Что такое Теософия *

Этот вопрос задается столь часто, а превратные толкования распространяются столь широко, что редакторы журнала, посвященного всемирной теософии, допустят непростительную халатность, если первый номер журнала «Theosophist» не встретит полного понимания у читателей. Само название нашей статьи предполагает два вопроса: что представляет собой Теософское Общество и кто такие теософы? На каждый из них будет дан ответ.

Согласно лексикографам, термин теософия составлен из двух греческих слов: теос — «бог» и софос — «мудрый». До сих пор верно. Но дальнейшие толкования весьма далеки от ясного понимания теософии. Вэбстер довольно оригинально определяет ее как «предполагаемое общение с Богом и высшими духами и последовательное достижение сверхчеловеческого знания: с помощью определенных физических процессов — как того добивались через теургические действа некоторые древние платоники, или путем химических процессов — немецкие философы огня».

Мягко говоря, это довольно легкомысленное объяснение. То, что г-н Вэбстер связывает с подобной идеей такие имена, как Аммоний Саккас, Плотин, Ямвлих, Порфирий, Прокл, показывает либо сознательное искажение, либо его незнание философии и истинных побуждений великих гениев александрийской школы. Приписывать тем, кого современники и потомки называли «теодидактами», то есть обученными самим богом, стремление развивать психологические и духовные способности посредством «физических процессов» — значит изображать их материалистами. Что же касается камня, брошенного в философов огня, то он отскакивает от них, рикошетом попадая прямо в наших знаменитейших современных ученых, в уста которых преподобный Джеймс Мартиньо вкладывает следующее бахвальство: «Материя — это все, что нам только нужно; дайте нам атомы — и мы объясним всю вселенную».

Воган предлагает более удачное и более философское определение. Он говорит: «Теософ — это тот, кто предлагает вам доктрину о Боге или творениях Бога, не являющуюся откровением, но боговдохновенную в своей основе». С этой точки зрения, каждый мыслитель и философ, тем более каждый основатель новой религии, философской школы или ордена, является теософом. Следовательно, теософия и теософы существовали с той самой поры, когда первый проблеск нарождающейся мысли заставил человека искать средства выражения своего собственного независимого мнения.

Теософы существовали задолго до христианской эры, вопреки христианским писателям, относящим развитие эклектической теософской системы к началу третьего века после Рождества Христова. Диоген Лаэртский прослеживает существование теософии до эпохи, предшествовавшей династии Птолемеев, и называет ее основателем египетского иерофанта Пот-Амона. Это коптское имя, означающее жреца, посвященного Амону — богу мудрости. Как показывает история, теософия возрождается Аммонием Саккасом, основателем неоплатонической школы. Аммоний и его ученики называли себя «филалетами» — любящими истину; другие же называли их «аналогетами» — за их метод толкования всех священных легенд, символических мифов и тайн посредством аналогии, или соответствия, при котором события внешнего мира воспринимались как выражение действий и впечатлений человеческой души.

Целью Аммония Саккаса было примирение всех сект, людей и наций под одной общей верой — верой в Высшую, Предвечную, Непознаваемую и Невыразимую Силу, управляющую вселенной посредством незыблемых, вечных законов. Его задачей было утвердить изначальную систему теософии, являвшуюся первоначально единой для всех народов; побудить человечество отложить споры и распри и объединиться в мыслях и намерениях, подобно детям единой матери; очистить древние религии от налета субъективности, объединив и разъяснив их на основе чисто философских принципов. Поэтому, наряду с философскими учениями Греции, в эклектической теософской школе изучались также буддизм, веданта, магия и зороастризм. Отсюда и проявление среди александрийских теософов таких исключительно буддийских и индусских черт, как почитание родителей и стариков, братская любовь ко всему человечеству и сострадание даже к бессловесным тварям. Аммоний Саккас стремился установить систему нравственной дисциплины, обязывающей людей жить по законам своей страны; возвысить их разум изучением и созерцанием Абсолютной Истины. Главной же своей задачей, определяющей достижение всех остальных, он полагал извлечение из различных религиозных учений, как из многострунного инструмента, единой всеобъемлющей и гармоничной мелодии, которая найдет отклик в каждом сердце, преданном истине.

Таким образом, теософия — это древняя Религия Мудрости , эзотерическая доктрина, некогда известная во всех претендующих на цивилизованность странах. Все древние писания изображают эту «Мудрость» как эманацию Божественного Принципа; и ясное осознание этого запечатлено в таких именах, как индийский Будха, вавилонский Набу, Тот Мемфиса, Гермес Греции, а также в именах богинь — Метис, Нейт, Афина, гностическая София — и, наконец, в Ведах , чье название произошло от слова «знать». Все древние философы Востока и Запада, иерофанты древнего Египта, риши Арьяварты и теодидакты Греции называли теософией знание об оккультных и, по существу, божественных вещах. Меркава еврейских раввинов — популярная мирская серия — таким образом, является лишь средством достижения, внешней оболочкой, содержащей высшее эзотерическое знание. Маги Зороастра получали наставления и посвящения в пещерах и тайных ложах Бактрии; египетские и греческие иерофанты давали свои aporrheta — тайные инструкции — и mystes становился Epoptes — Пророком.

