Цель урока: расширение навыков решения генетических задач

  • Образовательные : изучить механизм дигибридного скрещивания как метод изучения наследственности объяснить цитологические основы дигибридного скрещивания
  • Развивающие : продолжить формирование умений пользоваться генетической терминологией, символикой, записывать схему скрещивания и решетку Пеннета
  • Воспитательные : развитие ключевых компетенций

Тип урока: урок-исследование

Форма проведения: индивидуальная

Методы: исследовательская работа, практикум по решению задач

Оборудование:

  • текст задач

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Изучение нового материала
  3. Рефлексия
  4. Применение приобретенных знаний
  5. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

2. Изучение нового материала. Сегодня на уроке, мы продолжаем изучение закономерностей наследования признаков. Прежде чем преступить к работе послушайте легенду: Рассказывают, что однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: "Учитель! Ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными, ясными. Почему?" Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил: "Площадь большого круга - это познанное мною, а площадь малого круга - познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что вне этих кругов, - это не познанное ни мной, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, следовательно, и граница моих знаний с непознанным большая, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений". Чтобы устранить ваши сомнения при решении генетических задач, я предлагаю вам побыть исследователями, и раскрыть механизм и закономерности дигибридного скрещивания.

Тема урока: Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. (Слайд 1) .Имя нашего урока: Трудное сделать легким, легкое привычным, а привычное приятным . (Слайд 2)

Цель нашего урока: Изучить теоретические основы третьего закона Г.Менделя, научиться применять полученные знания для решения генетических задач (Слайд 3)

Девиз урока: "Если есть труд - значит будет и успех "

И так мы в лаборатории, наша задача изучить закономерности дигибридного скрещивания. Какой объект мы берем для изучения? Горох (объяснение почему). Вспомните открывая свой первый и второй закон Мендель брал один признак - цвет горошины (желтый - доминантный, зеленый - рецессивный), мы возьмем еще один признак - форма горошины (гладкая- доминантный, морщинистая- рецессивный). Запишите схему скрещивания, при условии, что родительские организмы - гомозиготны по двум парам признаков, определите фенотип и генотип гибридов первого поколения. (Слайд 4,5)

Какие выводы можно сделать на основании данного опыта? (учащиеся формулируют выводы)

  • доминантные признаки - желтый цвет, гладкая форма горошин
  • родительские организмы - гомозиготны, гибриды первого поколения- дигерозиготны
  • в первом поколении проявляется первый закон Г.Менделя " Закон единообразия"

Для того, чтобы выяснить несут ли в себе гибриды первого поколения рецессивные признаки проведем анализирующие скрещивание. Скрестил гибриды первого поколения с гомозиготным организмом, несущим две пары рецессивных признаков. Запишем схему анализирующего скрещивания (ученик работает у доски)

по фенотипу расщепление в соотношении 1:1:1:1

по генотипу

  • 1 дигетерозиготный АаВв
  • 1 гетерозиготный Аавв
  • 1 гетерозиготный ааВв
  • 1 гомозиготный ааввв

Вывод : Анализирующие скрещивание показало, что гибриды первого поколения несут в себе рецессивные признаки

Проведем второй опыт, скрестим гибриды первого поколения друг с другом (работают самостоятельно). Проблема как записать гаметы, и формулы гибридов (формула, решетка Пеннета) (слайд 6)

В результате скрещивания он получил 556 семян, гибридов второго поколения, из которых (доска)

315 - желтые гладкие (доска)

101 - желтые морщинистые

108 - зеленые гладкие

32 - зеленые морщинистые

По генотипу в соотношении 9:3:3:1

Посчитайте соотношение для каждой пары альтернативных признаков, какую закономерность вы наблюдаете? (доска)

Ж: З= 416: 140 / 3:1

Г: М= 423: 133/ 3:1

Вывод: дигибридное скрещивание - это два моногибридных скрещивания, идущих независимо друг от друга.

На основании проведенного опыта сформулируйте закон для дигибридного скрещивания? (Слайд 7)

Какие цитологические закономерности лежат в основе дигибридного скрещивания? (Слайд 8).

Вывод: Изучаемые признаки должны располагаться в разных парах гомологичных хромосом, именно случайное расположение пар гомологичных хромосом на экваторе в метафазе1 и последующие разделение в анафазу 1,2 ведет к разнообразию сочетания аллелей признаков в гаметах.

3. Рефлексия.

Исходя из проделанной работы, какие выводы вы можно сделать (слайд,8,9)

4. Контроль знаний

Задачи (Слайд 10, 11,12)

5. Домашнее задание (текст задач)

У кроликов черная окраска меха доминирует над белой окраской. Рецессивным признаком является гладкий мех. Какое потомство будет получено при скрещивании черного мохнатого кролика, дигетерозиготного по обоим признакам, с черной гладкой крольчихой, гетерозиготной по первому признаку?

При скрещивании черного петуха без хохла с бурой хохлатой курицей все потомство оказалось черным и хохлатым. Определите генотипы родителей и потомства. Какие признаки являются доминантными? Какой процент бурых без хохла цыплят получится в результате скрещивания гибридов во втором поколении?

Отец с курчавыми волосами (доминантный признак) и без веснушек и мать с прямыми волосами и с веснушками доминантный признак) имеют троих детей. Все дети имеют веснушки и курчавые волосы. Каковы генотипы родителей и детей?

Урок окончен. Спасибо. До свидания.

На уроке мы продолжим изучать основы генетики, рассмотрим дигибридное скрещивание и закон независимого наследования признаков. Узнаем об экспериментах Грегора Менделя и для чего нужна решетка Пеннета.

Чешский ученый Грегор Мендель изучал наследование отдельных признаков, что позволило ему установить ряд закономерностей. Но, в природе организмы редко отличаются по одному признаку, поэтому Мендель решил проследить, как наследуется в поколении несколько признаков одновременно.

Скрещивание, при котором прослеживается наследование двух альтернативных признаков, называют дигибридным .

В одном из экспериментов Мендель использовал растения гороха, которые отличались формой и цветом семян. Применяя гибридологический метод, ученый скрещивал растения с желтыми и гладкими семенами с гомозиготными растениями с зелеными и морщинистыми семенами. Все гибриды первого поколения имели желтые и гладкие семена (рис. 1).

Рис. 1. Дигибридное скрещивание

Используя результаты проведенных ранее моногибридных скрещиваний, ученый знал, что эти признаки доминантны, т. е. желтая окраска и гладкая форма семян доминирует над зеленым цветом и морщинистой формой семян. Его заинтересовало соотношение и характер семян разных типов во втором поколении, которое было получено от самоопыления растений первого поколения.

