К числу основных законов материалистической диалектики относится и закон отрицания отрицания. Что выражает этот закон, в чем его сущность? В самом общем виде ответ на данный вопрос можно сформулировать следующим образом: закон отрицания отрицания выражает те существенные, необходимые связи и отношения между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, которые возникают и существуют в процессе развития предметов и явлений объективного мира. Сюда относятся также связи и отношения, возникающие и существующие между стадиями, периодами или этапами изменения и развития самого предмета или явления и т. д. Другими словами, действие этого закона можно обнаружить в любых без исключения образованиях материального мира, в том числе и в социальных процессах, в мышлении человека. Ф. Энгельс характеризовал поэтому отрицание отрицания как весьма общий, широко действующий и важный закон развития природы, истории и мышления.

Для того чтобы раскрыть содержание закона отрицания отрицания, а значит, и правильно понять его специфику по сравнению с другими законами диалектики, необходимо вначале рассмотреть основные понятия, с помощью которых он формулируется и раскрывается.

СУЩНОСТЬ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОТРИЦАНИЯ

Такими основными понятиями являются "отрицание", "отрицание отрицания" или, что то же самое, "двойное отрицание", "снятие", "преемственность".

"Отрицание", как философское понятие, отражает сложный характер взаимосвязей и отношений, возникающих и существующих в процессе изменения и развития предметов и явлений действительности, а также в самом процессе познания человеком объективного мира. Основным содержанием отрицания, с точки зрения материалистической диалектики, являются два взаимосвязанных и взаимообусловленных момента - уничтожение, отмирание старого, отжившего и не отвечающего изменившимся условиям, и в то же время сохранение нового, положительного, соответствующего изменившимся условиям. В любом изменении явлений и предметов действительности, а также в познании оба эти момента обязательно имеют место - либо открыто, явно, что может быть констатировано с достаточной определенностью, либо неявно, скрыто, в связи с чем порой требуются весьма большие усилия, чтобы выяснить и наличие, и характер процесса отрицания. Наиболее распространенным способом действия отрицания является именно скрытый, неявный способ.

Процесс отрицания всегда происходит при соответствующих условиях, а его характер зависит от природы явлений, в которых он осуществляется. Поэтому в одном случае можно свободно указать на пример, наглядно свидетельствующий не только о факте отрицания, но и характере его протекания. В другом случае лишь при условии длительного периода времени и тщательном анализе можно констатировать наличие отрицания и характер его протекания.

Наглядными примерами этому могут служить такие факты, как переход от одной научной теории к другой (в области развития познания), смена одних общественно-экономических формаций другими, смена периодов или стадий в онтогенезе живого организма, взаимопревращение химических элементов и т. д.

В. И. Ленин в работе "Три источника и три составных части марксизма" со всей убедительностью показал, что учение Маркса возникло не в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации, - оно является преемником всего лучшего, что было достигнуто передовой мыслью человечества в лице немецкой классической философии, английской политической экономии и французского утопического социализма. Другими словами, марксизмом было воспринято и критически переработано все положительное в названных учениях и вместе с тем отвергнуто, отброшено все то, что не могло служить условием дальнейшего духовного прогресса в обществе, и прежде всего духовного развития рабочего класса - решающей силы в создании нового, коммунистического общества.

Если речь идет об общественно-экономических формациях, то следует подчеркнуть, что каждая последующая формация может возникнуть и развиваться лишь при условии диалектического отрицания предшествующей, т. е. при условии максимального сохранения созданных последней материальных и духовных ценностей и одновременной ликвидации порожденных ею социальных порядков, политических, правовых, нравственных и т. п. отношений.

"Ни в одной области, - подчеркивал Маркс, - не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования" 1.

Весьма отчетливо выражается процесс диалектического отрицания в развитии естественнонаучных теорий. Это видно, в частности, на примере соотношения евклидовой геометрии (геометрия плоского пространства) и геометрии неевклидовой, созданной в XIX в. Лобачевским и Риманом (геометрия сферического, объемного пространства). Неевклидова геометрия, отрицающая ряд постулатов, на которых покоится геометрия Евклида, тем самым отрицает и последнюю. Но это отрицание не означало полного отбрасывания или ликвидации евклидовой геометрии. Суть отрицания здесь заключалась в том, что были указаны более точные (и поэтому ограниченные) рамки истинности геометрии плоского пространства.

"Скрытый" характер отрицания имеет, например, процесс взаимопревращения химических элементов с периодом полураспада порядка нескольких сотен или тысяч лет.

Что является основой отрицания, его движущей причиной? Такой основой и причиной отрицания служит возникновение, развитие и разрешение противоречий, свойственных каждому предмету, явлению объективной реальности. Именно момент разрешения противоречия является и моментом самого отрицания. Но поскольку всякое разрешение противоречий сопровождается ликвидацией одной противоположной стороны и преобразованием другой или преобразованием обеих противоположных сторон, то отсюда следует, что для диалектики имеет значение не любое отрицание, а только такое, которое служит условием дальнейшего развития. В. И. Ленин подчеркивал, что "не голое отрицание, не зряшное отрицание, не скептическое отрицание, колебание, сомнение характерно и существенно в диалектике..., а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного..." 2.

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 297.

2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 207.

КРИТИКА МЕТАФИЗИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

Прямо противоположным диалектическому пониманию отрицания является метафизическое понимание его. Как уже говорилось, для метафизики, как философского метода, характерно признание абсолютных (неизменных) граней между предметами и явлениями, их свойствами и отношениями, рассуждение по принципу "илиили". Поэтому в рамках метафизического понимания отрицанием является то, что выполняет лишь разрушительную функцию и не несет в себе каких-либо положительных моментов. Это означает, что любое отрицание, где бы оно ни происходило и какой бы характер ни имело, всегда представляет собою полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало. Сменяется ли одна историческая эпоха и ей на смену приходит другая, происходит ли смена одних научных теорий другими или в результате каких-либо причин гибнет цивилизация или растение, уничтожается космический объект и т. д. - для метафизики все это имеет строго однозначный характер.

Нужно сказать, что такой взгляд на отрицание имеет свою гносеологическую основу. Она заключается в представлении, согласно которому предметы и явления действительности не имеют каких-либо внутренних противоречий; причины же их изменения сводятся к действию только внешних факторов. Для метафизики, писал Энгельс, "предмет не может быть самим собою и в то же время чем-нибудь другим, положительное и отрицательное абсолютно исключают друг друга".

Хотя на первый взгляд этот способ мышления кажется убедительным, поскольку он присущ так называемому здравому смыслу, в научных исследованиях, особенно в случаях глубокой оценки социальных явлений, он оказывается неприменимым. Одним из наглядных подтверждений этому служит метафизическое понимание сущности отрицания.

ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ

Каждый момент (стадия) развития, представляющий собой отрицание, не является ни абсолютно первым, ни абсолютно последним. Следовательно, за каждым первым отрицанием неизбежно следует второе, за вторым - третье и т. д. Такой вывод неизбежно вытекает, во-первых, из признания факта бесконечности движения как способа существования материального мира, во-вторых, из доказательства того, что противоречия, являющиеся основой каждого отрицания, не примиряются, а разрешаются. Поэтому отрицание не имеет и не может иметь вида какого-нибудь одноактного действия, оно всегда имеет характер сложного процесса, где движение вперед, от низшего к высшему, нередко сменяется движением вспять или простым повторением пройденных ступеней, цикличностью, т. е. когда в начале и конце своего изменения какой-нибудь предмет, явление остается в принципе тождественным самому себе1.

1 Например, при постоянных колебаниях температуры от - 0 до +100 и выше происходит цикл взаимопревращений лед -> вода -> пар -> вода -> лед -> вода -> пар и т. д. вода + пар и т. д. При атом совершается возврат к первоначальному агрегатному состоянию.