Центральной идеей эклектической теософии была идея о единой Высшей Сущности, Неведомой и Непознаваемой , ибо: «Как может кто-то познать того, благодаря которому он познает все это?» — вопрошает «Брихадараньяка упанишада». Система этой теософии характеризовалась тремя определенными разделами: доктриной о вышеупомянутой Сущности, доктриной о человеческой душе — Ее эманации и, следовательно, одной с Нею природы, и теургией. Именно эта последняя и послужила причиной столь искаженных представлений о неоплатониках в наш век материалистической науки. По существу, теургия — это искусство применения божественной энергии человека для подчинения слепых сил природы; представителей этой науки раньше называли магиками, что является искажением слова «Маг», означающего мудрого или ученого человека, и высмеивали. Скептики прошлого века допустили бы точно такую же ошибку, если бы стали насмехаться над идеей фонографа или телеграфа. Тех, кого одно поколение осмеивает и называет «неверными», следующее, как правило, почитает мудрецами и святыми.

Что касается Божественной Сущности, природы души и духа, то современная теософия рассматривает их так же, как и древняя теософия. Диу ариев идентичен Иао халдеев и даже Юпитеру менее образованных и философски настроенных римлян; и точно также он идентичен Яхве самаритян, Тиу , или Туисто, норманов, Дуву бриттов и Зевсу фракийцев. Что же до Абсолютной Сущности — Единой и Вездесущей — то возьмем ли мы для рассмотрения этого понятия учение греков-пифагорейцев, халдейскую каббалу или философию ариев — результат будет один и тот же. Первичная монада в системе Пифагора, которая растворяется во тьме и сама есть Тьма (для человеческого сознания), составляла основу всего сущего; и эту идею, во всей ее полноте, мы находим в философских системах Лейбница и Спинозы. Следовательно, соглашается ли теософ с каббалой, которая, говоря об Эйн Софе, вопрошает: «Кто же тогда может постичь Его, если Он бесформенный и Несуществующий?»; повторяет ли он величественный гимн из Ригведы (книга 10, гимн 129):

Кто знает, откуда берет начало это великое творение?

Создала ли его воля, или она бездействовала?

Он знает это — а может быть, не знает даже Он .

Принимает ли теософ ведантическую концепцию Брахмы, который в упанишадах представляется как «не имеющий жизни, не имеющий разума, чистый», бессознательный , ибо Брахма — это «Абсолютное Сознание»; или, наконец, разделяя веру свабхавиков Непала, утверждает, что не существует ничего, кроме «Свабхавата» (субстанция, или природа), который существует сам по себе , без всякого творца, — любая из этих концепций может привести только к чистой и абсолютной теософии. Той теософии, которая побуждала таких людей, как Гегель, Фихте и Спиноза продолжать труд греческих философов и размышлять о Единой Сущности — Божестве, Всебожественном , исходящем от Божественной Мудрости — непостижимой, неведомой и невыразимой , на основе любой древней и современной религии, кроме христианства и магометанства.

Итак, каждый теософ, разделяющий доктрину о Божестве, «которая не является откровением, но боговдохновенна в своей основе», может подпадать под любое из этих определений или принадлежать к любой из этих религий, но все же оставаться в рамках теософии. Ибо последняя представляет собою веру в Божество, которое есть Всё — источник всего сущего, беспредельность, которую нельзя постичь или узнать; одна лишь вселенная раскрывает Это , или, как предпочитают говорить некоторые, Его, тем самым наделяя полом, антропоморфизируя это божество, что является богохульством . Действительно, теософия избегает грубой материальности; она предпочитает верить, что пребывая в вечности, Дух Божества ничего не желает и ничего не творит; но то, что в безграничном сиянии исходит из Великого Центра, разливаясь повсюду, то, что производит все видимое и невидимое, есть лишь Луч, несущий в себе творящие и зарождающие силы, луч, который, в свою очередь, производит то, что у греков называлось Макрокосм , у каббалистов Тиккун , или Адам Кадмон, — архетип человека, а у арийцев — Пуруша , проявленный Брахма, или Божественный Муж. Теософия также верит в анастазис, или непрерывное существование, и в перевоплощение (эволюцию), или серию изменений души, что можно объяснить на строго философских принципах — но для этого нужно установить различие между Параматмой (трансцедентной, высшей душой) и дживатмой (животной, или сознательной душой) ведантистов.

Чтобы дать более полное определение теософии, мы должны рассмотреть ее во всех аспектах. Внутренний мир не ото всех сокрыт непроницаемою тьмою. Во все века и во всех странах существовали люди, которые с помощью высшей интуиции, приобретенной благодаря Теософии — или Богопознанию, уносящему ум из мира форм в мир бесформенных духов — ощущали явления мира внутреннего, невидимого. Поэтому «самадхи» — «Dyan Yog Samadhi» индусских аскетов, «Daimonion-photi» — духовное озарение неоплатоников, «Звездные беседы души» розенкрейцеров, или философов огня, и даже экстатический транс мистиков и современных гипнотизеров и спиритуалистов, хотя и различны по выражению, но едины по сути.