Условные обозначения (рис. 2)

Рис. 2. Условные обозначения

При самоопылении гибридов первого поколения получено 556 семян, из которых гладких желтых 315 шт., морщинистых желтых 101 шт., гладких зеленых 108 шт., морщинистых зеленых 32 шт. (рис. 3).

Рис. 3. Результат

Соотношение фенотипов составило 9:3, 3:1.

Мендель сделал выводы

1. В поколении F2 появилось два новых сочетания признаков: морщинистые желтые, гладкие зеленые.

2. Для каждой пары признаков получилось соотношение 3:1, характерное для моногибридного скрещивания.

Соотношение семян (рис. 4)

Рис. 4. Соотношение семян

Выполняется правило расщепления для каждой пары альтернативных признаков.

Получив такие результаты, ученый утверждал, что две пары признаков (форма и цвет семян), наследственные задатки которых объединились в первом поколении, в последующих поколениях разъединяются и ведут себя независимо. Это основа закона независимого наследования признаков.

Закон независимого наследования признаков

При скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки передаются потомству независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях.

Реджинальд Пеннет, английский генетик, предложил результаты экспериментов записывать в таблицу, чтобы было легче понять комбинацию признаков при скрещивании двух гибридов первого поколения. По горизонтали и вертикали указаны гаметы, а на их пересечении записаны генотипы (рис. 5).

Рис. 5. Таблица

Исходные родительские организмы были гомозиготные по своим генам, могли образовывать гаметы одного типа. Растения, выросшие из желтых семян с генотипами ААВВ, могли образовывать гаметы А и В. Растения, выросшие из зеленых морщинистых семян c генотипами аbаb, могли образовывать гаметы а и b. Потому гибриды первого поколения были желтыми и гладкими, с генотипами АаВb (рис. 6).

Рис. 6. Дигибридное скрещивание

По закону независимого наследования признаков если гены, отвечающие за формирование исследуемых признаков, расположены в разных хромосомах, то при образовании гамет первого поколения они будут комбинироваться независимо друг от друга. В связи с этим у гибридов первого поколения с генотипом АаВb образуются 4 типа гамет в равных соотношениях: АВ, Аb, аВ, аb. В дальнейшем любая женская гамета может быть оплодотворена любой мужской гаметой.

Генотипы и фенотипы второго поколения представлены в решетке Пеннета (рис. 7).

Рис. 7. Второе поколение

Во втором поколении образуется 9 генотипов, которые проявляются в виде 4 фенотипических групп: желтые гладкие, желтые морщинистые, зеленые гладкие, зеленые морщинистые. Соотношение фенотипов 9:3 и 3:1. Количество фенотипических классов может быть меньше, чем число генотипов, так как растения с разными генотипами могут иметь одинаковые внешние фенотипические признаки. Желтые гладкие семена представлены 4 генотипами (рис. 8):

Рис. 8. Желтые гладкие семена

Желтые морщинистые семена представлены 2 генотипами (рис. 9).

Рис. 9. Желтые морщинистые семена

Зеленые гладкие семена представлены 2 генотипами (рис. 10).

Рис. 10. Зеленые гладкие семена

Зеленые морщинистые семена представлены одним генотипом (рис. 11).

Рис. 11. Зеленые морщинистые семена

Подсчитав соотношения между желтыми и зелеными семенами гороха, получим соотношение 3:1. Такое же соотношение будет между гладкими и морщинистыми семенами.

Дигибридное скрещивание представляет собой два независимо идущих моногибридных скрещивания, результаты которых как бы накладываются друг на друга.

Список литературы

  1. Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология. Биологические системы и процессы. 10 класс. - М.: 2011. - 223 с.
  2. Сивоглазов В.И. и др. Биология. Общая биология. 10-11класс. Базовый уровень. - 6-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2010. - 384 с.
  3. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 класс. - М.: Дрофа, 2005. - 367 с.
  4. Пономарева И.Н. и др. Биология. 10 класс. Базовый уровень. - 2-е изд., перераб. - М.: 2010. - 224 с.
  5. Захаров В.Б. и др. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 класс. - М.: 2010. - 352 с.
  1. Интернет портал «botan.cc» ()
  2. Интернет портал «studopedia.org» ()
  3. Интернет портал «school.xvatit.com» ()
  4. Интернет портал «sbio.info» ()

Домашнее задание

  1. О чем гласит закон независимого наследования признаков?
  2. Для чего необходима решетка Пеннета?
  3. Что представляет собой дигибридное скрещивание?

Урок знакомит учащихся с особенностями дигибридного скрещивания, обьясняет сущность закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности, раскрывает цитологическте основы закона независимого наследования признаков, развивает умение составлять решетки Пеннета при решении генетических задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока №49

Класс: 10

Учитель: Подгородниченко Г.В

Тема: « ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ » слайд №1

Цель :

Создание условий для формирования у учащихся знаний об особенностях дигибридного скрещивания, сущности закона независимого наследования признаков, как метода изучения наследственности.

Задачи:

Предметные:

Помочь учащимся определять сущность дигибридного скрещивания;

Способствовать формированию у учащихся умения использовать специальную систематику записи результатов скрещивания (решетку Пеннета) для прогнозирования численного выражения вариантов расщепления по фенотипу и генотипу при дигибридном скрещивании;

Раскрыть цитологические основы закона независимого наследования признаков;

Продолжить формирование навыков решения генетических задач;

Помочь убедиться школьникам в том, что методы биологической науки позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов.

Развивающие:

Продолжить развитие навыков решения генетических задач, использования генетической символики;

Развивать умение и навыки самостоятельной работы с учебником, в группах, тестами;

Способствовать формированию научного мировоззрения и познавательного интереса к предмету;

Содействовать развитию коммуникативной культуры, умению отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме;

Продолжить, через разрешение простейших жизненных задач и примеров, создавать условия для развития логического мышления.

Личностно – ориентированные:

Способствовать формированию у учащихся умения выражать свое мнение, анализировать ответы и мнения других в ходе совместной работы;

Возможность связывать новую информацию с уже изученным материалом;

Повышение самомотивации учебной деятельности (интересно, важно для меня);

Способствовать выбору будущей профессии (растениевод, животновод, селекционер);

Обоснование необходимости изучаемого материала в повседневной жизни, практическом применении.

Формы организации: эвристическая беседа, решение задач, работа с терминами, с интерактивной доской, магнитной доской.

Основные понятия: дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков, решетка Пеннета.

Средства обучения: таблицы, схемы «дигибридное скрещивание», проектор, интерактивная доска, магнитная доска, дидактическое пособие для магнитной доски (кролики), презентация.

Ход урока

I.Организационный момент. Настрой на урок .

(Приветствие. Подготовка аудитории к уроку. Наличие учащихся.)

II.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности .

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним основные термины, законы, решение задач по генетике.

А. Проверка выполнения домашнего задания (решение задачи учащимся у доски).