Впрочем, в объективной реальности преобладающими являются изменения циклического характера, в результате чего в природе совершается всеобщий круговорот веществ. Вместе с тем, необходимо учитывать, что цикличность изменений, их повторяемость зависит от природы явления или предмета и условий, в которых эти изменения происходят. Они различаются как по объему, глубине, так и по времени протекания. Поэтому не всегда и не во всех случаях мы можем с достаточной полнотой и точностью констатировать границы и масштабы происходящих в самой действительности циклических изменений.

Однако, в "чистом" виде эти изменения не происходят; они находятся в той или иной связи, в том или ином отношении с изменениями поступательного характера. Можно сказать, что цикличность и поступательность представляют собой две взаимообусловленные противоположности, присущие движению как способу существования материи. Поэтому неправомерно полагать, будто какие-либо конкретные процессы можно рассматривать только как поступательные или только как циклические.

В неорганической природе (в частности в явлениях, изучаемых физикой или химией) циклические изменения имеют настолько преобладающее значение, что они нередко служат аргументом в пользу утверждения о нецелесообразности применения закона отрицания отрицания, например, к миру элементарных частиц. Взаимодействие этих частиц обнаруживается в их взаимопревращаемости: любая элементарная частица, взаимодействуя с любой другой (или другими) превращается в другую (или другие) частицу. На первый взгляд в этих циклах взаимопревращений, кажется, нет движения по восходящей линии, все совершается в итоге как бы по замкнутому кругу. Но это возможно лишь в абсолютном вакууме, который, кстати, существует лишь в идеальной форме. На самом же деле все обстоит иначе: элементарные частицы, взаимопревращаясь, оказывают определенное влияние на материальное образование, составными частями которых они являются. Другое дело, что это влияние мы пока не можем проследить с необходимой полнотой.

Современная биохимия довольно подробно раскрыла тот факт, что жизнедеятельность всех органических веществ основана на большом ряде различных химических реакций, общих и для простейших и для самых сложных организмов. Последовательность одних и тех же реакций тождественна во всех деталях, их конечный эффект или балансовый уровень остается сходным как у бактерий, так и у высших организмов. Поэтому на всех ступенях эволюционной лестницы живой природы обнаруживается много одних и тех же (важнейших для жизнедеятельности организмов) химических соединений. Так, аденазинтрифосфорная кислота (АТФ), являющаяся универсальным звеном клеточной энергетики, обнаруживается у всех организмах без исключения.

Это означает, что в рамках биологических явлений химические (а также и физические) процессы имеют циклический характер, их движение совершается в этих пределах как бы по кругу, с возвратом к исходному состоянию. Но именно благодаря этому осуществляется нормальное функционирование живых организмов, их эволюция и в конечном итоге - прогрессирующее развитие.

Или такой пример. Все многоклеточные организмы на протяжении своей индивидуальной жизни как бы претерпевают неоднократное обновление: в каждом из них происходит непрерывный процесс деструкции (разрушения) и образования клеток. Другими словами, каждая клетка, за исключением нервной, функционирует лишь определенное время, затем она разрушается, а ее место занимает вновь образованная клетка. По отношению к живому организму как целому происходящий в нем процесс новообразования клеток имеет характер повторяющихся циклов. Благодаря этому осуществляется нормальное функционирование и развитие живого организма.

В то же время, если отдельный организм (особь) рассматривать в рамках популяции, то его рождение, развитие и отмирание выступает как момент повторяющихся процессов, происходящих внутри популяции и обеспечивающих ее функционирование и развитие как биологического явления.

Естественно, что не только в живой природе, но и в неживой, а также и в жизни общества развитие всех явлений и предметов имеет аналогичный характер. При этом следует иметь в виду, что сам характер развития в различных областях объективного мира имеет свою особенность, которая может быть настолько своеобразна, что на первый взгляд создается впечатление об отсутствии у них тождества, сходства.

Таким образом, сложность и противоречивость движения, выражающиеся во взаимосвязи цикличности и поступательности, обусловливают факты определенного повторения отдельных пройденных ступеней в развитии, возврата якобы к старому. В каждом конкретном явлении имеется определенное повторение прошлого, характеризуемое как отрицание отрицания. Но в этом повторении нет полного воспроизведения прошлого, так как и само явление и условия, в которых оно существует, претерпели существенные изменения. В силу этого самое повторение происходит на иной, более высокой основе, а процесс развития, по образному выражению В. И. Ленина, идет не по прямой линии, а по восходящей кривой линии, имеющей вид спирали.

Может возникнуть вопрос: как часто происходит повторение пройденных ступеней? Ответ может быть один: это зависит от природы самого явления и от условий его функционирования. В развитии одних явлений повторяемость можно установить через однодва отрицания (например, зерно - растение - зерно; металлы - металлоиды - металлы), в развитии других - через четыре-восемь моментов отрицания (зерно - корневая система - стебель - колос зерно), в развитии третьих - повторяемость может иметь весьма приблизительный характер (например, геологическое развитие).

Все это указывает на то, что нельзя действие закона отрицания отрицания представлять схематизированно, т. е. в виде строго очерченных ступеней, во всех процессах, сменяющих друг друга с одинаковой последовательностью и в какой-либо неизменной форме.

Весьма специфично действие рассматриваемого закона в общественной жизни.

СПЕЦИФИКА ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

В общем виде особенность действия законов материалистической диалектики в социальной форме движения материи обусловлена наличием двух факторов - объективного (совокупность изменений, которые происходят вне и независимо от воли и желания людей) и субъективного (деятельность людей, классов, партий, различных объединений и т. д., направленная на достижение определенных целей). Именно через взаимодействие этих факторов пробивают себе дорогу объективные законы диалектики.

В условиях развития антагонистических формаций процесс отрицания отрицания выражается в конечном итоге в столкновении и борьбе основных классов - эксплуататоров и эксплуатируемых. Любой эксплуататорский - экономически и политически господствующий - класс все свои усилия сознательно направляет на сохранение условий, отвечающих его коренным интересам. Эти усилия и действия в итоге противоречат объективному ходу истории. Напротив, угнетенные классы ведут борьбу с эксплуататорами за ликвидацию этих условий и создание других условий, обеспечивающих их свободное существование и развитие. Действия угнетенных классов в данном случае отвечают требованиям поступательного движения в истории.

В результате борьбы классов происходит отрицание, итогом которого является возникновение новой формации. Переход к новой формации не означает полного, абсолютного отрицания предшествующей: все положительное, достигнутое в материальной и духовной областях деятельности людей, сохраняется и используется для дальнейшего развития истории.

Каждая антагонистическая формация в своем развитии претерпевает ряд последовательных отрицаний, которые приводят ее к самоотрицанию. Такое состояние наступает, когда возможности прогресса общества в рамках данной формации исчерпаны.

Качественно иным является отрицание в условиях социализма (и тем более коммунизма) прежде всего потому, что здесь нет классов, чьи коренные интересы были бы полярно противоположны, следовательно, нет класса, жизненно заинтересованного в сохранении определенных общественных условий в ущерб другому (или другим) классу. Более того, сами классы в силу объективных причин, развиваясь, в итоге перестают быть классами как большими социальными группами людей.

В нашей стране, как было отмечено в решениях XXIV съезда КПСС, "в процессе коммунистического строительства, в условиях развертывания научно-технической революции, глубоких сдвигов в экономике и характере труда происходят важные социальные изменения. Повышается профессиональная подготовка и мастерство рабочих и крестьян, их образованность и культура; постепенно сближаются условия труда и быта в городе и деревне; увеличивается численность интеллигенции, особенно научно-технической" 1. Благодаря этому создается все больше объективных предпосылок для образования бесклассового, социально-однородного общества.

1 "Материалы XXIV съезда КПСС", стр. 203.