Поиски божественного «Я» человека, столь часто и столь ошибочно интерпретировавшиеся как индивидуальное общение с личным богом, занимали всех мистиков и, похоже, вера в его существование — ровесница человечеству. Но каждый народ называл это по-своему. Так, Платон и Плотин называют «умственной работой» то, что йоги и шротрии именуют видья . «Размышлением, самопознанием и дисциплиной мысли душа может возвыситься до лицезрения вечной истины, добра и красоты — это и есть Лицезрение Бога , это и есть эпоптейя », — говорят греки. Порфирий же добавляет: «Чтобы слить свою душу с Мировой Душой, необходим совершенно чистый ум. Через самосозерцание, целомудрие и очищение тела мы можем приблизиться к Ней и получить, в этом состоянии, истинное знание и замечательное прозрение». А свами Даянанда Сарасвати, не читавший ни Порфирия, ни других греческих авторов, но в совершенстве изучивший Веды , говорит в своей «Веда-бхашья»: «Для достижения Дикша (высшее посвящение) и йоги необходимо руководствоваться правилами... Душа в человеческом теле может творить величайшие чудеса, познавая Вселенский Дух (или Бога), многообразие вселенной и качества (оккультные) вещей. Такой человек (дикшита, или посвященный) может приобрести способность слышать или видеть на огромном расстоянии». Наконец, Альфред Р.Уоллес — член Королевского общества, спиритуалист и, по общему признанию, великий натуралист — смело и откровенно заявляет: «Чувствует, ощущает и думает один лишь “дух” — это он познает, размышляет и устремляется... нередко встречаются люди с такою организацией, что их дух может чувствовать, независимо от телесных органов чувств, или может временно покидать, полностью или частично, свое тело и возвращаться в него вновь... дух... сообщается с духом легче, чем с материей».

Теперь мы можем видеть, как после тысячелетий, отделяющих эру гимнософистов от нашего высоко цивилизованного века, несмотря на просвещение, а возможно, и благодаря этому просвещению, пролившему свой сияющий свет на психологическую и физическую область естества, — свыше двадцати миллионов людей сегодня верят, в различной форме, в те же самые духовные силы, в которые верили йоги и пифагорейцы почти 3000 лет назад. Как арийские мистики утверждали, что им подвластны все вопросы жизни и смерти, стоит только достигнуть способности действовать независимо от тела, через Атмана — «высшее Я», или «дух»; как древние греки искали Атму — Сокрытое, или Божественную Душу человека, пользуясь символическим зеркалом Фесмофарийских мистерий, — так и современные спиритуалисты верят в способность духов или душ развоплощенных людей общаться, зримо и ощутимо, с теми, кого они любили на земле. И все они — арийские йоги, греческие философы и современные спиритуалисты — подтверждают такую возможность, на том основании, что воплощенная душа и ее никогда не воплощающийся дух — реальное Я — вовсе не отделены ни от Мировой Души, ни от других духов пространством, но единственно лишь различием своих качеств; как и в безграничном пространстве вселенной, здесь также не может быть ограничений. И как только это различие преодолено — абстрактным ли созерцанием, дающим временную свободу заключенной в теле душе, как это понимали греки и арийцы, или же, согласно представлениям спиритуалистов, медиумизмом — слияние воплощенного и развоплощенного духов становится возможным. Так, йоги Патанджали и следовавшие по их стопам Плотин, Порфирий и другие неоплатоники, утверждали, что несколько раз в течение своей жизни, в часы экстаза, они соединялись, или лучше сказать, становились одним целым с Богом.

Многие великие философы настаивали, да и теперь настаивают на том, чтобы эта идея, которая может показаться ошибочной в приложении к Вселенскому Духу, была отброшена как совершеннейшая химера. Что касается теодидактов, то единственным спорным моментом, темным пятном их философии крайнего мистицизма было требование приписать все, что являлось прозрением экстаза, чувственному восприятию. Утверждение йогов, что они способны видеть Ишвару «лицом к лицу», было успешно опровергнуто строгой логикой Капилы. Что же касается подобного предположения, сделанного их греческими последователями, длинной вереницей христианских экстатиков, и наконец, двумя последними претендентами на «боговидение» — Якобом Бёме и Сведенборгом, то это утверждение можно и нужно было бы подвергнуть сомнению, с точки зрения логики и философии, если бы несколько наших знаменитых ученых-спиритуалистов больше интересовались философией, нежели феноменализмом спиритуализма.

Александрийские теософы подразделялись на неофитов, посвященных и учителей, или иерофантов; они заимствовали свои концепции от античных мистерий Орфея, который, согласно Геродоту, привез их из Индии. Аммоний связывал своих учеников клятвой не разглашать высшие доктрины никому, кроме тех, кто был того достоин и посвящен, кто умел уважать богов, ангелов и демонов других народов в соответствии с эзотерическим hyponoia , или скрытым смыслом. «Боги существуют, но они не являются тем, кем их представляют hoi polloi , невежественные массы, — говорит Эпикур. Атеист не тот, кто отрицает существование богов, которым поклоняются толпы, но тот, кто устремляет мысли масс к этим богам». В свою очередь, Аристотель заявляет, что «те, кого называют богами , являются просто первичными принципами Божественной Сущности, пронизывающей собою всю природу».