Задача №1 . слайд №2

Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери – карие (по данному признаку она гомозиготная). От этого брака родился ребенок, глаза которого оказались карими. Каковы генотипы всех упомянутых здесь лиц?

Решение. слайд №3

А – карие глаза

а – голубые глаза

Так как у женщины отец имел голубые глаза (аа ) она от него унаследовала рецессивный аллель, значит ее генотип (Аа) . Мать женщины гомозиготная по признаку кареглазости, то есть ее генотип (АА)

Мужчина имеет генотип (аа) так как у него рецессивный признак – голубые глаза.

Р: Аа х аа

G: А,а а

F: Аа, аа

кар гол

Кареглазый ребенок гетерозиготен – (Аа)

Б . Фронтальный опрос по основным генетическим терминам, об известных законах Г.Менделя, множественном аллелизме, видах доминирования, изученным на предыдущих уроках. слайд №4

1. Генетика-это наука …

2. Назовите дату рождения науки генетики, имена ученных связанных с открытием генетики.

3. Почему именно Г.Менделя считают основоположником генетики? Обоснуйте ответ.

4. Почему Г.Мендель выбрал для исследования наследственности именно горох?

5. Какие организмы называют гомозиготными, гетерозиготными? Как они обозначаются?

6. Что называется фенотипом? Генотипом? слайд №5

7. В чем сущность множественного аллелизма?

8. Какие виды скрещивания вам известны? Каковы их результаты?

9. Дайте характеристику анализирующего скрещивания и его значения.

10. Какие законы открыл Г.Мендель? слайд №6

В.Самостоятельная работа учащихся на листочках по вопросам двух вариантов.

/приложение №1 /

(Листочки для выполнения и задания раздаются учителем и учащимися с первых парт каждого ряда, передаются для каждого ученика. Задания выполняются индивидуально, по возможности. Затем учащиеся меняются вариантами для проверки выполнения задания соседа. После выполнения задания отмечаются ошибки, ставится предварительная оценка с записью фамилией проверяющего. Работы сдаются учителю для окончательной проверки и выставления оценок.)

III. Изучение нового материала. /Формирование новых понятий и способов действия./

Установив определенные закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании, Г.Мендель решил проверить проявляются ли эти закономерности в том случае, если особи различаются по нескольким признакам. И мы, вместе с ним, постараемся найти ответ на этот вопрос. Как же будет происходить наследование, если растения различаются не одному, а сразу по двум или нескольким признакам? Связано ли наследование одного признака с другими?

В природе не встречаются две абсолютно одинаковые особи какого - либо вида живых существ – все организмы отличаются друг от друга по многим признакам. Каждый организм характеризуется очень большим числом признаков, при этом число хромосом ограничено, следовательно, каждая хромосома должна нести большое число генов. слайд №7

Совокупность генов лежащих в одной хромосоме, называется группой сцепления.

Скрещивание особей, у которых учитываются отличие друг от друга по двум признакам, называется дигибридное . Например, у гороха: 1 признак - цвет семени, 2 признак - форма семени.

Если родительские особи отличаются по трем признакам – тригибридным и т.д. В общем случае скрещивание особей отличающихся по многим признакам, называется полигибридным .

/Что означают термины «дигибридное скрещивание», «полигибридное скрещивание» определения записывают учащиеся в тетрадь/

Опыты Г.Менделя

Для дигибридного скрещивания Мендель брал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по окраске и форме семян.

Вспомните, какая окраска и форма семян являются доминантными у растения гороха? (желтая окраска, гладкая форма доминирует)

Скрещивая растения с желтыми и гладкими семенами с растением с зелеными и морщинистыми семенами, Мендель получил единообразное гибридное поколение F 1 .

Назовите, каким будет фенотип и генотип поколения F 1 ?

В результате скрещивания чистых линий гибриды F 1 все одинаковы и похожи на одного из родителей.

Какой закон соблюдается при дигибридном скрещивании чистых линий? Как определить количество гамет?

Исходными формами для скрещивания были взяты, с одной стороны, горох с желтыми и гладкими семенами, с другой - горох с зелеными и морщинистыми. слайд №8

Если для скрещивания взяты гомозиготные формы, то все потомство в первом поколении гибридов будет обладать желтыми гладкими семенами - проявится правило единообразия. Следовательно, в первой паре генов доминантной окажется желтая окраска, рецессивной - зеленая (А-а). Во второй паре генов (обозначим их В-Ь) гладкая форма семян доминирует над морщинистой.

А - желтый цвет семени.

а - зеленый цвет семени.

В - гладкое семя,

b - морщинистое семя.

Р: ААВВ х аа bb

G: АВ ab

F 1 : АаВb

желт, гладк.

Этот гибрид гетерозиготен по двум парам аллелей - дигетерозиготен, но так как у него присутствуют гены А и В, то по фенотипу он сходен с одним из родителей.

При самоопылении или скрещивании между собой гибридов первого поколения в их потомстве произойдет расщепление / работа по таблице учебника, интерактивной доской /.

Для определения всех возможных при оплодотворении комбинаций гамет и генотипов гибридов F 2 удобно начертить решетку Пеннета. (Американский исследователь Реджинальд Пеннет предложил заносить результаты опыта в таблицу, в последствии названною его именем.) Эта решетка – специализированная система записей результатов скрещивания, позволяет прогнозировать численное выражение вариантов расщепления по фенотипу и генотипу при дигибридном скрещивании.

По фенотипу получатся четыре группы особей в различных численных отношениях: на 9 особей с желтыми гладкими семенами будет приходиться 3 с желтыми морщинистыми, 3 с зелеными гладкими и 1 с зелеными морщинистыми. В кратком виде это расщепление можно представить формулой: 9:3:3:1.

Желтых гладких - 9.

Желтых морщинистых - 3.

Зеленых гладких - 3.

Зеленых морщинистых - 1.

Расщепление по фенотипу: 9:3:3:1.

Сопоставим результаты дигибридного и моногибридного скрещиваний.

Если учитывать результаты расщеплений по каждой паре генов в отдельности, то легко увидеть, что соотношение, характерное для моногибридного скрещивания, сохраняется. При дигибридном расщеплении у гороха отношение числа желтых семян к зеленым равняется 12: 4 (3: 1). То же касается и отношения гладких семян к морщинистым.

Таким образом, дигибридное расщепление представляет собой, по существу, два независимо идущих моногибридных, которые как бы накладываются друг на друга. То есть выполняется правило расщепления. слайд №9

Отсюда следует, что при дигибридном скрещивании гены и признаки за которые эти гены отвечают, наследуются не зависимо друг от друга . Этот факт получил название закона независимого наследования признаков . Закон справедлив в тех случаях, когда гены рассматриваемых признаках располагаются в разных негомологичных хромосомах.