Это значит, что на смену одним основным противоречиям, определяющим развитие общества, "пришли" другие, имеющие принципиальное различие. Объективная тенденция к укреплению единства социалистического общества основана на базе экономических, производственных отношений, важнейшим признаком которых является общественная собственность на орудия и средства производства.

Благодаря этому в условиях социализма и коммунизма основные элементы производительных сил - орудия и средства труда ("вещный элемент") и люди, приводящие их в действие ("личностный элемент") - соединены между собой непосредственно. Это значит, что в самих материальных (экономических) отношениях социализма и коммунизма нет тех причин, которые в конечном итоге ведут к разделению общества на противоположные, враждующие классы.

В условиях же классового общества, например, капитализма, это соединение элементов производительных сил осуществляется через частного собственника, т. е. опосредованно: именно его, собственника (а не самих производителей материальных благ) заинтересованность определяет то или иное направление развития материального, а значит, и духовного производства в обществе. Такое положение неизбежно порождает условия для поляризации классов, углубления и развития противоречий между ними.

Поэтому, если в антагонистических формациях главными, определяющими противоречиями были противоречия между эксплуататорами и эксплуатируемыми, то для социализма и коммунизма, как единой формации, таким противоречием является противоречие между объективными требованиями и условиями развития общества и уровнем планомерно организованной деятельности людей в материальной и духовной областях. Это такое противоречие, которое по своей природе не стремится к состоянию антагонизма, оно, следовательно, не порождает потенциального предела развития самой формации. Возникающие в развитии нашего общества трудности (как проявление этих противоречий) преодолеваются и разрешаются под контролем, организованными усилиями и в интересах всего общества, а не отдельных социальных групп или классов.

Об этом наглядно свидетельствуют, например, решения XXIV съезда КПСС. В директивах съезда по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 - 1975 гг. определены важнейшие социально-экономические задачи, решение которых создаст еще более благоприятные условия для утверждения коммунистического общества, дальнейшего общественного прогресса. Характер этих задач, их содержание отражают интересы не одного какого-либо, а всех классов и социальных групп советского общества.

Это означает также и то, что процесс возникновения, развития и разрешения социальных противоречий, совершающийся в коммунистической общественно-экономической формации, не создает почву для образования тех сил и тенденций, действие которых в итоге приводит к полному самоотрицанию данной организации общества, как это было в прежних формациях.

Ф. Энгельс охарактеризовал историю общества, разделенного на угнетенных и угнетателей, как предысторию человечества. Действительная, подлинно человеческая история начинается после уничтожения всех форм эксплуатации человека человеком, когда человек становится господином созданных им общественных отношений и, тем самым, создает все необходимые предпосылки для всестороннего развития каждого члена общества.

С этого времени сама история общества, ее характер и тенденция, направление развития приобретают качественную особенность. Для анализа, оценки, осмысления ее перспектив не могут быть применимы в неизменном виде понятия и представления, выработанные на основе изучения прежней истории. В определенной степени можно провести такую аналогию: как при изучении явлений микромира оказываются неэффективными принципы и подходы, выработанные классической физикой, так и при изучении процессов и явлений, относящихся к собственно коммунистической формации, неправомерно механически пользоваться понятиями и представлениями, образованными в ходе изучения классово-антагонистических формаций.

В прежних формациях на все социальные противоречия - как при возникновении, так и при их развитии и разрешении - в конечном итоге то или иное влияние оказывали противоречия, существовавшие или существующие между основными антагонистическими классами. Со сменой одной антагонистической формации другой, аналогичной, характер общественного развития в принципе не изменяется. Возникновение и разрешение противоречий и, следовательно, действие закона отрицания отрицания было идентичным, а переход от одной стадии общественного развития к другой, от старого к новому выступает как смена одного социально-экономического строя другим.

При рассмотрении же развития общества, перешедшего в стадию коммунистической формации, мы неизбежно должны отказаться от подобного представления. Уже самое понятие "общественно-экономическая формация", главным признаком которого является характер господствующих экономических отношений, с точки зрения будущего развития общества приобретает качественно иное содержание. Стадиями, ступенями общественного прогресса будет выступать не смена одной формации другой, а совершенно иные качественные характеристики общества, связанные с совершенствованием, с одной стороны, общественных институтов и, с другой, - человека как личности. Такова тенденция развития человеческой истории.

Таким образом, говоря о действии закона отрицания отрицания в условиях социализма и коммунизма, необходимо учитывать качественную особенность их организации и развития в отличие от всех предшествующих общественно-экономических формаций.

Данный закон в литературе формулируется и как закон диалектического синтеза, либо называется также законом диалектических отрицаний (что, впрочем, не совсем корректно). Как и два предыдущих закона диалектики он характеризует развитие, но имеет свой аспект в выявлении закономерностей развития. Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос, какова направленность развития, раскрывает характер этой направленности.

В философии Гегеля диалектика выступает методом саморазвития, самопознания Абсолютной идеи (мирового разума), и сформулированный Гегелем закон отрицания отрицания действует, прежде всего, в сфере мышления (в бытии лишь постольку, поскольку философ исходит из тезиса о тождестве мышления и бытия). Разум начинает диалектическое движение с некоторого исходного положения, которое философ называл тезисом. Впоследствии этот тезис подвергается диалектическому отрицанию, превращаясь в свою противоположность – антитезис. Отрицание тезиса не следует понимать как его простое отбрасывание. Антитезис, отрицая, критически преодолевая то, что есть в исходном тезисе, удерживает, сохраняет в своем содержании все разумное, ценное из него. Выдвижением антитезиса (то есть отрицанием тезиса) процесс развития, самопознания Абсолютной идеи не заканчивается, он идет дальше, и со временем наступает новое отрицание или отрицание отрицания. Этот третий этап в развитии мысли Гегель называл синтезом. Разум, по представлениям Гегеля, обогатившись всем ценным, что имелось на предыдущих этапах его развития, как бы возвращается к исходному положению. Но это не простое возвращение, не замкнутый «круг», а скорее «спираль»: итог включает в себя то новое, что было достигнуто на второй стадии (антитезис), что отсутствовало в исходном пункте развития (тезис).

В триаде Гегеля (тезис – антитезис – синтез) получил идеализированное, мистифицированное выражение действительный процесс мышления и познания. Каждый из нас десятки раз был свидетелем того, как спорят люди, заинтересованные в достижении истинного знания о каком-либо предмете. Один человек предлагает исходное положение, гипотезу. Другой критикует, выдвигает свои доводы, догадки. В конце концов, возражая друг другу и вместе с тем стремясь выявить все ценное, что содержится во взглядах и доводах собеседника, участники диалога могут прийти к общему выводу, содержащему новое знание.

В познании диалектическое отрицание проявляет себя как конструктивная критика. Не отрицание ради самого отрицания, не «зряшное», бесплодное отрицание, а отрицание, содержащее в себе позитивную установку на ростки нового, лежит в основе конструктивной критики. Такая критика, является необходимой, полезной, плодотворной для развития познания. В этом отличие её от деструктивной критики, имеющей целью тотальное отрицание, неприятие любой точки зрения, отличной от той, которой придерживается сам критикующий.

Для философии важно понимание законов развития не только мышления, познания, но и самой природной и социальной действительности. В материалистической диалектике закон отрицания отрицания, его основные категории наполняются бытийственным содержанием, рассматриваются как отражение реального процесса развития объективного мира.

Диалектическое отрицание. В мире все имеет свое начало и конец, на смену старому приходит новое, которое также устаревает и уступает место вновь нарождающемуся. Сменяются поколения людей, формы общественной жизни, происходит смена фаз, периодов, этапов в бытии того или иного предмета. Не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования. Скажем, эмбриональное существование человеческого детеныша сменяется младенчеством, которое в свою очередь уступит место детству, оно затем будет вытеснено подростковым возрастом, перейдет в юность, позже наступит взрослое состояние, в свою очередь проходящее через ряд фаз. Каждая новая фаза «отрицает» предыдущую.