Плотин, ученик Аммония, которого «учил сам Бог», говорит, что тайный гнозис, или знание теософии, имеет три степени: убеждение, изучение и озарение . «Средством или инструментом первой является чувство или восприятие, второй — диалектика, а третьей — интуиция. Рассудок подчинен интуиции — это абсолютное знание , основанное на слиянии сознания с познанным объектом». Теософия — это, можно сказать, точная наука психологии; она имеет такое же отношение к естественному, неразвитому медиумизму, как знания Тиндаля к познаниям школьника в физике. Она развивает в человеке непосредственное созерцание — то, что Шеллинг называет «реализацией отождествления субъекта и объекта в личности»; под воздействием hyponoia человек размышляет о божественном, видит все вещи такими, каковы они на самом деле и, наконец, «становится восприимчивым к Душе Мира», как прекрасно выразился Эмерсон. «Я, несовершенство, поклоняюсь своему собственному Совершенству», — говорит он в своем прекрасном эссе о Сверхдуше. Кроме этого психологического состояния, или состояния души, теософия развивает все отрасли науки и искусства. Она хорошо знакома с тем, что сегодня широко известно как гипноз. Теософы отвергают практическую теургию, или «ритуальную магию», к которой так часто прибегают католические священники для изгнания злых духов. Ямвлих был единственным, кто, превосходя остальных эклектиков, дополнил теософию доктриной теургии. Когда человек не знает истинного значения эзотерических, духовных символов природы, он может не рассчитать своих душевных сил и, вместо духовного, мысленного общения с высшими, небесными сущностями, добрыми духами (богами теургов школы Платона), он бессознательно призовет таящиеся вокруг человечества злые, темные силы — неумирающие, злобные порождения человеческих преступлений и пороков — и с теургии (белой магии) он скатится до гоэтии (черной магии, колдовства). Конечно, ни белая, ни черная магия на самом деле не являются тем, что понимает под этим общественное суеверие. Возможность «вызывания духов» — согласно ключу Соломона — верх суеверия и невежества. Только лишь чистота наших деяний и помыслов способна поднять нас до общения «с богами» и приблизить к желанной цели. Алхимия, воспринимаемая многими как духовная философия и физическая наука, является одной из доктрин теософской школы.

Примечательно, что ни Зороастр, ни Будда, ни Орфей, ни Пифагор, ни Конфуций, ни Сократ, ни Аммоний Саккас ничего никогда не записывали. Причина тому понятна. Теософия — это обоюдоострое оружие, непригодное для эгоистов и невежд. Как и у любой древней философии, у нее есть приверженцы и в наши дни, но до недавнего времени их было очень мало; все они принадлежат к различным религиозным течениям и исповедуют различные взгляды. «Предаваясь созерцанию, не основывая никаких школ, они до сих пор оказывают молчаливое влияние на философию; и когда придет время, их идеи, безмолвно высказанные, несомненно могут дать новое направление человеческой мысли», — замечает г-н Кеннет Р.Х.Макензи , сам мистик и теософ, в своем обширном и замечательном труде «Королевская масонская энциклопедия». Со времен философов огня они никогда не объединялись в общества, ибо христианское духовенство выслеживало их, как диких зверей, и быть известным как теософ еще столетие назад зачастую означало верную смерть. Статистика показывает, что за 150 лет по обвинению в колдовстве в Европе было сожжено более 90 000 мужчин и женщин. Только в Великобритании с 1640 по 1660 годы, всего за двадцать лет, за договор с «дьяволом» было предано смерти 3000 человек. И лишь в конце нашего столетия, в 1875 году, несколько прогрессивных мистиков и спиритуалистов, неудовлетворенных теориями и объяснениями спиритуализма, далеких от того, чтобы охватить всю область феноменов, организовали в Нью-Йорке, в Америке, ассоциацию, широко известную ныне как Теософское Общество. Объяснив теперь, что такое теософия, мы разъясним в отдельной статье сущность нашего Общества, которое также называется «Всемирным Братством Людей».

Меркава (меркаба) — колесница. Каббалисты говорят, что Верховный, после того как учредил десять сефиротов, использовал их как колесницу, или трон славы, на котором нисходит к душам людей.

Реальность возможностей йоги подтверждена многими греческими и римскими писателями, называвшими йогов индийскими гимнософистами; среди них Страбон, Люциан, Плутарх, Цицерон, Плиний и другие.

Макензи Кеннет Роберт Хендерсон (?—1886) — известный франкмасон (орденское имя Криптонимус), основатель розенкрейцерского ордена в Англии, автор поистине уникального труда «The Royal Masonic Cyclopaedia of History, Rites, Symbolism and Biography» (Королевская масонская энциклопедия истории, обрядов, символизма и биографики), London, 1875—1877.

    Теосо́фия (др.-греч. θεοσοφία «божественная мудрость») - теоретическая часть оккультизма и оккультное движение; в широком смысле слова - мистическое богопознание, созерцание Бога, в свете которого открывается таинственное знание всех вещей. Теософия как понятие уходит корнями в гностицизм и неоплатонизм. В более узком значении под теософией понимается учение Е. П. Блаватской. В 1970-х и 1980-х среди теософских групп возникло движение «Нью-эйдж».

    Современная теософия некоторые концепции и термины позаимствовала из буддизма. Теософское Общество стало организацией, взявшей на себя в 1875 году ответственность за ознакомление с учением Будды (по крайней мере, как его понимали теософы) многочисленной публики Европы и Америки. Опубликованный в 1881 году «Буддийский катехизис» президента-основателя Теософского Общества Г. С. Олкотта был одобрен ланкийскими учёными монахами.

    Христианство и современная теософия в течение всего периода после образования Теософского общества имели сложные, а иногда - плохие отношения. Для большинства западных теософов христианство было религией, в которой они родились и выросли, но многие из них пришли к теософии через процесс изучения и даже противодействия христианской вере. По мнению профессора Эллвуда, «причина, вызывающая разногласия, заключалась в самой теософии».

