властью, занимая военно-административную должность. Деятельность и функции атамана зависели от исторического периода и поставленных целей. К примеру, для походов, военных действий или для несения службы вне расположения войска избирался походный атаман, а для выполнения дипломатических или представительских функций назначались атаманы лёгких и зимовых станиц, они считались главами посольств. Главным предводителем войска избирался войсковой атаман. В случае отсутствия войскового атамана функции переходили наказному атаману. Также были атаманы куреней (куренные атаманы), лисицкие атаманы (ответственные за охоту), крамные атаманы (ответственные за торговлю), кошевые, полковые, станичные, хуторские, окружные атаманы. Атаманом мог называться старший в любом деле, к примеру начальник рыболовства на реке Урал назывался атаманом рыболовным. В приморских рыболовных артелях избирали атамана (ватаммана), который был главным распорядителем работ, начальником промысловой партии. О таком атаманстве упоминается в новгородских грамотах XIII века. В Малороссии и Новороссии атаманом называли сельского старшину и других опытных, авторитетных старшин в различных направлениях деятельности.


Главный предводитель всего войска назывался войсковым атаманом. Он избирался войсковым кругом. Должность войскового атамана была выборной до 1718 г., потом войсковой атаман назначался правительством, и выборы атамана кругом казаков были отменены. Войсковые атаманы носили в руках «насеку» (трость), которую потом передавали вновь избранному. Пётр Великий решил придать войсковым атаманам особый статус и пожаловал в 1704 г. Войску Донскому украшенную насеку с надписью «насека войска донского 1704 г.» и серебряную печать. В 1705 г. Пётр I пожаловал войсковым атаманам вызолоченный по серебру и украшенный драгоценными каменьями пернач как знак их достоинства.
На Украине войскового атамана называли гетманом. Атаман Запорожской Сечи, которого также выбирали, назывался кошевым атаманом и подчинялся напрямую гетману. Запорожская Сечь делилась на курени, и, соответственно, были куренные атаманы (в современном понимании – начальники отдельных частей войска).
Со 2 октября 1827 г. августейшим атаманом всех казачьих войск стал наследник престола, а казачьи войска управлялись наказными атаманами.


После событий 1917 г. статус войсковых атаманов был восстановлен. На протяжении всей Гражданской войны войсковые атаманы казачьих войск были не только талантливыми военачальниками, но и ярким примером героизма и мужества в борьбе с большевиками и против «красного террора». Соблюдая верность присяге, принятой за Веру, Царя и Отечество, казаки во главе с войсковыми атаманами проливали кровь и совершали подвиги, внесённые в славную историю казачества.
С 1990-х гг. началось возрождение казачества, и институт войсковых атаманов был восстановлен. На данный момент войсковые атаманы назначаются указом Президента РФ.

Порядок выборов атамана

Атаман выбирается на круге открытым голосованием казаков. Кандидаты в атаманы с непокрытой головой садятся рядом со священником. За каждого кандидата голосуют отдельно, перед голосованием кандидат в атаманы выходит на середину круга, кланяется кресту, священнику, потом старикам и казакам, зачитывает свою программу, и потом есаулец спрашивает присутствующих: «Господа честные казаки, люб ли вам атаман такой-то?» Атаманом становится тот кандидат, который набрал больше голосов.
В казачьей традиции считается, что в момент присяги новый атаман получает особую силу. Для принятия присяги выбранного атамана ведут два пристава, держа за руки. Согласно традиции, непозволительно касаться голой рукой щеки или голой руки атамана, чтобы новый атаман не потерял силу. Для этого приставы держат атамана за рукава выше локтя, а атаман кладёт свои руки на укрытые обшлагами запястья приставов. С атамана снимают мундир, расстёгивают или разрывают рубаху, для того чтобы было видно крест, символ принадлежности к православной вере. Есаулец восклицает: «Православный!» – и казаки кричат: «Любо!» и встают. Атаман, стоя лицом к ним, в полной тишине произносит:
«На Христовом Животворящем Кресте, на Священном Писании присягаю:
Служить верно, не щадя головы и живота своего.
Беречь казачью честь.
Приумножать достояние станицы.
Беречь казаков!
Я – ваш отец. Вы – мои дети!»