А теперь давайте разберем цитологические основы дигибридного скрещивания . слайд №10

Как связать закономерности дигибридного скрещивания с теми процессами, которые совершаются в половых клетках при их созревании и оплодотворении?

Диплоидный набор хромосом представлен здесь двумя гомологичными парами. В парных хромосомах расположены аллельные гены. В одной паре хромосом - гены А и а , в других хромосомах - гены В и в . В результате мейоза из каждой гомологичной пары хромосом в гаметах остается по одной.

При мейозе у гибрида первого поколения в разном количестве образуются четыре сорта гамет. В результате оплодотворения в гетерозиготе по двум признакам АаВв в каждой паре хромосом будут разные гены одной пары аллелей. Это следствие того, что взаимное расположение хромосом во время конъюгации носит случайный характер. Если, например, к одному полюсу отходит хромосома из одной пары, то из другой пары с одинаковой долей вероятности может отойти одна или другая хромосома. В результате оплодотворения и развития второго поколения гибридов одинаково вероятно образование 16 категорий зигот.

Пользуясь законами Менделя, можно разобраться и в более сложных случаях расщепления - для гибридов, различающихся по трем, четырем и большему числу пар признаков. В основе всегда будет лежать моногибридное расщепление в отношении 3:1 (при наличии полного доминирования).

IV.Закрепление изученного материала.

Какое скрещивание называется дигибридным? полигибридным?

В чем сущность закона независимого наследования признаков?

/Решение задачи с использованием магнитной доски и дидактического пособия (кролики)./

Задача. слайд №11

Черную мохнатую крольчиху скрестили с белым гладким кроликом. Каковы будут результаты этого скрещивания при полном доминировании? Какие ожидаются генотипы, фенотипы и в каком соотношении?

Ответ: 9:3:3:1

/На интерактивной доске учащиеся записывают решетку Пеннета и озвучивают результат, а класс работает в тетрадях ./

V.Проверка понимания новой темы.

Что нового вы узнали на этом уроке?

Все ли вам было понятно, какие возникали трудности?

VI.Итог урока

Выставляются оценки учащимся принявшим участие в ходе урока. Активность на уроке определяется с учетом мнения учащихся. Оценки за самостоятельную работу будут озвучены и выставлены на следующем уроке.

VII.Домашнее задание слайд №12

§41, ответить на вопросы параграфа, повторить материал о мейозе §30, решить задачу.

Задача.

У свиней черная окраска шерсти (А) доминирует на рыжей (а) , а длинная щетина (В) над короткой (в) . Гены не сцеплены. Какое потомство может быть получено при скрещивании черного с длинной щетиной дигетерозиготного самца с гомозиготной черной самкой с короткой щетиной. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, фенотипы потомства и их соотношение

По желанию : составить задачу на дигибридное скрещивание и решить ее. Для задачи можно использовать примеры признаков у растений, животных, а так же человека. Например, цвет глаз, волос, форма волос, наличие или отсутствие веснушек и т.д. Для работы основываться на таблицу №7 в учебнике стр.183. На дальнейших уроках по решению генетических задач мы будем использовать ваши варианты, предложения.

Приложение №1

Самостоятельная работа по генетике

Вариант 1

I. Допишите термины, соответствующие определениям:

  1. Наука, изучающая закономерности основных свойств живых организмов – наследственность и изменчивость.
  2. Преобладающий признак, подавляющий проявление рецессивного.
  3. Свойство организма передавать по наследству свои признаки и особенности развития следующему поколению.
  4. Одно из возможных структурных состояний гена.
  5. Совокупность всех признаков организма.
  6. Взаимоисключающие признаки.
  7. Зигота, содержащая разные аллели данного гена (Аа )

II.Решите задачу:

Две чёрные самки мыши скрещивались с коричневым самцом. Первая самка в нескольких помётах дала 19 чёрных и 18 коричневых потомков, а вторая – 33 чёрных. Определите генотипы родителей и потомков в обоих случаях.

Вариант 2

I.Допишите термины, соответствующие определениям:

  1. Свойство организма приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.
  2. Участок хромосомы, в котором расположен ген.
  3. Подавляемый признак.
  4. Элементарная единица наследственности, участок молекулы ДНК, несущий информацию об одном белке, тем самым определяя развитие признака.
  5. Гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного и того же признака.
  6. Совокупность всех генов организма.
  7. Зигота, содержащая одинаковые аллели данного гена.

II.Решите задачу:

Две чёрные кошки скрещивались с белым котом. Первая кошка в нескольких помётах дала 19 чёрных и 19 белых потомков, а вторая – 30 чёрных. Определите генотипы родителей и потомков в обоих случаях.


Дата урок 44 10 класс

Тема:

Практические работы.

Решение генетических задач.

Цель урока:

Задачи:

Ход урока

Организационный момент

Тест

Вариант 1

а) закон расщепления;

в) правило доминирования;

а) окраске и форме семян;

б) двум парам признакам;

в) одной паре признаков;

г) форме и размерам семян.

а) гибридологическим;

б) биохимическим;

в) цитогенетическим;

г) генеалогическим.

а) сцепленного наследования;

б) расщепления;

г) правило доминирования.

а) генофондом;

б) фенотипом;

в) наследственностью;

г) генотипом.

2 Разноуровневые задания

Ген

Генетика

Гомозигота

Гетерозигота

Доминирование

Фенотип

Генотип

Рецессивный ген

Аллели

2 ученик







Это первый Менделя закон.

Или еще вариант задания

3. Подавляемый признак.

3 ученик

А) ааВВСс

Б) ААВЬсс

В) AabbCcDDee

Г) AaBbccDdEE

Задача №1

Решение. слайд №3

А – карие глаза

а – голубые глаза

Р: Аа х аа

G: А,а а

F: Аа, аа

кар гол

Объект: томат.

Признак: кожица плодов

А – гладкая

а – опушенная

Решение:

Объект: корова.

Признак: наличие рогов

D – комолые

d – рогатые

решение

1. Генетика-это наука …

4. Что такое гибридизация?

5.Что такое “ген”?

12 Что такое генотип?

13. Что такое фенотип?

3 Новая тема

1 Группа задание

Маршурутная карта

1 группа Аналитики

Сайты википедия

Решить задачу

Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

1 группа

Задают вопрос

О ком эти строки?

Задают группам вопросы

2. Почему именно горох…………..

Маршурутная карта

2 группа Генетики

Сайты википедия

Решить задачу

Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

Опыты Г.Менделя

А - желтый цвет семени.

а - зеленый цвет семени.

В - гладкое семя,

b - морщинистое семя.

Р: ААВВ х аа bb

G: АВ ab

F1: АаВb

желт, гладк.