    Теософия Блаватской классифицируется известными представителями западной философии как «пантеистическая религиозно-философская система».

    Теософия Блаватской оказала, согласно исследованиям литературоведов и религиоведов, определённое влияние на современную художественную литературу, в частности, на такие разновидности жанровой литературы, как фэнтези и научная фантастика. По мнению исследователей, теософия существенно повлияла на «ирландский литературный ренессанс» конца 19-го и начала 20-го века, если судить по таким его представителям, как Уильям Батлер Йейтс и Джордж Уильям Расселл.

религиозная доктрина, изучающая соединение с божеством. Теософия - мистическое учение, проповедующее аскетику и постепенное восхождение человеческого духа к Божественному озарению (иллюминизм). Самые знаменитые теософы: Беме, Вейгель, Сведенборг, Сен-Мартен, Баадер. В Германии в XIX в. Герман Иммануил Фихте (сын великого Иоханна Готлиба Фихте) основал школу «спекулятивной теософии», в задачу которой входило отождествление с Богом с помощью философской рефлексии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЕОСОФИЯ

греч. theos -Бог и sорhiа -мудрость, знание) - (1) - доктрина Богопознания (в отличие от теологии, опирающейся на идею откровения и догматы церкви), основанная на внеконфессиональном эзотерическом опыте. К Т. относятся гностицизм, герметизм, розенкрейцеровское миропонимание и др. В средние века этот термин соотносится с мистическими учениями Беме, Парацельса, Л.К. Сен-Мартена, графа Сен-Жермена и др. Шеллинг употреблял термин "Т." для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии. Близко к этому понятие "свободной Т." у В. Соловьева. Фундаментальное и всестороннее изложение Т. получила в трудах Блаватской. Исследуя исторические формы религии, Т. стремится объединить различные вероисповедания через тождественность эзотерического смысла всех религиозных символов. Онтология Т. строится на учении о "Непознаваемом", неизреченном Абсолюте, Безличном Принципе, благодаря которому все начало быть. Высшую триаду составляют Бесполый Непроявленный Логос, Потенциальная мудрость и Вселенская Мыслеоснова. Нисхождение в мир божественных энергий совершается через сферу Проявленного Логоса, духовный, психический, астральный и материальный планы. Человек, по Т., есть отражение проявленного Бога (микрокосм подобен Макрокосмосу), и его истинное реальное "Я" вечно и едино с "Я" вселенной (ср. Пуруша в индуизме, Адам-Кадмон в Каббале и др.). Эволюция человека совершается путем многочисленных воплощений, в которых он приобретает опыт, знания и самопожертвованной жизнью, служением людям становится активным участником божественного преобразования и строительства на Земле и во Вселенной. Вся философская концепция Т. строится на семеричном принципе: 7 планов бытия, 7 принципов человека, 7 эволюционирующих рас и др. Гносеологическая доктрина Т. опирается на учения о карме, перевоплощении, законе жертвы и восхождении человека к своему истинному "Я", и заключенному в высшем Триединстве "Атма-Будхи-Манас". Человек, вступивший на путь самосовершенствования и постижения Божественной Мудрости, встречает, по Т., множество препятствий и опасностей: только чистое, огненное сердце способно устоять под натиском стихий и выдержать воздействия низших желаний, страстей, мыслей. В контексте Т. формулируется закон." когда испытуемый вступает на путь, то начинают проявляться некоторые оккультные следствия, и "первое из них есть выявление наружу всего, что находилось в человеке до сих пор в спящем состоянии: его недостатков, привычек, качеств и скрытых желаний, хороших или дурных, или безразличных" (Блаватская). Особенностью исторического подхода Т. является учение о семи человеческих Расах. Развитие и становление человечества проходит в течение сотен миллионов лет от первой Расы - эфироподобных существ, через Расу "потомрожденных", к человеческим существам Лемурийского (Третья Раса) и Атлантического (Четвертая Раса) периодов. Настоящее человечество представляет собой пятую Расу, эволюционирующую к более высокой шестой, у которой будут проявляться божественные способности яснослышания, ясновидения и т.п. Социально-историческая концепция Т. строится на идее "Всемирного Братства Человечества", которая является ведущей во всех мировых учениях (Сангха буддизма, Умма ислама, Община христианства и др.). Идеи Т. послужили предметом осмысления М. Ганди, Е.И. и U.K. Рерихов, В. Кандинского и др. (2) - в узком смысле - эзотерическая доктрина, основы и фрагменты которой изложены Блаватской в труде "Тайная Доктрина".Ред. 2) Религ.-мистич. учение Е. П. Блаватской (1831–91; соч. "Тайная доктрина" –"The secret doctrine", v. 1–2, L., 1888) и ее последователей. Сложилось под влиянием инд. философии (учение о карме, перевоплощении человеческой души и космич. эволюции как манифестации духовного абсолюта), оккультизма и вост. эзотерич. доктрин. Отбрасывая "историч. формы религии", Т. стремится объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религ. символов и создать на этой основе "универсальную религию", не связанную к.-л. определенной догматикой. Унификация разнородных религ.-мифологич. представлений в Т. сопровождается детальной схематизацией космогонич. и антропогонич. процессов (многоступенчатая семичленная иерархия "планов", или уровней, универсума и "периодов", "кругов" и т.д. его эволюции, напр. учение о семи расах, последовательно сменяющих друг друга в течение одного "мирового периода", и т.п.). Согласно Т., каждый человек состоит из трех тел: физического, астрального и ментального; "развитый" оккультист может управлять своим телом, т.е. посылать его в любые точки времени и пространства. Конечная цель теософа – выявить в себе ментальное (т.е. духовное) тело и достигнуть "сверхсознания". Достижение этого оккультного "знания" и сверхъестеств. способностей осуществляется благодаря наличию эзотерич. традиции немногочисленных "посвященных" или "мастеров", инспирирующих духовную эволюцию человека. Е. Головин. Москва. Теософское об-во было основано в 1875 в Нью-Йорке Е. П. Блаватской и амер. полковником Г. Олкоттом с целью "образовать ядро всемирного братства", "содействовать сравнит. изучению религии и философии", "исследовать неизученные законы природы и скрытые силы человека". Деятельность об-ва вскоре распространилась на мн. страны Европы и Америки; в 1879 центр его был перенесен в Индию (в предместье Мадраса). После смерти Олкотта (1907) президентом об-ва стала А. Безант, бывшая социалистка и активная деятельница англ. движения свободомыслящих. В 1912 Безант объявила Кришнамурти новым "спасителем" человечества (позднее Кришнамурти отошел от Т.), после чего произошел раскол и из Т. выделилась антропософия во главе с Р. Штейнером. В наст. время об-во насчитывает 150 тыс. членов (в т.ч. 33 тыс. в Индии). Как форма вневероисповедной мистики Т. свидетельствует о кризисе традиц. религ. систем, к-рые она пытается заместить собою. Лит.: Ледбитер Ч., Краткий очерк Т., пер. с англ., Калуга, 1911; "Вестник Т.", 1908–18; Шахнович М. И., Совр. мистика в свете науки, М.–Л., 1965; Guenon R., Le th?osophisme. Histoire d´une pseudoreligion. P., 1921; Вiсhlmair G., Christentum, Theosophie und Anthroposophie, W., 1950. M. Шахнович. Ленинград.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В статье представлена информация о таком движении, как теософия. В философии это понятие используется как в узком, так и в широком смыслах. Мы поговорим об этом, а также подробно остановимся на особенностях учения, основанного Блаватской. Именно с ним чаще всего ассоциируют интересующее нас понятие.