По характеру действия в объективной действительности (как и в познании) различают два типа отрицаний : деструктивные и конструктивные. Деструктивное отрицание разрушает систему, ведет к ее распаду, ликвидации; здесь имеет место прекращение всякого развития, конец существования системы, ее уничтожение. При деструктивном типе отрицания большую, а часто и решающую роль играют внешние по отношению к материальной системе факторы. Конструктивное отрицание , наоборот, детерминируется главным образом внутренними факторами, внутренним противоречием. В диалектике, писал Ф.Энгельс, отрицать – не значит сказать «нет», или объявить вещь не существующей, или разрушить ее любым способом. Диалектика имеет дело с конструктивным отрицанием, то есть отрицанием, которое являются условием и моментом развития. Это находит отражение в определении диалектического отрицания.

Диалектическое отрицание – это закономерный процесс смены старого качества новым на основе разрешения свойственных предмету, явлению внутренних противоречий, при котором старое качество не уничтожается, а «снимается» новым качеством. Новое качество содержит в себе всё значимое, перспективное, жизненное из старого.

Таким образом, диалектическое отрицание, во-первых, выступает результатом не внешнего вмешательства в природу объекта, а итогом разрешения внутренних противоречий и потому выступает как самоотрицание, и, во-вторых, диалектическое отрицание – это не уничтожение старого новым, а его снятие , обеспечивающее связь, преемственность между ними. Примером диалектического (конструктивного) отрицания-снятия может служить прорастание брошенного в землю зерна, а деструктивного – размол зерна на мельнице, превращение его в муку.

Снятие – одна из центральных категорий диалектики Гегеля. Снятие, по Гегелю, это появление нового качества путем отрицания предыдущего, результат борьбы противоположностей. Снятие имеет «… двоякий смысл: оно означает сберечь, с о х р а н и т ь и вместе с тем прекратить, п о л о ж и т ь к о н е ц» (Гегель). Заключая в себе момент разрушения, деструкции, преодоления, изживания старого, снятие не сводится к нему; снятие предполагает кумуляцию, частичное сохранение старого, его трансляцию в новое, утверждает связь, преемственность в развитии.

Развитие характеризуется не разрывом нового со старым, а преемственностью. Удержание в новом всего положительного, жизнеспособного из старого и есть преемственность. В социальном развитии преемственность проявляется, в частности, через связь прошлого, настоящего и будущего, через традицию. Прошлое (старое) участвует в созидании настоящего и будущего (нового), образуя живую связь времен в виде традиций. Традиция представляет собой определенный тип отношений между последовательными стадиями развивающегося объекта, в том числе и культуры, когда «старое» переходит в новое и продуктивно «работает» в нем, способствуя его прогрессивному развитию. Бережное отношение к прошлому, традициям есть показатель меры культуры. Но «бережное» не означает «минералогическое», только охранительно-консервативное отношение, традиция должна дополняться новаторством и только при их разумном сочетании возможно прогрессивное развитии общества.

Закон отрицания отрицания . Развитие можно представить как цепь диалектических отрицаний. В ходе любого развития каждая ступень развития объекта, будучи отрицанием предыдущей, сама отрицается последующей. Но есть относительно замкнутый цикл развития, связанный с двойным диалектическим отрицанием-снятием. Он обусловлен тем, что развитие осуществляется на основе закона единства и борьбы противоположностей.

Первое отрицание представляет собой переход исходного состояния системы (объекта) в свою противоположность. И как таковая противоположность содержит в себе односторонность, неполноту проявления в развитии сущности объекта. Эта неполнота и односторонность должны быть преодолены вторым отрицанием.

Второе отрицание , или отрицание отрицания, - это снятие противоположностей (исходной ступени и ее отрицания) в их новом качественном единстве, их диалектический синтез . Исходя из того, что синтез является итогом развития, результатом двойного отрицания-снятия (отрицания отрицания) соответствующий закон можно называть и законом диалектического синтеза.

Диалектический синтез означает достижение более высокого содержания системы, чем это имелось на первых двух этапах. И это не простая сумма одного и другого (исходного и ему противоположного, «тезиса» и антитезиса»), а нечто новое, возникшее как результат разрешения противоречий предыдущих этапов развития. Диалектический синтез обеспечивает полноту проявления сущности объекта, сохранение компонентов содержания и обретение новых связей, развитие новой целостности. Итогом двойного отрицания является переход системы на новую, более совершенную ступень развития, что указывает на существующую поступательность в развитии.

В действии закона отрицания отрицания (или закона диалектического синтеза) можно выделить ряд этапов (ступеней), характеризующих развитие и обнаруживающих его фундаментальные черты: преемственность, повторяемость, поступательность.

Обозначим исходную ступень цифрой 1, последующий этап первого отрицания цифрой 2, а завершающий этап цикла развития, связанный со вторым отрицанием, цифрой 3. Переход от 1-го этапа ко 2-ому, а также от 2-го к 3-ему этапу осуществляется посредством диалектического отрицания-снятия и тем самым обеспечивается преемственность в развитии. Более того, на 3 этапе (этапе диалектического синтеза) происходит возврат к 1 этапу, но это не абсолютное, буквальное воспроизведение структуры и содержания исходной ступени, а ее возрождение, восстановление на новой, более высокой основе. Повторение на новой ступени того, что уже было пройдено на старой, низшей ступени, - характерная черта развития, фиксируемая данным законом. Повторение уже пройденного не означает движения по кругу, круговорота в развитии, поскольку осуществляется «якобы возврат» к уже бывшему, исходному. Слово «якобы» указывает на то, что уровень содержательного развития 3 ступени выше, чем он был на исходной, 1 ступени. Поэтому повтор на высшей ступени некоторых особенностей исходной ступени обусловливает не круговорот, а особую форму поступательного развития – спиралевидную.

Поступательность – третья черта развития, раскрываемая данным законом. Она является определяющей, так как именно с ней связан ответ на вопрос о направленности развития. Спираль указывает на специфический, внутренне противоречивый характер поступательности развития.

Направленность развития с точки зрения закона отрицания отрицания не есть круговорот или прямая линия. Развитие носит поступательный характер и может быть представлено в виде спрессованной конусообразной спирали, расширяющейся кверху (чем изображается и рост содержания, и убыстрение темпов развития). Спираль отражает противоречивость развития, в котором есть и движение по прямой, и круговороты. При общем поступательном развитии системы спиралевидность включает в себя диалектическое единство движения вперед и одновременно назад, прогресс и регресс. Поступательность не тождественна прогрессу, но означает такую направленность развития, в которой доминирует, преобладает прогрессивная направленность . Поэтому в указанном контексте понятия поступательности и прогресса могут использоваться как синонимы. Спираль позволяет отобразить глубокую сущностную противоречивость поступательного, прогрессивного развития материальных систем.

Можно дать следующую формулировку закона отрицания отрицания : в процессе прогрессивного развития материальная система проходит относительно замкнутый цикл развития, связанный с двойным отрицанием-снятием старого качества и появлением нового, которое является результатом диалектического синтеза предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе некоторые особенности структуры исходной ступени развития, в силу чего направленность развития обретает вид спирали, которая содержит в себе указание на такие черты развития как преемственность его этапов, повторяемость характерных черт исходного этапа, поступательность.

Специфика проявления закона отрицания отрицания. Как никакой другой закон диалектики, закон отрицания отрицания требует при своем установлении строго конкретного подхода. Нельзя подгонять под триаду любые отрицания, нужно конкретно анализировать действительность, устанавливать факты, чтобы определить, действует ли в развитии данной системы этот закон или нет.