После произнесения присяги атаман совершает поклон казакам и, ведомый приставами, идёт к старикам, совершает перед ними поясной поклон. Казаки и старики кланяются в ответ, и приставы подводят атамана к священнику и аналою, он целует крест и Евангелие. После этого приставы отводят атамана в середину круга, и старейшина три раза сечёт атамана нагайкой по спине.


Атаман получает символы военной и хозяйственной деятельности: на него надевают через правое плечо шашку, а через левое – полотенце, что символизирует крест – защиту деятельности атамана Христом.
Атаман получает от старшего по чину и возрасту пернач или булаву, символизирующие военную власть. Стариками атаману подносится посох или насека, есаулец на голову атаману возлагает шапку и подаёт команду: «Перед атаманом шапки долой!» Все, кто рангом ниже атамана, снимают шапки. С этого момента присяга считается принятой. Атаманы, которые ниже рангом, присягают новому избранному атаману. Все казаки подходят к кресту, Евангелию и их целуют. Таким образом происходит выбор нового атамана, который перед казаками и Богом будет отвечать за свои деяния и старания во благо казачества.


Поговорки:

Из рядовичей в атаманы выходят.
Терпи, казак, атаманом станешь.
Полно тебе атаманиться, есть постарше тебя.
Без атамана казак сирота.
Атаманом артель крепка.
Без атамана дуван не дуванят, добычи не делят.
Не гонись за простым вором, а лови атамана.
Не атаман при булаве, а булава при атамане, его власть, воля.
Атаманом быть – уряд держать.
Не всем казакам в атаманах быть.
Куда ты, атаман, глазом кинешь, туда мы головы кинем.

Игорь Мартынов,
войсковой старшина, заместитель атамана Тамбовского отдельского
казачьего общества

Фраза «Терпи, казак, атаманом будешь!» давно уже стала крылатой. Произнося ее, мы не особо задумываемся о значении слов, хотя смысл в нее вкладываем правильный. Предводитель вольного казачества у многих ассоциируется с воинской честью, доблестью и отвагой, но все ли так просто с этим званием? Атаман - это благородный воевода или все же лихой разбойник? Давайте разберемся в этом вопросе.

Кто такие атаманы?

Данный термин имеет несколько определений, каждое из которых вполне оправданно передает сущность рода дел, которыми приходится заниматься человеку, именуемому атаманом. Прежде всего, он - это предводитель казаков, заменяющий им отца не только в бытовых «домашних» делах, но и во время боевых подвигов. Причем в атаман - это должность выборная, практически демократичная, лихие воины самостоятельно и на свое усмотрение выбирают своего предводителя, а в случае неудовлетворения собственным решением по прошествии определенного времени, могут лишить его права быть их представителем.

Но есть и другое значение касательно того, что такое «атаман». Определение, приведенное в толковых словарях, говорит, что этот человек - глава бандитов, наемников и разбойников. В этом русле слово принимает достаточно негативную окраску, а самого атамана не связывают ни с человеком храбрым, ни с отважным. Бандитский предводитель в подсознании большинства - это не справедливый Робин Гуд, а напротив - беспринципный Соловей-разбойник, который ради достижения своих целей и методов не гнушается использовать никакие средства, готов преступить всякие понятия о чести и благородстве.

Разбойничья душа

На деле так оно и есть, атаман - это главенствующий над группировкой людей, которые сбежали от общепринятой правовой системы. В свое время, когда лишь зарождалось само понятие казачества, а также в пору расцвета данной страницы в истории нашего государства, люди из этого социального сословия не были воинским подразделением, подчиняющимся главнокомандующему (царю или губернатору). Они принадлежали сами себе, слушались лишь своего старшего, который руководствовался в действиях по принципу «кто больше платит, тому и служим».