"Теософия" - это слово, которое происходит от двух греческих слов, в переводе означающих "Бог" и "мудрость". Если их сложить, мы получим "божественная мудрость". Вот что означает это слово. Что такое теософия и что она изучает? Читайте статью, и вы узнаете ответ на этот вопрос.

Первые теософы

"Теософия" - это термин, который употреблялся еще со 2 века н. э. Его использовали неоплатоники, к которым относился Аммоний Саккас и его ученики. Они создали философскую систему, основной целью которой являлось примирение всех религий. Теософы хотели утвердить общую систему и универсальный принцип этики, которая основана на вечных истинах. Термин "теософия" в "Ареопагитиках" выступает в термина "теология". Однако впоследствии два этих направления разошлись.

Противопоставление теологии

Некоторое время спустя теология и теософия начали противопоставляться. Первая из них опиралась на догматы церкви и идею откровения. Теософией же начали называть познание бога через мистический опыт, то есть общение с ним в состоянии экстаза. Другими словами, это было учение о божестве, опирающееся на субъективный опыт, но пытающееся изложить полученные результаты в виде связной системы, к чему не стремились чистые мистики.

Теософия в широком и узком смысле

В широком смысле теософия - это движение, включающее в себя неоплатонизм, гностицизм, герметизм, каббалу, розенкрейцерство. Однако чаще всего употребляется узкий смысл этого слова. В этом случае теософия - это движение, к которому относятся мистические теории 16-18 веков, находившиеся, как правило, за пределами той или иной конфессии и в целом церковной христианской традиции. Это, в частности, теории Якоба Беме, Л. К. де Сен-Мартена, Парацельса (портрет представлен выше), Ф. Этингера, Э. Сведенборга и др. Многие мыслители (к примеру, последователь теософии Парацельс) считали, что это движение включает не только опыт созерцания Божества. К нему относится также совершение чудес (тауматургию) и познание тайн внешней природы.

Теософия Блаватской

Термин "теософия" в философии - это в еще более узком смысле учение, фрагменты и основы которого изложены в труде Елены Петровны Блаватской. Последователи теософии убеждены в том, что в ней объединяются основа и сущность всех мировых религий. Е. П. Блаватская в основу этого движения положила следующий девиз: "нет религии выше Истины". Он был позаимствован Еленой Петровной у Махараджи Бенареса. Теософия (цитаты из книги Блаватской свидетельствуют об этом) основывается на том, что люди, которые не посвящены в те или иные эзотерические учения, не могут познать Интересующее нас движение считается квинтэссенцией эзотерических учений.

Елена Блаватская

Елена Петровна Блаватская (годы жизни - 1831-1891) является основательницей теософии. Она родом из дворянской семьи с немецкими корнями. Елена Андреевна Фадеева, мать Елены Петровны, была писательницей. Муж Фадеевой был офицером, командовавшим батареей конной артиллерии. Елена Петровна в возрасте 17 лет вышла замуж. Супругом ее стал Николай Блаватский, пожилой генерал. Однако она рассталась с ним уже через 3 месяца. Блаватская официально разведена не была, долгое время выдавала себя за вдову. Однако супруг ее даже пережил. Елена Петровна всю жизнь путешествовала по Западу и Востоку, нигде не задерживаясь.