Закон отрицания отрицания действует тогда, когда предмет дважды претерпевает превращение по типу отрицания-снятия. Два отрицания-снятия выступают составными частями данного закона. Однако наличие любых двух отрицаний, следующих друг за другом, еще не есть критерий закона отрицания отрицания. В смене агрегатных состояний воды (пар – жидкость – лед) или в переходах от неорганической природы к живой и от нее к обществу (неорганический мир – живая природа – общество) налицо по два следующих друг за другом отрицания, но закон отрицания отрицания не устанавливается. В первом явлении есть движение, но нет развития, а следовательно, нет и закона развития. Во втором примере имеется развитие, но нет повторения на высшей ступени характерных черт исходной ступени, а без этого признака нет закона. Таким образом, чтобы установить действие закона, недостаточно обнаружить следующие друг за другом два отрицания независимо от их вида и типа.

В повторяемости на высшей ступени характерных черт (структуры) исходной ступени, обусловливающей спиралевидную форму развития, - существо закона. Причем, может быть и так, что прежде, чем в развитии системы обнаружится данная закономерность (повторяемость исходного), система может претерпеть несколько промежуточных отрицаний. Поэтому действие закона отрицания отрицания обнаруживается лишь на достаточно протяженном временном отрезке, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать относительно завершенный цикл в развитии системы.

Еще одна особенность связана с областью действия закона. Сфера действия закона отрицания отрицания ограничивается поступательным, прогрессивным направлением развития материальных систем. Он не действует в регрессивной, нисходящей ветви развития. Поэтому он, например, менее экстенсивен, чем закон диалектической противоречивости, который действует также и в регрессе. Более того, закону отрицания отрицания подчинены не все системы с прогрессивной ветвью развития, а лишь те, которым присуща спиралевидная форма развития. Спиралевидная форма прогрессивного развития – одна из возможных. Прогрессивное развитие может иметь и другие формы, например, «лестнично-поступательную», а также иметь вид «раскручивающейся спирали» (то есть, спирали, переходящей в прямую восходящую линию), ломаной восходящей линии и т.п.

Таким образом, закон диалектического синтеза (или отрицания отрицания) требует для своего установления повышенного внимания и конкретности.

Метафизическое истолкование закона. Содержание закона раскрывается через категорию отрицания. Метафизическое понимание отрицания выступает в двух формах: 1) абсолютизация момента деструкции, разрушения, полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития и 2) абсолютизация момента преемственности в развитии.

Первую форму можно встретить в концепции «негативной диалектики» Франкфуртской школы. Её представитель Т.Адорно провозглашал необходимость безоговорочного отрицания старого в целях обновления социальной действительности. Недостаточная эффективность отрицания должна быть снята вторым отрицанием, отрицанием отрицания. С позиции «тотального отрицания» Т.Адорно, Г.Маркузе и др. критиковали современное им западное общество. Эта философия послужила отправной точкой формирования идеологии «новых левых», которая включала в себя пропаганду насильственных и террористических методов борьбы с капиталистической цивилизацией и была на практике востребована студенчеством в массовых выступлениях 60-70-х годов XX века против существующей системы образования, буржуазной культуры в целом. Кульминацией студенческого протеста стало выступление студентов в мае 1968 г. в Париже, когда, наряду с требованием реформы высшего образования, был выдвинут лозунг «Вся власть – студентам!».

Абсолютизация момента разрушения, деструкции в теории развития ведет на практике к социальному нигилизму. Нигилизм – это негативная установка на восприятие мира, проявляющаяся в конкретных действиях. Спектр нигилистического восприятия мира широк: от состояния разочарования и апатии, сомнения и цинизма до позиции отрицания «всего и вся». В общественной жизни нигилизм проявляется в развитии социальных болезней (алкоголизме, наркомании, в росте преступности, моральной деградации). Крайними формами социального нигилизма выступают политический анархизм, экстремизм, терроризм, акты геноцида.

В нашей стране социальный нигилизм проявил себя в первые годы после Октябрьской революции в так называемом «пролеткультовском движении». Под предлогом буржуазности сторонники «Пролеткульта» призывали отбросить достижения предшествующей культуры. Выдвигались положения: «Никакой преемственной связи с культурой буржуазного общества», «Пролетарская культура должна быть построена заново», люди пролетарского происхождения должны заменить старых специалистов, прийти в вузы, Академию наук, Большой театр и т.п. Об опасности для страны такого рода революционного пафоса писал А.В.Луначарский, бывший в то время народным комиссаром просвещения.

В наиболее варварской форме политический экстремизм проявил себя в Китае в годы так называемой «культурной революции». Тогда под лозунгом борьбы с буржуазной идеологией была истреблена значительная часть интеллигенции, был нанесен большой ущерб развитию науки, культуры.

Вторая форма метафизической трактовки отрицания выражается, как уже было отмечено, в абсолютизации не разрушения, а наоборот, преемственности в отношении к прошлому этапу развития. Это происходит тогда, когда в любом социальном явлении пытаются найти рациональные моменты. Но есть такие явления, которые в силу их антигуманного, бесчеловечного содержания следует подвергнуть безоговорочному отрицанию, разрушению. Например, бессмысленно искать в фашистской, расистской идеологии «рациональное» содержание, она подлежит полному отрицанию.

Помимо недиалектической трактовки основной категории закона - категории отрицания, метафизика может проявить себя в противоположном диалектике истолковании направленности развития.

Закон отрицания отрицания, характеризуя спиралевидную направленность развития, указывает на сложное сочетание в развитии движения по прямой с круговым движением. Метафизическая трактовка направленности развития связана, во-первых , с абсолютизацией имеющихся в действительности круговоротов, и, во-вторых , с упрощенной трактовкой прогрессивных, поступательных изменений.

Согласно метафизической теории круговорота мир замкнут и все в нем нескончаемо повторяется: ничто не ново под Луной. То, что существует ныне, уже некогда было и снова вернется на круги своя. В мире нет поступательного развития, нет переходов от простого к сложному, от низшего к высшему. Происходит лишь чередование одних и тех же форм бытия, подобно повторению времен года или смене дня и ночи.

Применительно к обществу концепция круговорота была предложена в XVIII в. итальянским философом Дж.Вико. Согласно его концепции общество не стоит на месте, а развивается, но в своем развитии проходит три, вечно повторяющиеся последовательные ступени: «век богов», «век героев», «век людей». Эти ступени соответствуют трем этапам развития человека и человечества: детству, юности, зрелости. Каждому периоду соответствует свой тип мировоззрения, специфические формы правления, нравы и т.д. Подлинно человеческие порядки периода зрелости существуют недолго. Общество, раздираемое конкурентной борьбой и войнами, страстью к наживе, идет к упадку и возвращается к «первоначальной простоте первого мира». Человечеству предстоит снова повторить пройденные ступени, ибо это является всеобщим законом для всех времен и народов, установленным божественным провидением.

В XIX-XX вв. идея круговорота (цикла) получила своеобразное воплощение в концепциях локальных культур (цивилизаций) Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби. Характерной чертой этих концепций выступает отрицание всемирного единства истории и прогресса как общей направленности исторического развития. Человеческая история распадается на ряд самобытных культур (цивилизаций), которые проходят в своем развитии этапы зарождения, расцвета и гибели.

Отрицание круговорота, циклизма и признание восходящего, поступательного развития еще не есть диалектика. В философии долгое время имело место метафизическое представление об однонаправленности развития , недиалектическое отождествление развития с одним из его существующих направлений – прогрессивным, при этом сам прогресс получал поверхностную, метафизическую трактовку.