Казаки были в большей мере бандитами, собранными в разобщенные группы, которые долгое время не сотрудничали друг с другом, напротив, делили сферы влияния. Атаман (определение звучит, как руководитель разбойничьей группировки или нерегулярного воинского формирования) собирал своих подчиненных по мере необходимости. Он отвечал за обеспечение банды едой и оружием, занимался тактическим планированием и в целом был ее «мозгом».

Воинское звание

Атаман отряда казаков - это предводитель воинского подразделения. Его численность могла быть разной, так атаманы делились не только на общеизвестных куренных и кошевых (об этих званиях мы расскажем немного подробнее), но и на походных, отрядных, наказных. Были также деления на руководителей ответственных за конкретные сферы деятельности, например, лисицкий атаман - это человек, который заведовал вопросами охоты, крамной - отвечал за торговлю, школьный - обучал казаков азам науки и грамоте.

Очень емкое значение слова «атаман» приобретается наряду с приставками «зимовий», «станичный», «поселковый». Такие предводители отвечали за вверенную им административно-территориальную единицу, а также ее жителей. Помимо непосредственного рекрутинга, такие атаманы занимались вопросами разрешения конфликтных ситуаций, сбора денег, в том числе и с торговых точек, расположенных на вверенной им территории.

Этот человек обладал не только судебной властью и мог рассудить повздоривших казаков, но и исполнительной, так он мог наказать физически своего подчиненного, которого, скорее, можно назвать подопечным, ведь воины могли по своему усмотрению как выбирать своего предводителя, так и «уволить» его. В боевой обстановке подчинение атаману было беспрекословным, казаки шли за своим «батькой» и готовы были положить на поле боя за него голову.

От севера до юга

Кто такой атаман, знали на многих территориях. Такая должность чаще всего отмечается у донских и запорожских казаков. Но не они первые называли так своего предводителя. Первые упоминания об атаманах есть в исторических документах тринадцатого столетия, более поздним официально утвержденным «атаманом» стал Карстен Роде, что удивительно, ведь он был мореходцем. Царь Иван Грозный в 1570 году выдал ему лицензию на каперство в водах Балтийского моря, в ней четко значилось, что Карстену присваивалось звание атамана корабля и его команды.

Однако все же больше этот термин применим именно к сухопутным военачальникам, которые имели отношение к казакам. Атаманы были в таких силовых структурах:

  • Запорожское казачье войско.
  • Черноморское казачье войско.
  • Донское казачье войско.
  • Новгородские начальники городской стражи.

Отметим, что на украинском языке это звание пишется и звучит немного иначе, а именно, как «отаман», что с точки зрения этимологии неверно, ведь тогда слово теряет корни своего происхождения.

Происхождение слова

Что такое «атаман», поможет прояснить разбор слова, и перевод его отдельных частей с языка-первоисточника. Самой распространенной версией происхождения считается трансфигурация от германского наречия слов atta и mann. Первое можно интерпретировать, как «отец», а второе - «муж», «витязь». Соединенные воедино, обе части рождают термин «атаман», который очень хорошо объясняет суть данного воинского звания, ведь переводится, как «отец воинов».

Есть и другое мнение, согласно которому прародителем данного слова есть одно из названий Османской империи, которую также именовали Оттоманской. Запорожские казаки не всегда стояли на защите границ своего государства. Первые их формирования не брезговали продавать свои услуги и крымским ханам, некоторые были приспешниками повелителя Золотой орды. Возможно, это и стало причиной считать, что слово «атаман» имеет восточное происхождение.

Наш ответ амазонкам

Обычно атаманшей называли жену главаря казаков или разбойников, были, однако, в истории те дамы, которые по праву носили такое звание, являясь настоящими воительницами. Одной из самых отчаянных была Мария Никифорова, более известная, как Маруся.

Девушка была дочерью военного, возможно, это наложило сильный отпечаток на ее жизненные взгляды и ценности. Будучи совсем юной, она приобщилась к анархистам, поначалу участвовала в агитационной деятельности, затем собрала вокруг себя целую команду единомышленников.