Блаватская основала теософское общество в Нью-Йорке в 1875 году. Его фундаментом является работа Елены Петровны "Тайная Доктрина". В ней представлены основы космогенезиса (сотворения мира), краткая история религий, антропогенезис (история человечества) и др.

Цели теософского общества Блаватской

Блаватская заявила, что цели созданного ей теософского общества следующие:

1) изучение мировых религий в целях их сравнения и создания универсальной этики;

2) исследование и развитие скрытых сверхъестественных (божественных) сил в человеке;

3) братство без различия религии, цвета кожи, рас или социального положения.

Теософское общество сегодня имеет представительства во множестве стран мира (в нескольких десятках государств). Штаб-квартира его расположена в Адьяре (Индия). Практическая теософия, однако, распространяется целым рядом самостоятельных обществ. Мы подробно расскажем о них чуть позже.

Три "истины"

Теософское учение базируется на "догматах", трех "фундаментальных истинах". Первая из них: непреложный, беспредельный, вечный и вездесущий Принцип - это первопричина и источник мироздания. Нам ничего не известно о Принципе, кроме его существования и того, что благодаря ему был создан мир. Вторая "истина" гласит, что вселенная вечна и является цикличной в своем развитии. И последняя, третья, - существует всемирная душа, которая тождественна душе каждого человека. Блаватская полагает, что это и есть "высшее я" каждого из нас.

Согласно первой "истине", человек может постигнуть Абсолют через безличностные по природе своей проявления его. Они выражаются в законах, которые управляют жизнью всей вселенной. Следующая, вторая "истина", учит, что в своем развитии душа эволюционирует ко все более совершенным формам. Этот процесс происходит в соответствии с циклами. Вселенная также развивается циклично в вечности. В этом процессе нет моментов начала и конца. Согласно третьей "истине", человеку присуща "божественность", поскольку его душа тождественна всемирной превысшей душе. Отметим, что эта доктрина теософии аналогична той, которая представлена в учении адванта-веданты. Идея обожествления человека следует из этого положения. Каждый из нас есть Бог. Блаватская полагала, что сущность человека и Бога идентичны.

Эволюция души в теософии

В качестве одного из главных законов мироздания теософское направление признает закон кармы, как и закон реинкарнации (перевоплощения). Эволюция души (монады), согласно этому учению, происходит следующим образом. Монада сначала живет в минеральном царстве. Она превращается в камень. Затем следует царство растений, животных, человека и ангелов. На каждой планете эволюция монады может проистекать лишь в одном царстве. Для того чтобы продолжить развитие, она через некоторое время меняет планету.

Таковы основы теософии. Предлагаем познакомиться и с организациями, существующими в рамках этого движения.

Виды теософских организаций

Итак, в конце 19 века появилось оккультное движение, названное теософией (в узком смысле слова). Большой популярностью при жизни Е. П. Блаватской оно не пользовалось, главным образом из-за того, что репутация Елены Петровны была сомнительна. Вокруг ее имени постоянно вспыхивали скандалы. Кроме того, заявления, которые делала Блаватская, были недоказуемы.

Однако вскоре после кончины Елены Петровны, произошедшей в 1891 году, началось увлечение востоком, поэтому это учение оказалось востребованным. Интересующее нас движение раскололось на несколько ветвей. В мире сегодня существует 4 вида организаций, которые относятся к теософии.

Главным среди них является Международное Теософическое Общество (МТО). Его штаб-квартира расположена в Индии (Адьяре). Оно считается самым первым, которое было создано еще Блаватской. У этого общества есть представительства во многих государствах мира.

Второе - Теософическое общество, имеющее штаб-квартиру в США (Пасадене). Оно тоже международное. Это общество происходит от американской секции, которую возглавлял Уильям Джадж. Вскоре после смерти Елены Петровны Блаватской оно стало отдельным. Его отделения встречаются во множестве стран мира, но они не столь популярны.

Третий тип организаций - Национальные теософические общества. Это, как правило, ветви МТО, которые утратили связь с ним. Это также могут быть структуры, созданные на местах энтузиастами.

Четвертый тип - организации, которые основаны как альтернатива ТО. Это, например, различные антропософские и рериховские общества, Объединенная Ложа Теософов (эмблема его представлена ниже) и др.

История движения теософии Блаватской в России

Первое теософское общество в России было создано в 1908 году, однако отдельные последователи этого движения и их группы существовали и до этого. Учение Блаватской не получило широкого распространения в годы, предшествовавшие Революции. Советское правительство в 1918 году и вовсе прекратило его деятельность. Общество вновь открылось только в 1991 году. РТО (Российское теософское общество) было зарегистрировано в качестве общественной организации. Несколько раз оно пыталось вступить в МТО, однако обязательным условием членства было отречение его представителей от агни-йоги Рерихов. Это требование было принято РТО. Тем не менее вступление в МТО так и не произошло. Российским теософам было отказано в признании международных кругов движения Блаватской. Поэтому сегодня они действуют вместе с рериховцами. Представители их поддерживают друг друга и занимаются распространением своих учений в нашей стране.