Еще в XVIII веке теория круговорота была подвергнута критике со стороны французских просветителей, идеологов революционного в то время класса буржуазии. Идея прогресса – развития человеческого общества по восходящей линии от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным, родилась в период подъема капитализма и нашла выражение в работах А.Тюрго, И.Гердера, Ж.Кондорсэ. Однако трактовка прогресса была упрощенной, развитие рассматривалось как прямолинейный процесс, без внутренних противоречий, зигзагов, отступлений. Критерий прогресса усматривался в уровне просвещения и науки.

В наши дни метафизическая трактовка прогресса также связана с неумением видеть многомерность развития, противоречивое единство прогресса и регресса, учитывать разные виды прогрессивного развития и сложный, системный характер критерия прогресса.

Рассмотренные выше законы диалектики с различных сторон характеризуют развитие. Обладая спецификой и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаимосвязаны и проникают друг в друга. В единстве они дают полную картину развития.


О философии кратко и понятно: ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ. Все основное, самое главное: очень кратко про ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ. Суть философии, понятия, направления, школы и представители.


ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

В мире все конечно, а значит, все имеет свою весну и лето, склоняется к осени и наконец гибнет в леденящей стуже зимы. Такова логика жизни - и всего природного, и всего социального. В бесчисленной смене нарождающихся и отмирающих форм возникают и исчезают виды растений, животных, сменяются поколения людей, формы общественной жизни. Но без отрицания старого невозможно рождение и созревание более высокого и полного сил нового, а стало быть, невозможен процесс развития. Этот закон диалектики органически связан с двумя остальными диалектическими законами. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Напр., юность отрицает детство и сама в свою очередь отрицается зрелостью, а последняя - старостью. Различают три вида отрицания:

1) формально-логическое отрицание, в котором что-либо утверждается или отрицается и которое не отражает процесса развития;

2) метафизическое отрицание, в котором отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало;

3) диалектическое отрицание, основным содержанием которого являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию.

Таким образом, отрицание отрицания предполагает: повторяемость в процессе развития; возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; относительную завершенность конкретных циклов развития; несводимость развития к движению по кругу.

В этом заключается сущность рассматриваемого закона.

Внутренний механизм процесса диалектического отрицания включает в себя следующие компоненты:

Две стороны антагонизма - положительную и отрицательную;

Нарастание отрицательной противоположности;

Преобладание отрицательной тенденции над положительной тенденцией;

Отрицание старого, отжившего новым качеством, возникновение нового качества.

Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще остается, ибо последнее сильнее него. Это всегда бывает и в природе, и в общественной жизни.

Но развитие - это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным количеством витков, она предполагает цикличность. Развитие как бы повторяет уже пройденное, но повторяет иначе, на более высокой ступени, в иных условиях и среде.

Закон отрицания отрицания имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и мышлении.

......................................................

История марксистской диалектики (От возникновения марксизма до ленинского этапа)

1. Отрицание отрицания у Гегеля и у Маркса

Впервые, как известно, закон отрицания отрицания был сформулирован Гегелем. В «Экономическо-философских рукописях» молодого Маркса, «Анти-Дюринге» Энгельса, «Философских тетрадях» Ленина гегелевская диалектика отрицательности получила очень высокую оценку. Ленин указывает, что в диалектике существенно понимание отрицания как момента связи, развития, с удержанием положительного (см. 3, XXIX, 207). Он обращает внимание на мысль Гегеля о том, что в «отрицательном вообще заключается основание становления, беспокойства самодвижения» (3, XXIX, 104).

Однако наряду с ценными мыслями о диалектике отрицания Гегель выдвигает идеалистическое положение о том, что сама отрицательность есть способ саморазвития только «разумного познания», «поворотный пункт в движении понятия». Ниже мы увидим, что Марксово понимание диалектики отрицания прямо противоположно гегелевскому.

Первое отрицание, по Гегелю, не завершает развития познания. Оно должно быть дополнено вторым – отрицанием отрицания. Они различны по своим функциям. Если первое отрицание означает возникновение противоречия, снятие первоначальной «всеобщности» и «непосредственности», то второе отрицание есть снятие самого противоречия, его разрешение (13, VI, 310). Второе отрицание есть «бесконечное единство» противоположностей (11, I, 313), положительный результат противоречия (см. 11, I, 163). И это, подчеркивает Гегель, очень важно, поскольку в этом, втором отрицании элемент скептицизма окончательно снимается.

Закон отрицания отрицания, как отметил Энгельс, был применен Гегелем при построении им всей своей системы философии. Категории в ней излагаются в форме противопоставления одной противоположности другой и снятия этой противоположности в третьей категории, представляющей собой единство той и другой. Так, становление есть единство ничто и чистого бытия, мера – единство качества и количества, понятие – единство бытия и сущности, действительность – единство «сущности как рефлексии в себя самой» (т.е. без ее внешнего проявления) и существования и т.д.

Сама идея использования закона отрицания отрицания при построении научной системы была не только не предосудительной, но в высшей степени плодотворной. В своей рецензии на книгу Маркса «К критике политической экономии» Энгельс показал, что метод Маркса в том и заключается, чтобы из факта противоречия вывести новое отношение, искать которое следует, конечно, в самой действительности.

Недостаток гегелевского понимания закона отрицания отрицания выражается не только в том, что Гегель применял его лишь к области познания, к движению понятия и т.д., но и в самом способе применения этого закона. Этот порок, проистекающий из идеализма, коротко можно назвать спекулятивным моментом гегелевской диалектики. «Спекулятивный , или положительно-разумный момент постигает единство определений в их противоположности, утверждение , содержащееся в их разрешении и их переходе» (13, I, 139). Но все дело в том, что результат мышления не спекулятивен, т.е. не положителен сам по себе, а схематичен и абстрактен, и его содержание еще должно быть найдено и привнесено из внешней мышлению действительности. Гегелевская «спекуляция» означает не что иное, как порождение мышлением, понятием положительного результата из своего собственного, имманентного движения. Отсюда тот самый момент искусственного, схематичного навязывания отрицания отрицания предметам, от которого Маркс, Энгельс и Ленин постоянно отмежевывались, отвечая на критику многих незадачливых ниспровергателей диалектики (Дюринга, Михайловского и др.).

Действительно, если положительный результат противоречия, выраженного в понятии, можно получить из самого же понятия, то требовать от действительности соответствия этому чисто мыслительному результату вполне правомерно. Но мышление не может найти конкретную положительную форму, в которую разрешается какая-либо противоположность, исходя из понятий, фиксирующих эту противоположность. Если оно это и делает, то не в положительном плане, как думал Гегель, а в отрицательном. Говоря о гибели капитализма, об экспроприации экспроприаторов (см. 2, XXIII, гл. XXIV), Маркс не выводит этот объективно необходимый результат развития из закона отрицания отрицания, как такового; результат этот (отрицание отрицания) он не показывает во всей его конкретности, ибо в то время такого результата не существовало. Зато самый капитализм, существовавший реально, вне мышления, был конкретно отображен мышлением на основе применения законов диалектики, в том числе и закона отрицания отрицания. Капитализм как конкретный объект диалектического мышления был «взят» Марксом из действительности и логически объяснен как с генетической точки зрения, так и с точки зрения тенденций дальнейшего развития. Объект – предпосылка познания, а не его результат.

Метафизичность (обусловленная идеалистическим формализмом) гегелевского способа применения закона отрицания отрицания особенно ярко проявилась в абсолютизации третьей ступени развития абсолютной идеи в целом, точнее, конца всей его философской системы, завершающейся «абсолютным знанием»: «Это третье само, в свою очередь, может быть лишь началом дальнейшего развития. Может казаться, что это поступательное движение продолжается до бесконечности; на самом деле, однако, оно имеет абсолютный конечный пункт… Но требуются многие повороты, раньше чем дух, достигнув осознания себя, освободится» (13, IX, 39).