Еще до своего совершеннолетия (21 год) она занималась террористической деятельностью, была причастна к грабежам, убийствам и разбоям, за что официальными властями была приговорена к смертной казни, которую, однако, не привели в действие, заменив бессрочной ссылкой на каторгу.

Ей удалось оттуда сбежать, и вновь заняться своим темным делом. Отряд Маруси действовал на разных территориях и всегда находился в гуще событий Гражданской войны. Девушка отчасти подчинялась махновцам, содействовала и большевикам, но в итоге так и не смогла заняться какой-либо конструктивной деятельностью. По одной из версий, Марусю таки расстреляли, когда началась массовая зачистка неблагонадежных и опасных элементов в новом, коммунистическом обществе.

Казачий отец

Как мы уже говорили, атаманы подразделяются на куренных и кошевых. Первые были менее значимыми с точки зрения своей сферы влияния, но это утверждение довольно спорное. На Сечи было 38 человек с таким званием, у каждого из них в подчинении был курень. Выбирали атамана, которого еще называли куренным, сами казаки, это был или бывший воевода, или рядовой служащий. Главное - чтобы его персона удовлетворяла большинство членов сообщества. Никто иной не мог влиять на процесс выборов, это всегда бы исключительно «свой» человек, которого почитали, уважали и слушали.

Атаман получал жалование. В ту пору, когда казачье войско подчинялось имперской власти, оно составляло 27 рублей, также воины (добровольно и по своему усмотрению) делились с ним частью добычи. Отношение к куренному было столь доверительным и «сыновним», что казаки могли пойти ради него даже против воли высшего по рангу воеводы и, наоборот, по просьбе своего непосредственного предводителя терпели временные трудности и невзгоды.

Кошевой атаман

Человек с таким званием был главой лагеря, у него в подчинении были не только сами казаки, но и куренные, писарь, есаул, судья. Как и куренной атаман, кошевой также выбирался на Раде, там же он ежегодно должен был давать отчет о своей деятельности. Обладая практически безграничными полномочиями, он должен был постоянно подтверждать собственное право на них.

1) русское название независимого от государства отряда или разбойничьей шайки; 2) высший начальник казачьего войска (войсковой, наказной, походный, кочевой) или казачьей территориально-административной единицы. В Запорожской Сечи были подчиненные гетману коневые атаманы, которым подчинялись куренные (Сечь делилась на курени - группы домов).

Отличное определение

Неполное определение ↓

АТАМАН

звание каждого выборного вождя, начальника, лидера в казачьих обществах. Происхождение этого термина и его строение, несомненно, связано с гото-германской или асалансксй речью, где "atta" значило "отец", а "mаnn" - "муж", "витязь". Первона­чальное значение слова "отец-витязь" или "отец - мужей" сохранилось в памяти Казаков, как "отец-атаман", "батька-атаман". Подобные по значению термины существовали и на востоке, "атабек", "аталык", но в такой форме они у Казаков не принялись.

Исторически термин А.становится известным после появления его в Литовских хрониках применительно к ХIV в., т.е. к тому времени, когда Аланы и Готы совместно с Казаками составляли дружину Крымского хана; относится к Крыму и следующий по времени появления на страницах древних актов, "атаман Дуван", после чего термин А. от средины ХVI в. начинает часто повторяться в источниках, постоянно связан с Казаками и вместе с ними продвигается к северу. До этого времени генуэзцы в своих актах называют казачьих вождей по половецки "оргузиями", в Золотой Орде казачьи начальники именуются "баскаками", а на Москве - "головами". В казачьих обществах термин А. сохранился и после покорения их Россией не только для местных начальников, но даже и для наз­наченных царем правителей.

На Дону известны А-ны: Войсковые, Главной войски, Походные, Наказные, (заместители), Зимовых станиц, округов, станиц, поселков, хуторов, мелких отрядов. На Гетманщине для общин белорусских н украинских существовали старшины-войты и там же для Казаков по местечкам - А-ны громадские и А-вы казачьих мещанских общин. В Запорожской республике Низовой, кроме обычных походных и отрядных были приняты звания А-ов кошевых, куренных, школьных, крамных (заведовавших торговлей), лисицких (заведыв. охотами).