Ответ 16

Вы правы получается

3 группа

Статисты

Сайт википедия

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

Томас Пеннат дата рождения:

ответ

AB Ab aB ab

AB AABB AABb AaBB AaBb

Ab AABb AAbb AaBb Aabb

aB AaBB AaBb aaBB aaBb

ab AaBb Aabb aaBb aabb

Закрепление

Тест


А) расщепления

Б) доминирования

В) независимого наследования

Г) сцепленного наследования


А) расщепления

Б) неполного доминирования

В) независимого наследования
Г) сцепленного наследования


А) BbAa

Б) bbAa

В) Bbaa

Г) BBAA


А) сцепленного наследования

Б) независимого наследования

Г) расщепления признаков

Ответ:

3 Г

Рефлексия

«Моя самооценка урока»

1.Понравился ли мне урок?

2.Понял ли я новую тему?

Я не работал

До свидания

Уйду молча.-

Если останется время

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Биология

Описание:

Дата урок 44 10 класс

Тема: Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Практические работы.

Решение генетических задач.

Цель урока:
Продолжить знакомство с законами наследственности. Рассмотреть, какое скрещивание называется дигибридным и выяснить сущность третьего закона Г.Менделя.

Задачи:

закрепить основные понятия генетики;

изучить особенности дигибридного скрещивания;

объяснить сущность закона независимого наследования признаков как метода изучения наследственности; раскрыть цитологические основы и статистическую природу закона независимого наследования;

продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;

продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;

формировать навыки решения генетических задач;

прививать навыки здорового образа жизни.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, поисковый, практический.

Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический.

Тип урока: изучение новой темы

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, садитесь, я рада вас и наших гостей приветсвовать всех на нашем уроке. Класс поделен на 3 группы 1- аналитики, 2- генетики,3 – статисты по интересам с группы выбирите командира самостоятельно.

И начать урок хотелось с задачи

Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

И тема нашего урока: дигибридное скрещивание

И сегодня мы должны с вами определить так почему же пила валерьянку Елизавета Борисовна.

Чтобы решить эту задачу нам необходимо повторить тему прошлого урока.

Работаем в следующем порядке.

3 ученика с каждой группы за компьютерами отвечают на тнст

Тест

Вариант 1

1. При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков, новое поколение гибридов окажется единообразным и будет похоже на одного из родителей. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:

а) закон расщепления;

б) закон сцепленного наследования;

в) правило доминирования;

г) закон независимого распределения генов.

2. Моногибридное скрещивание – это скрещивание родительских форм, которые различаются по:

а) окраске и форме семян;

б) двум парам признакам;

в) одной паре признаков;

г) форме и размерам семян.

3. В своей работе Г.Мендель применил метод исследования, при котором скрещивал различающиеся по определенным признакам родительские формы и прослеживал появление изучаемых признаков в ряде поколений. Этот метод исследования называется:

а) гибридологическим;

б) биохимическим;

в) цитогенетическим;

г) генеалогическим.

4. При скрещивании гибридов первого поколения между собой наблюдается расщепление: вновь появляются особи с рецессивными признаками. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:

а) сцепленного наследования;

б) расщепления;

в) независимого наследования, распределения генов;

г) правило доминирования.

5. Совокупность внешних и внутренних признаков организма называется:

а) генофондом;

б) фенотипом;

в) наследственностью;

г) генотипом.

2 Разноуровневые задания

3 учеников работают у доски 1 ученик в роли учителя проверяет

1 ученик Найти правельный путь

1 Наука о закономерностях наследственности и изменчивости

2 Совокупность всех генов организма –

3Совокупность всех признаков организма –

4Явление преобладания у гибридов признаков одного из родителей –

5Признак, не проявляющийся у гибридов первого поколения –

6Особи, не дающие расщепления признака в следующем поколении

7Особи, дающие расщепление признака в следующем поколении 8Наследственный фактор –

9Различные состояния гена, определяющие различные формы одного и того же признака

Ген

Генетика

Гомозигота

Гетерозигота

Доминирование

Фенотип

Генотип

Рецессивный ген

Аллели

2 ученик

Выделите допущенные ошибки и обьясните их.

Про генетику - науку о наследственности.
Трудно было, очень трудно начинать,
Столько терминов пришлось запоминать:
Генотипы, фенотипы, локусы, аллели,
Чтобы выучить все это, сил мы не жалели.
Даже ночью снились нам темные аллеи,
А по ним идут, гуляют гены и аллели.
Потихоньку все же стали понимать,
Рецессивный значит, будет подавлять,
Доминантный - значит, будет отступать.
И задачки стали лучше мы решать.
Если видим расщепление 1 к 3 (один к трём),
Это первый Менделя закон.
Ну а если в F1 нет расщепления -
Это правило единообразия первого поколения.

Или еще вариант задания

Допишите термины, соответствующие определениям:

1. Свойство организма приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.

2. Участок хромосомы, в котором расположен ген.

3. Подавляемый признак.

4. Элементарная единица наследственности, участок молекулы ДНК, несущий информацию об одном белке, тем самым определяя развитие признака.

5. Гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного и того же признака.

6. Совокупность всех генов организма.

7. Зигота, содержащая одинаковые аллели данного гена.

3 ученик

Определи сколько доминантных и рецессивных генов в предложенных генотипах. Доминантные гены выделите красным цветом

А) ааВВСс

Б) ААВЬсс

В) AabbCcDDee

Г) AaBbccDdEE

3 ученика решают задачи у доски.

Задача №1

Голубоглазый мужчина, родители которого имели карие глаза женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза были голубые, а у матери – карие (по данному признаку она гомозиготная). От этого брака родился ребенок, глаза которого оказались карими. Каковы генотипы всех упомянутых здесь лиц?

Решение. слайд №3

А – карие глаза

а – голубые глаза

Так как у женщины отец имел голубые глаза (аа) она от него унаследовала рецессивный аллель, значит ее генотип (Аа). Мать женщины гомозиготная по признаку кареглазости, то есть ее генотип (АА)

Мужчина имеет генотип (аа) так как у него рецессивный признак – голубые глаза.

Р: Аа х аа

G: А,а а

F: Аа, аа

Кар гол

Кареглазый ребенок гетерозиготен – (Аа)

Задача 2. У томата гладкая кожица плодов доминирует над опушенной. Гомозиготная форма с гладкими плодами скрещена с растением, имеющим опушенные плоды. В F1 получили 54 растения, в F2 – 736.

Сколько типов гамет может образовывать растение с опушенными плодами?

Сколько растений F1 могут быть гомозиготными?

Сколько растений F2 могут иметь гладкие плоды?

Сколько растений F2 могут иметь опушенные плоды?

Сколько разных генотипов может образовываться в F2?

Объект: томат.