В противовес Гегелю Маркс вообще не признает никаких абсолютных ступеней в развитии. Абсолютно лишь диалектическое отрицание каждой достигнутой ступени, каждой «осуществленной формы», ибо «в своем рациональном виде диалектика… в позитивное понимание существующего… включает в то же время понимание его отрицания…» (2, XXIII, 22).

Как же пользуется законом отрицания отрицания Маркс? Еще в 1847 г., критикуя чисто «морализирующее», этически ограниченное понимание категории отрицания Гейнценом, Маркс писал: «Всякое развитие, независимо от его содержания, можно представить как ряд различных ступеней развития, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой… Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования. На языке же морали отрицать значит отрекаться » (2, IV, 296 – 297).

Продолжая, таким образом, материалистическую традицию Спинозы в понимании отрицания как объективного отношения материальных вещей, а не субъективно-идеалистического или морально-этического отношения к объекту, Маркс рассматривает отрицание как момент связи, развития, как элемент восходящего движения предмета. Материализм здесь определяет иное по сравнению с гегелевским понимание процесса развития – как развития не чистых понятий, а материальных вещей и явлений. Отсюда принципиально противоположное гегелевскому применение закона отрицания отрицания.

В гегелевской системе сохранение субстанциального содержания в развитии вещей достигается через их последовательное отрицание более высокой формой благодаря тому, что это содержание уже дано в готовом виде в изначально существующей Идее или, если речь идет об определенной области, в ее клеточке – понятии. По Марксу, отрицание подразумевает связь между последующей и предшествующей формами движения предмета, в которой субстанциальное содержание его не только сохраняется, но и возрастает, изменяется.

Применительно к движению капитала в целом здесь можно сказать, что оно представляет собой последовательную смену форм, цепь превращений, метаморфоз, каждая из которых отрицает предыдущую: Д – Т … П … Т? – Д?. Две из этих фаз движения капитала относятся к сфере обращения, одна – к сфере производства. В каждой из этих фаз капитальная стоимость находится в особой форме, которой соответствует специфическая функция. В этом движении «авансированная стоимость не только сохраняется, но и возрастает, увеличивается» (2, XXIV, 60). И именно в том факте, что в результате подобного последовательного отрицания каждой формой предыдущей формы сохраняется и даже возрастает некое субстанциальное содержание (в данном случае капитальная стоимость), – в этом факте и обнаруживается известная несамостоятельность той или иной отдельной формы рассматриваемого движения: «… денежный капитал, товарный капитал, производительный капитал обозначают здесь отнюдь не самостоятельные виды капитала, функции которых составляют содержание тоже самостоятельных и отделенных друг от друга отраслей предпринимательства. Они обозначают здесь лишь особые функциональные формы промышленного капитала, который последовательно принимает все эти три формы одну за другой» (2, XXIV, 60). Но с другой стороны, отмечает Маркс, кругооборот капитала связан с его задержкой на определенные сроки в отдельных фазах движения. «Лишь выполнив функцию, соответствующую той форме, в которой он находится в данное время, он приобретает форму, в которой может вступить в новую фазу превращения» (2, XXIV, 60). Таким образом, процесс возрастания субстанциального содержания возможен не иначе как через отрицание одной определенной, исчерпавшей себя формы другой. Этим объясняется также и то обстоятельство, что рассматриваемое движение капитала является восходящим. Однако, как увидим ниже, при рассмотрении достигнутого результата развития дело обстоит сложнее.

Положительный результат отрицания отрицания получается у Маркса не посредством чистого движения самого понятия, а, как указывалось, обусловлен самим процессом развития материальной действительности. Если же этот результат второго отрицания реально не существует, то Маркс вовсе не расписывает во всех подробностях то, чего еще нет, как это делали, например, утопические социалисты в отношении коммунистического общества. Он указывает лишь на самые общие принципы коммунизма, не касаясь конкретных форм их осуществления. В первом томе «Капитала» Маркс говорит об исторической тенденции капитализма и в этой связи упоминает закон отрицания отрицания. «Капиталистический способ присвоения, – пишет Маркс, – вытекающий из капиталистического способа производства, а следовательно, и капиталистическая частная собственность, есть первое отрицание индивидуальной частной собственности, основанной на собственном труде. Но капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание. Это – отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры: на основе кооперации и общего владения землей и произведенными самим трудом средствами производства» (2, XXIII, 773).

Здесь видна следующая схема применения рассматриваемого закона. Поскольку отрицание отрицания есть конкретный результат противоречивого развития предмета или явления, то он представляет собой синтез двух ступеней предыдущего развития. Чт? из предыдущих ступеней развития синтезируется – это можно предвидеть, ибо первая стадия (тезис) уже пройдена, а вторая (антитезис) достигла своего развитого состояния. Как осуществляется этот конкретный синтез, заранее предугадать нельзя. Это можно увидеть уже только в самой реальности. Конкретная связь между абстрактной формой тезиса и абстрактным содержанием антитезиса и есть то, что делает результат развития существенно отличным от тезиса. Это проистекает из того, что отрицание отрицания не механически соединяет то и другое, а подчиняет развившиеся элементы антитезиса внутренней форме, структуре тезиса.

Здесь важно то, что конкретная форма разрешения противоречия между тезисом и антитезисом должна быть найдена в сам?й реальной действительности. Конкретное единство, тождество противоположностей (тезиса и антитезиса), таким образом, не предписывается действительности, а обнаруживается в ней.

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

33. Категории и сущность закона отрицания отрицания Специфика закона отрицания отрицания заключается в том, что он определяет направление, форму и способы, а также историческую преемственность в развитии природы, общества и человеческого мышления. Мы знаем, что материя

Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна

Из книги Том 20 автора Энгельс Фридрих

XIII. ДИАЛЕКТИКА. ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ «Этот исторический очерк» (генезис так называемого первоначального накопления капитала в Англии) «представляет собой еще сравнительно лучшее место в книге Маркса и был бы еще лучше, если бы не опирался, помимо научных, еще и на

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

10. Абсолютный идеализм Гегеля. Система и метод философии Гегеля. История как процесс саморазвития «абсолютного духа» Георг Гегель завершил логическое разворачивание концепций Канта-Фихте-Шеллинга и, опираясь на идею Абсолютного Тождества Шеллинга, создал философскую

Из книги 1. Объективная диалектика. автора

31. Категории отрицания и отрицания отрицания. Метафизическое и диалектическое понимание отрицания. Закон отрицания отрицания Отрицание в логике - это акт опровержения некоего несоответствующего действительности высказывания, который разворачивается в новое

Из книги Объективная диалектика автора Константинов Федор Васильевич

Из книги Критика законов диалектического материализма автора Автор неизвестен

1. Существенные черты процесса развития, выражаемые законом отрицания отрицания К понятиям, имеющим важное значение в диалектической концепции развития, принадлежит категория отрицания, играющая роль одного из важнейших элементов марксистской диалектики.Если иметь в

Из книги Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе автора Багатурия Георгий Александрович

Из книги Политические онтологики автора Матвейчев Олег Анатольевич

Экспроприация экспроприаторов как отрицание отрицания В заключение остановимся на одном методологически особо важном моменте – на защите Энгельсом основного социалистического вывода I тома «Капитала» об экспроприации экспроприаторов (20, 134 – 138, 142, 640).Дюринг был одним

Из книги Сочинения, том 20 («Анти-Дюринг», «Диалектика природы») автора Энгельс Фридрих

Коммунизм как отрицание отрицания Исследуя первобытное общество и переход от него к обществу, основанному на частной собственности, Энгельс отмечает, что предстоящий переход к коммунистическому обществу приведет к возрождению на новой основе, на более высоком уровне

Из книги История марксистской диалектики (От возникновения марксизма до ленинского этапа) автора