В походах, в боевой обстановке обычное право предоставляло атаманам неограниченную власть: "куда ты, атаман, глазом кинешь, туда мы головы кинем". В мирной жизни они были только выполнителями воли Народного Собрания и блюстителями порядка.

"Гетман" у Поляков "ватаман" у новгородцев тоже связаны с германскими значениями, но иными, чем А. "Гетман" трансформировалось в Польше из немецкого Наuptmann - "главный начальник" там гетманами назывались главнокомандующие польскими, литовскими и казачьими военными силами. "Ватман" же образовалось из перенятого от купце с острова Готланда и мало измененного Wachtmann - "страж". Так в Новгородских землях назывались начальники городской стражи. Украинцы, переняв у Казаков термин А., передели его в Отаман, что лишило слово его основного смысла. Но Днепровские Казаки, несмотря на то, что прошли к ХVIII в. сильные украинские влияния, сохранили слово А. в его первоначальной форме.

Отличное определение

Неполное определение ↓

· Хопёрские казаки · Расказачивание · Казачий стан

Атаман Краснощёков

Гетман Богдан Хмельницкий

На Украине войсковой атаман назывался гетманом . Начальники отдельных селений, также выборные, некогда именовались куренными атаманами, а впоследствии просто отаманами или сельскими атаманами. Последние были в то же время и судьями. Жалобы на их решения, в основном словесные, поступали в сотенную канцелярию , где заседал атаман сотенный - первое лицо в сотне после сотника. Вместе с сотником он решал дела в сотенной канцелярии и в отсутствие его правил его должностью. Звание это было очень важно с 1600 г. до половины XVIII века . Выборный начальник всей Запорожской Сечи именовался кошевым атаманом и номинально был подчинён гетману; начальники отдельных частей назывались куренными атаманами (Сечь делилась на курени, то есть группы домов или жилищ).

Далее, повсеместно предводитель отряда , выступавшего в поход, получал название походного атамана. В отсутствие войскового атамана назначался исправляющий его должность под именем наказного атамана . В XIX веке , когда войсковым атаманом всех казачьих войск считался наследник престола, казачьи войска постоянно управлялись наказными атаманами.

Наконец, атаманом называется вообще старший в деле, например, атаман рыболовный - временный начальник рыболовства на реке Урале . В постоянных приморских рыбных ловлях артель или ватага также избирает атамана (ватаммана). Это главный распорядитель работ: «без атамана дувана не дуванят», то есть добычи не делят. В этом именно смысле начальника промысловой партии, рыболовной ватаги «ватамман» (ватагаман, атаман) впервые упоминается в новгородских грамотах XIII в. В малороссийском и новороссийском крае атаманом зовут сельского старшину, старосту , также старшего пастуха или чабана , большака рыболовной ватаги и проч.

См. также

Примечания

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Атаман" в других словарях:

    Муж. (малорос. отаман и гетман,нем. Hauptmann) начально значило: предводитель шайки, вольницы; затем, выборный, старшина, голова казачьей общины. Войсковой атаман начальствует всем войском казачьим дома; зауряд или правящий должность, наказный… … Толковый словарь Даля

    Предводитель, начальник, глава, главарь, вождь, старшина, староста. Ср. вождь … Словарь синонимов

    1) предводитель вооруженного отряда2)] Высший начальник казачьего войска (войсковой, наказный, походный, кошевой атаман), начальник казачьей административно территориальной единицы (окружной, отдела, станичный, хуторской атаман) или командир под … Большой Энциклопедический словарь

    АТАМАН, атамана, муж. 1. Начальник название различных военных и административных должностей в казачьих войсках (дорев.). Войсковой атаман. Станичный атаман. 2. Предводитель разбойничьей или воровской шайки. Атаман разбойников. || перен. Коновод,… … Толковый словарь Ушакова