Признак: кожица плодов

А – гладкая

а – опушенная

Решение:

1. Записываем схему скрещивания. В задаче сказано, что скрещивают гомозиготное растение с гладкими семенами, значит его генотип АА, опушенного растения – аа.

2. Записываем скрещивание потомков F1.

3. Проводим анализ скрещивания. В F2 произошло расщепление: по генотипу – 1 (АА) : 2 (Аа) : 1 (аа); по фенотипу 3 (желтосеменные растения) : 1 (зеленосеменные растения).

Задача 3. От скрещивания комолого быка айширской породы с рогатым коровами в F1 получили 18 телят (все комолые), в F2 – 95. Каково количество комолых телят в F2?

Объект: корова.

Признак: наличие рогов

D – комолые

d – рогатые

решение

95 * 3/4 = 71,5 = 72 комолых телят

Ответ: 72 комолых телят в F2.

Фронтальный опрос оставшиеся ученики

1. Генетика-это наука …

2. Что такое наследственность?

(Ответ. Наследственность – это способность организмов передавать следующим поколениям свои специфические признаки и особенности развития.)

3. Каковы материальные основы наследственности?

(Ответ. Материальные основы наследственности – ДНК и РНК, ген – участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка (это единица генетической, или наследственной, информации).)

4. Что такое гибридизация?

(Ответ. Гибридизация – это скрещивание особей с контрастными, альтернативными, признаками.)

5.Что такое “ген”?

6.Как называется место дислокации гена в хромосоме

7.Что такое неаллельные гены?

8.Какие гены называются аллельными?

(Ответ. Аллельные гены (аллели) – это разные формы одного и того же гена, расположенные в одних и тех же участках (локусах) гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака (окраска, рост и т.д.). Гомологичные хромосомы – это хромосомы, сходные по строению и несущие одинаковые гены.)

9. Что такое доминантные и рецессивные признаки?

(Ответ. Доминантный признак (лат. dominantus – господствующий) – признак одной из родительских особей, появляющийся у гибридов первого поколения и подавляющий признак другой родительской особи. Рецессивный признак (лат. recessus – отступление, удаление) – признак, не появляющийся у гибридов первого поколения.)

10. Какой организм называется гомозиготным? Гетерозиготным?

(Ответ. Гомозиготный организм – это организм, имеющий одинаковые аллельные гены (АА, аа – особи, не дающие расщепления в поколениях по этому признаку). Гетерозиготный организм – организм, имеющий разные аллельные гены (Аа – особи, в потомстве которых образуется расщепление по этому признаку).)

11. Каким символом мы можем обозначить гетерозиготный организм?

12 Что такое генотип?

(Ответ. Генотип – это система взаимодействующих генов организма.)

13. Что такое фенотип?

(Ответ. Фенотип – это совокупность всех признаков и свойств данного организма. Фенотип формируется под влиянием генотипа и условий внешней среды.)

3 Новая тема

1 Группа задание

Маршурутная карта

1 группа Аналитики

История происхождение опытов Г.Менделя.

Его вклад в развитие генетике.

Сайты википедия

Решить задачу

Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

1 группа

Задают вопрос

О ком эти строки?

«У этого господина был странный склад ума. Его почему-то тянуло к математизации своих наблюдений и к выведению закономерностей не из описания конкретного наблюдаемого процесса, а из абстрактных математических выкладок.

(Ответ грегор мендель портрет на доске)

Грегор Мендель (Грегор Иоганн Мендель) родился 22 июля 1822, Xейнцендорф, Австро-Венгрия, ныне Гинчице. Скончался 6 января 1884, Брюнн, ныне Брно, Чешская Республика.- австрийский естествоиспытатель, ученый-ботаник и религиозный деятель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм). С 1856 Грегор Мендель начал проводить в монастырском садике (шириной в 7 и длиной в 35 метров) хорошо продуманные обширные опыты по скрещиванию растений (прежде всего среди тщательно отобранных сортов гороха) и выяснению закономерностей наследования признаков в потомстве гибридов.

Мендель изучал, как наследуются отдельные признаки.

Мендель выбрал из всех признаков только альтернативные - такие, которые имели у его сортов два чётко различающихся варианта (семена либо гладкие, либо морщинистые; промежуточных вариантов не бывает). Такое сознательное сужение задачи исследования позволило чётко установить общие закономерности наследования.

Мендель спланировал и провёл масштабный эксперимент. Им было получено от семеноводческих фирм 34 сорта гороха, из которых он отобрал 22 «чистых» (не дающих расщепления по изучаемым признакам при самоопылении) сорта. Затем он проводил искусственную гибридизацию сортов, а полученные гибриды скрещивал между собой. Он изучил наследование семи признаков, изучив в общей сложности около 20 000 гибридов второго поколения. Эксперимент облегчался удачным выбором объекта: горох в норме - самоопылитель, но легко проводить искусственную гибридизацию.

Мендель одним из первых в биологии использовал точные количественные методы для анализа данных. На основе знания теории вероятностей он понял необходимость анализа большого числа скрещиваний для устранения роли случайных отклонений.

Применив статистические методы для анализа результатов по гибридизации сортов гороха сформулировал закономерности наследственности.

В 1863 он закончил эксперименты и в 1865 на двух заседаниях Брюннского общества естествоиспытателей доложил результаты своей работы. В 1866 в трудах общества вышла его статья «Опыты над растительными гибридами», которая заложила основы генетики как самостоятельной науки. Это редкий в истории знаний случай, когда одна статья знаменует собой рождение новой научной дисциплины.

На развитие генетики оказали влияние и другие естественные науки

Биология – учение Ч. Дарвина и клеточная теория.

Физика - идея элементарности, атомарности, дискретности.

Статистика - раздел математики.

Задают группам вопросы

1. Горошины с каким фенотипом были взяты Г. Менделем для опыта?

2. Почему именно горох…………..

3. Какие рассчеты использовались при постановке опыта

4.От чего зависит успех работы ответ 2 группа

5 .Какой результат получил Мендель

Маршурутная карта

2 группа Генетики

Дать определение 3 закону Менделя раскрыть его сущность

Объяснить решение задачи с горохом до гибридов 1 поколения.

Сайты википедия

Решить задачу

Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

отвеч 2 группа а о результатах мы вам детально сейчас расскажем

Совокупность генов лежащих в одной хромосоме, называется группой сцепления.

Скрещивание особей, у которых учитываются отличие друг от друга по двум признакам, называется дигибридное. Например, у гороха: 1 признак - цвет семени, 2 признак - форма семени.

Если родительские особи отличаются по трем признакам – тригибридным и т.д. В общем случае скрещивание особей отличающихся по многим признакам, называется полигибридным.