Из книги История марксистской диалектики (Ленинский этап) автора

XIII. Диалектика. Отрицание отрицания «Этот исторический очерк» (генезис так называемого первоначального накопления капитала в Англии) «представляет собой еще сравнительно лучшее место в книге Маркса и был бы еще лучше, если бы не опирался, помимо научных, еще и на

Из книги автора

Глава шестая. Закон отрицания отрицания

Из книги автора

2. Отрицание отрицания как разрешающая форма движения противоречия и его конкретный результат Применяя закон отрицания отрицания, Маркс учитывает не только то, что он помогает понять конкретный результат того или иного развития. Маркс рассматривает отрицание отрицания

Из книги автора

3. Закон отрицания отрицания и архитектоника «Капитала» Как известно, Маркс выводил экономические категории друг из друга, включая более абстрактные категории или законы в более конкретные и объясняя более конкретные на основе более абстрактных. Более абстрактный

Из книги автора

7. Исследование закона отрицания отрицания В советской философской литературе особенное внимание было уделено интегральному характеру этого всеобщего закона развития. Суммируя основные идеи работ советских философов, характеризующие содержание закона, можно отметить

Отрицание отрицания - это процесс возникновения нового состояния Разума, которое характеризуется обострением внутренних противоречий (первое отрицание), разрешением этих противоречий (второе отрицание) и возникновением нового содержания Разума.

Таким образом, с помощью вот этих двух отрицаний, мышление шаг за шагом постепенно восходит от простых понятий к сложным, а Разум постепенно повышает сложность своего состояния и совершает поступательное движение вперёд - такова суть диалектического закона отрицания отрицания Гегеля .

Поскольку развитие мировой действительности, по Гегелю, есть развитие Абсолютной Идеи, то, таким образом, развитие мировой действительности - это результат внутреннего, собственного саморазвития, самодвижения Абсолютного Разума, которое происходит циклически, то есть однотипными этапами и фазами.

Основными этапами развития мировой действительности по Гегелю являются три главные его стадии:

1. Тезис. На этой стадии происходит полагание, формирование некоей сложившейся действительности и её утверждение в качестве исходной данности.

2. Антитезис. На этой стадии происходит против полагание исходной данности самой себе, то есть её отрицание себя самой собой же в виде произрастания внутри неё некоего противоречия, отрицающего её нынешнее состояние и требующего движения к новому состоянию, то есть к своему разрешению.

3. Синтез. Этап синтеза - это снятие, разрешение внутреннего противоречия исходной данности, то есть отрицание её первого отрицания за счёт формирования из этой данности нового состояния.

Таким образом, новое состояние данности вырастает из старого её состояния, преодолевая дисгармонию какого-то имеющегося внутреннего противоречия, и поэтому всякое новое состояние всегда более гармоничнее того состояния, которое оно отрицало.

Если говорить о разуме, то эта гармоничность будет выражаться в большей степени приближения к истине, а если говорить о материальных явлениях, то эта гармоничность будет выражаться в большей степени приближения к той цели, которая поставлена Абсолютной Идеей в конце развития мира.

Поскольку развитие есть процесс безостановочный в силу постоянного формирования внутренних противоречий, то стадия синтеза в этом процесс диалектически переходит в стадию тезиса, и всё начинается с начала.

Таким образом, развитие по Гегелю нельзя трактовать как некую последовательность состояний действительности, возрастающую линейно вверх, потому что синтез, переходящий в тезис - это есть возврат действительности к своему исходному состоянию, пусть даже уже в более совершенном и в более новом качестве.

Поэтому, развитие, по Гегелю, осуществляется по спирали - в постоянном возврате после двойного своего отрицания к исходному положению, находящемуся уже на несколько более высоком уровне своего развития.


Прогрессивный путь развития, то есть его направленность от низшего к высшему, обеспечивается тем, что каждая стадия развития богаче, сложнее и гармоничнее по содержанию. Это происходит в силу того, что само отрицание у Гегеля носит диалектический, а не метафизический характер. В чем состоит существо отличия метафизического отрицания от диалектического, гегелевского?

Оно состоит в том, что:

Отрицание в метафизике есть акт отбрасывания и окончательного устранения старого. Отрицание в метафизике есть акт появления нового, утверждающего себя вместо старого просто фактом простой замены его собою;

В диалектике же отрицание понимается как переход старого в новое состояние с сохранением всего лучшего, что в нём было.

Таким образом, при двойном отрицании происходит постоянное перенесение лучшего, имеющегося в старом, в новое. Так образуется постоянно расширяющаяся спираль развития действительности, которая непрестанно обнаруживает в себе противоречие, отрицает этим себя, а затем отрицает и это отрицание, разрешая обнаруженное противоречие, и приобретает на каждой из этих стадий всё более усложнённое и прогрессивное содержание.

В общем итоге - диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет для себя всё то лучшее, что в нём имелось, перерабатывает его, поднимает на новую, более высокую ступень. То есть двойное отрицание действительности требует всякий раз неких прогрессивных новаций, что и определяет прогрессивный характер всего развития действительности.

Подытоживая основной смысл закона отрицания отрицания можно сказать что:

В результате первого отрицания сначала обнаруживается, а затем вторым отрицанием разрешается то или иное противоречие;

В результате этого уничтожается старое и утверждается новое;

С возникновением нового развитие не прекращается, поскольку всякое новое не остаётся вечно застывшим новым, а в нем образуется новое противоречие, то есть наступает опять отрицание и т.д.;

Развитие выступает, таким образом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отрицаний, как бесконечная замена, преодоление старого новым, низшего высшим;

Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер;

Развитие идёт по спирали с повторением в новых своих высших стадиях отдельных сторон и черт своих низших стадий.

Закон отрицания отрицания Гегеля, относящийся к идеалистической концепции мирового развития, философское течение диалектического материализма использовало для формирования материалистической концепции развития действительности.

С точки зрения основоположников диалектического материализма Маркса и Энгельса , отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития непосредственно самой материальной действительности. Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических эпох, где каждая новая эпоха возникала на базе предыдущей, то есть новое отрицало старое. В органическом мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. История общества также есть цепь отрицаний старых общественных порядков новыми: первобытного общества - рабовладельческим, рабовладельческого - феодальным, феодализма - капитализмом.

Отрицание присуще и развитию познания, науки, так как каждая новая научная теория отрицает старую. При этом сохраняется связь старого с новым, и происходит сохранение в новом лучшего из старого. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его экономическую базу, достижения науки, техники, культуры. В познании, в науке новое знание опирается также на лучшее из достигнутого на прежних этапах познания и научного исследования.

Таким образом, в материалистической диалектике закон отрицания отрицания рассматривается как закон развития природы, общества и мышления, определенный внутренними свойствами материи

Заключение

Резюмируя и подводя итог вышесказанного, закон отрицания отрицания можно определить как закон диалектики, выражающий специфическую форму движения, порождённую борьбой противоположностей. Это определение указывает только на суть или ядро закона, однако для полного определения сути необходимо также учитывать специфическую форму развития через противоречие.

Полное определение должно содержать в себе указание на то, что это развитие носит ступенчатый характер, что в рамках каждой ступени оно включает в себя разделение на противоположности, их борьбу и снятие противоречий, что порождение и снятие противоречий осуществляется закономерно, на основе особых механизмов самоотрицания и синтеза, что эта особая форма развития соединяет в себе изменчивость и преемственность, поступательность и частичное воспроизведение элементов пройденного, прямолинейность и якобы возврат к исходным состояниям. Перечень этих моментов в их взаимосвязи друг с другом и в их зависимости от исходного тезиса, от борьбы противоположных сторон составляет полное содержание закона отрицания отрицания.

Таким образом, закон отрицания отрицания - это закон противоречивого развертывания целостной сущности. Установить его действительную природу, его всеобщность можно только рассматривая целостные и масштабные сущности, а не отдельные фрагменты действительности.