Закон независимого наследования (третий закон Менделя) - при скрещивании двух особей, отличающихся друг от друга по двум (и более) парам альтернативных признаков, гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются во всех возможных сочетаниях (как и при моногибридном скрещивании). мендель взял горох который отличался по двум парам признаков, это цвет и признак желтый зеленый морщинистый гладкий горох напомним еще раз что он самоопыляемые

Запишим условие задачи буквенным выражением показывают на одном примере дальше записывают сами проверяют

Опыты Г.Менделя

Для дигибридного скрещивания Мендель брал гомозиготные растения гороха, отличающиеся по окраске и форме семян.

Вспомните, какая окраска и форма семян являются доминантными у растения гороха? (желтая окраска, гладкая форма доминирует)

Скрещивая растения с желтыми и гладкими семенами с растением с зелеными и морщинистыми семенами, Мендель получил единообразное гибридное поколение F1.

Назовите, каким будет фенотип и генотип поколения F1?

В результате скрещивания чистых линий гибриды F1 все одинаковы и похожи на одного из родителей.

Какой закон соблюдается при дигибридном скрещивании чистых линий? Как определить количество гамет?

Исходными формами для скрещивания были взяты, с одной стороны, горох с желтыми и гладкими семенами, с другой - горох с зелеными и морщинистыми.

Если для скрещивания взяты гомозиготные формы, то все потомство в первом поколении гибридов будет обладать желтыми гладкими семенами - проявится правило единообразия.или первый закон менделя Следовательно, в первой паре генов доминантной окажется желтая окраска, рецессивной - зеленая (А-а). Во второй паре генов (обозначим их В-Ь) гладкая форма семян доминирует над мор¬щинистой.

Не забываем о составлении написании ген таблице

А - желтый цвет семени.

а - зеленый цвет семени.

В - гладкое семя,

b - морщинистое семя.

Р: ААВВ х аа bb

G: АВ ab

F1: АаВb

Желт, гладк.

Этот гибрид гетерозиготен по двум парам аллелей - дигетерозиготен, но так как у него присутствуют гены А и В, то по фенотипу он сходен с одним из родителей.

задача будет на слайде показать запись и объяснить своими словами

Записываем условие задачи при скрещивании гибридов 2 поколения

Попробуйте 1 и 3 группа сами записать гаметы ………..

Задаете вопрос: А вы можете сейчас определить гибриды и как вы думаете, сколько вариантов должно получиться

Ответ 16

Вы правы получается

Во втором поколении наблюдалось расщепление фенотипов по формуле 9:3:3:1, то есть 9:16 были желтыми горошинами морщинистыми, 3:16 с желтыми гладкими горошинами, 3:16 с и зелёными морщинистыми горошинами, 1:16 с и зелёными гладкими горошинами

А вот как решить эту задачу и не запутаться в правильности определения гибридов нам поможет 3 группа

3 группа

Статисты

История озникновения решетки Пеннета

Научить пльзоваться решеткой при решении задач

Сайт википедия

Решить задачу Задача: Елизавета Борисовна решила заняться разведением фигурной тыквы с желтыми плодами, потому что Дарья Викторовна выращивала такие тыквы уже в прошлом году. Одно растение Елизавета Борисовна стянула ночью у соседки, а еще одно выпросила у Марии Петровны, которая тоже выращивала тыквы, но с белыми круглыми плодами. Поработав пчелкой-опылительницей в перерыве между сериалами, она стала ждать плодов. И они появились.

Почему Елизавета Борисовна пила валерьянку?

Томас Пеннат дата рождения:

14 июня 1726 В 1922 году ему была вручена медаль Дарвина. Его имя носит двумерная таблица для определения сочетаемости аллелей - решётка Паннета.

Решётка Пеннета, или решётка Паннета - 2D-таблица, предложенная в качестве инструмента, представляющего собой графическую запись для определения сочетаемости аллелей из родительских генотипов. Вдоль одной стороны квадрата расположены женские гаметы, вдоль другой - мужские. Это позволяет легче и нагляднее представить генотипы, получаемые при скрещивании родительских гамет.

Показывают на интер доске и записывают гаметы от 2 группы

Следующий пример иллюстрирует дигибридное скрещивание между гетерозиготными растениями гороха. A представляет доминирующую аллель по признаку формы (круглый горох), a - рецессивную аллель (морщинистый горох). B представляет доминирующую аллель по признаку цвета (жёлтый горох), b - рецессивную аллель (зелёный). Если каждое растение имеет генотип AaBb, то, поскольку аллели по признаку формы и цвета независимы, может быть четыре типа гамет при всех возможных сочетаниях: AB, Ab, aB и ab.

И попросить группы 1 и 2 заполнить, потом нажать и проверить.

ответ

AB Ab aB ab

AB AABB AABb AaBB AaBb

Ab AABb AAbb AaBb Aabb

aB AaBB AaBb aaBB aaBb

ab AaBb Aabb aaBb aabb

Получается 9 круглых жёлтых горошин, 3 круглых зелёных, 3 морщинистых жёлтых, 1 морщинистая зелёная горошина. Фенотипы в дигибридном скрещивании сочетаются в соотношении 9:3:3:1.

Существует еще и Древовидный метод

Существует и альтернативный, древоидный метод, но он не отображает генотипы гамет верно: показать на слайде

Его выгодно использовать при скрещивании гомозиготных организмов:

Вывод поэтому мы будем пользоваться для решения задач при определении генотипов и фенотипов гибридов всех поколений решеткой пиннета.

Хорошо, а теперь мы можем с вами ответить на вопрос, почему же пила валерьянку Елизавета Борисовна решаем задачу решение на слайде уч-ся проверяют и делают выводы.

Закрепление

Тест

1Появление всего потомства с одинаковым фенотипом и одинаковым генотипом свидетельствует о проявлении закона
А) расщепления

Б) доминирования

В) независимого наследования

Г) сцепленного наследования

2 Получение в первом поколении гибридного потомства с одинаковым фенотипом и генотипом, но отличающегося от фенотипа родительских форм, свидетельствует о проявлении закона
А) расщепления

Б) неполного доминирования

В) независимого наследования
Г) сцепленного наследования

3 При скрещивании гомозиготных растений томата с круглыми жёлтыми плодами и с грушевидными красными плодами (красный цвет А доминирует над жёлтым а, круглая форма В над грушевидной b), получится потомство с генотипом
А) BbAa

Б) bbAa

В) Bbaa

Г) BBAA

4Если при скрещивании двух гомозиготных организмов во втором поколении у 1/4 потомства обнаружится рецессивный признак, значит проявился закон
А) сцепленного наследования

Б) независимого наследования

В) промежуточного характера наследования

Г) расщепления признаков

5 При самоопылении красноплодного томата в его потомстве могут появиться растения с желтыми плодами, что свидетельствует о
А) гетерозиготности родительского растения

Б) наличии у гибридов доминантных аллелей

В) гомозиготности родительского растения

Г) проявлении сцепления генов

Ответ:

3 Г

Командиры групп подводят итог урока, делают вывод и регламентируют сами выставленные и откоректированные оценки каждому уч-ся.

Рефлексия

«Моя самооценка урока»

1.Понравился ли мне урок?

2.Понял ли я новую тему?

3.Какова была моя активность на уроке? Я работал активно

Я не работал

4. Уходя с урока я бы сказал учителю:

До свидания

До свидания. Спасибо за урок.

Уйду молча.-

Домашнее задание каждому ученику самостоятельно дома решить задачу(раздаются индивидуально). Чит пар 39.

Если останется время

Решение задач на закреплениеи 157, 2, 4, 5

Найдите верные и неверные утверждения (да – 1, нет – 0)

Доминантный ген – преобладаемый

Доминантная гомозигота обозначается АА

При решении задач родители обозначаются F

Первый закон Менделя – закон единообразия

Неполное доминирование наблюдается тогда, когда доминантный ген не полностью подавляет рецессивный, и появляется промежуточный признак

Урок биологии в 9 классе. «_____»__________________ 20_____ г.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Цель. Сформировать знания о дигибридном скрещивании как методе изучения наследственности.

Образовательные: познакомить учащихся с экспериментом Г. Менделя, в результате которого был открыт закон независимого наследования признаков; раскрыть сущность третьего закона Менделя и дать его формулировку.

Развивающие: продолжить формировать умения работать с генетической символикой; решать генетические задачи, развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы.

Воспитательные: бережное отношение к своему здоровью.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Повторение изученного материала.

Вариант 1.

___ВВ _________ ___вв _________

гаметы:_____В_________ __в_ _________

F1 ______Вв _ _____ - курчавая шерсть

Вв х вв

F 1 ВВ курчавая

вв гладкая

Вариант 2.

Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков, установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.

Серый цвет

Коричневый цвет

__СС ____ ____сс_ _______

гаметы:_____С _ _____с _______

F1 _________Сс _ ______ - серый цвет

Доминантная гомозигота

серый

Рецессивная гомозигота

коричневый

Гетерозигота

серый

Сс х СС

F 1 СС серый

Сс серый

Изучение новой темы .

Дигибридное скрещивание - это скрещивание по двум парам признаков.

А - желтые семена

а - зеленые семена

В - гладкие семена

в - морщинистые семена

Р: ААВВ х аавв

Р: _________ х ________

фенотип: ________________ _____________________

гаметы: _________________ ______________________

Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? ___1_ _____ С зелеными морщинистыми семенами?_____1_ _______

Какова вероятность (в%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами?___100 _______ С зелеными семенами?________0 _________

Сколько разных генотипов образуется среди растений первого поколения? ______1 ___

Сколько разных фенотипов образуется среди растений первого поколения? ______1 __

Сколько типов гамет образует растение первого поколения с желтыми гладкими семенами?________4_ ___________

Какова вероятность (в%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми гладкими семенами?__________ С желтыми морщинистыми? ______________ С зелеными гладкими? ___________ С зелеными морщинистыми?_________________

Третий закон Менделя - закон независимого расщепления признаков: При дигибридном скрещивании расщепление по каждому признаку идет независимо от другого признака в ряду поколений; в результате среди гибридов второго поколения появляются потомки с новыми комбинациями признаков в соотношении 9:3:3:1.

Анализирующее скрещивание проводят для определения генотипа организма, для этого данный организм скрещивают с рецессивной гомозиготой.

задача . У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: 123 растения нормальные, 112 - карликовых. Определите генотипы родителей и потомков.

Закрепление.

Решение задач.

У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а раннеспелость над позднеспелостью. Признаки наследуются независимо. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготного растения по обоим признакам и доминантного гомозиготного по обоим признакам родителей. Каков фенотип родительских особей? Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?

Р: курчавая шерсть х гладкая шерсть

____________ ____________

F1 __________________________ - курчавая шерсть

Доминантная гомозигота

Рецессивная гомозигота

Гетерозигота

Гибрид F1 скрестили с рецессивной гомозиготой. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2 .

Вариант 2.

Допишите схему, иллюстрирующую закономерности наследования признаков, установленных Грегори Менделем при моногибридном скрещивании.

Серый цвет

Коричневый цвет

Р: серый цвет х коричневый цвет

____________ ____________

гаметы:______________ ____________

F1 __________________________ - серый цвет

Доминантная гомозигота

Рецессивная гомозигота

Гетерозигота

Гибрид F1 скрестили с доминантной гомозиготой. Определите генотипы и фенотипы гибридов F2

Рабочая карта урока.

Учени ___ 9 класса _________________________________________________________________

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Дигибридное скрещивание__________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Объект исследования: горох (стр.71-72, рис. 29)

А - желтые семена

а - зеленые семена

В - гладкие семена

в - морщинистые семена

Р: ААВВ х аавв

фенотип: ________________ _____________________

гаметы: _________________ ______________________

F1 __________________________ _______________________

Скрестим гибриды первого поколения.

Р: _________ х ________

фенотип: ________________ _____________________

гаметы: _________________ ______________________

На основании полученных результатов скрещивания, ответьте на вопросы.

Сколько типов гамет образует родительское растение с желтыми гладкими семенами? _________ С зелеными морщинистыми семенами?_____________

Какова вероятность (в%) появления в результате первого скрещивания растений F1 с желтыми семенами?__________ С зелеными семенами?_________________

Сколько разных генотипов образуется среди растений первого поколения? __________

Сколько разных фенотипов образуется среди растений первого поколения? _________

Сколько типов гамет образует растение первого поколения с желтыми гладкими семенами?

Какова вероятность (в%) появления в результате самоопыления растений F2 с желтыми гладкими семенами?__________ С желтыми морщинистыми? ______________ С зелеными главными? ___________ С зелеными морщинистыми?_________________

Сколько разных генотипов может быть среди гибридов второго поколения?________

Сколько разных фенотипов может быть среди гибридов второго поколения?________

Третий закон Менделя - ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализирующее скрещивание - _______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Задача . У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. Нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: 123 растения нормальные, 112 - карликовых. Определите генотипы родителей и потомков.

А) Р: нормальное х карлик

гаметы:______________ ____________

Фенотип

Б) Р: нормальное х карлик

гаметы:______________ ____________

F1 __________________________ - генотип

Фенотип

Задача. У овса нормальный рост доминирует над гигантизмом, а раннеспелость над позднеспелостью. Признаки наследуются независимо. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготного растения по обоим признакам и доминантного гомозиготного по обоим признакам и гомозиготного по обоим признакам родителей. Каков фенотип родительских особей? Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?

Фенотипы родителей ___________________________________________________

Сколько разных генотипов может быть среди гибридов первого поколения?_________