Российское общество в начале 90-х годов прошлого века развило бурную деятельность. Оно проводило семинары и лекции, теософские чтения, а также художественные выставки и На базе РТО в 1992 году даже было создано издательство "Сфера", занимавшееся публикацией трудов по теософии. В РТО в 1994 году произошел раскол. Он существенно ослабил Общество и значительно нарушил его единство, и без того шаткое. Эти, а также финансовые проблемы привели к изменениям, произошедшим в нем. Официальное объединение рериховских и теософских обществ состоялось в 1997 году.

Сегодня появляется тенденция реабилитировать в глазах большинства людей теософию Блаватской. Ее пытаются превратить из псевдорелигиозного, маргинального учения в какое-то респектабельное движение, основанное на науке. В этом отношении критика теософии уместна. Это направление, конечно, не может быть связано с наукой.

Кто может стать теософом, по мнению Блаватской

Блаватская считала, что членом ее организации может быть каждый человек, невзирая на его политические, религиозные или иные пристрастия. Она говорила, что стать теософом не трудно. Для этого достаточно иметь средние умственные способности и обладать склонностью к мистицизму. Кроме того, последователь теософии должен вести чистую жизнь, не быть эгоистом, находить радость в помощи ближнему, жертвовать собственными удовольствиями ради других. Следует любить Мудрость, Добро и Истину ради них самих, а не из-за пользы, которая предоставляется ими.

Итак, мы вкратце рассказали о том, что представляет собой древняя и современная теософия. Вы также познакомились с краткой историей этого движения и с его основными организациями и представителями. Теософия есть путь к постижению Бога. Следовать ему или выбрать другую дорогу - каждый решает сам.

Тем более, что в культурном пространстве понятие «теософия» не получило единого определения ни в философском, ни в культурологическом, ни даже, в теософском пространстве. Многие теософы задавались выяснением сути теософии. Так, 5-ый президент Теософского общества Шри Рам в своей работе «Почему теософия остаётся неопределённой» пишет: «Слово "Теософия" не определяется ни в уставе Общества, ни в любом официальном документе. Предполагается, что каждый из нас должен открыть для себя, что это такое, в чём суть теософии» .

Определения теософии, представленные в энциклопедических, научных и теософских изданиях, можно разделить на три группы.

1. Определения, утверждающие, что теософия в широком смысле – это мистическое богопознание, а в узком – учение Е.П.Блаватской и её последователей . В данной группе определений акцент делается на познавательно-методологической основе теософии.

2. Определения, подчёркивающие оккультную сторону теософии и её реакционный характер. Подобная точка зрения, как правило, позиционировалась идейно заангажированными советскими исследователями .

3. Определения, претендующие на онтологическую предельность теософии и её статус «Религии мудрости». Эта позиции характерна для представителей теософского учения .

Указанные определения представляются недостаточными в силу односторонности подходов. Для выявления сути теософии в данной статье предлагаются этапы её проявления в мировоззренческом пространстве культурного становления.

Трансцендентная природа теософии

Ядром теософии является целостная картина мироздания в единстве взаимосвязей и закономерностей всех возможных планов бытия. Источник данного знания – гипотетически предполагаемая София, Мудрость, ускользаемая от системных определений. Это трансцендентный источник мироустройства, что и даёт основания для понимания теософии не как знания человека о Боге или Божественном, а, условно говоря, знания Богов о себе и о мире, то есть – Божественная мудрость. Ядро теософии выступает духовным идеалом устремлённости человека к восполнению этой целостности через разворачивание аспектов духовной культуры. Говоря о Божественной Мудрости, Е.П.Блаватская пишет: «Мудрость эта - такая же древняя, как и сам человеческий разум. Первым производным от ее названия стал титул мудрецов- верховных жрецов этого культа истины. Со временем эти титулы трансформировались в слова философия и философы (любители мудрости)» .

Универсальная теософия

В силу метаисторичности духовного ядра теософия претендует на универсальность своих истоков на заре развития человечества. Универсальность, которая стала основой мифологии, мистериальных и магических практик древности, опирающихся на представление о единстве духовной природы человека и трансцендентной основы мира, выраженное в синкретичной форме целостного миропонимания. Теософия основывается на объективности абсолютной области знаний в виде дорациональных представлений о единстве мира. Теософские представления, укоренённые в культуре ранее, чем философия, наука и религия, проявляются через символическое мировосприятие и целостное представление о сущности мира в виде эзотерических доктрин, культово-ритуальных действ, мистериальных практик.

Первоначально теософия существовала в не систематизированном, допонятийном виде иррационально-интуитивного чувствования глубины реальности. Теософия основывается на преодолении субъект-объектных противоположностей, определяя и трансцендентное (Бог), и имманентное (человек) как единую и единственную реальность. Н. Бердяев выражает сущность единого имманентно-трансцендентного пространства, представленного в теософии как «пограничное положение человека, упирающегося в трансцендентность», где «трансцендентное уловимо лишь через погружение в глубину имманентного» . Таким образом, основой теософии является опытное знание, обретённое путём мистического единения глубинного Я и Абсолюта.

Теософия как состояние сознания

Теософия позиционирует себя как состояние сознания, то есть как возможность человека приблизиться к трансцендентному путём выхода за пределы личного Я. Так мистическое становится неотъемлемой частью теософии. При этом опытное знание, ядро которого вне культа, времени и языка, принимает форму, адаптированную к уровню культуры, времени и вербализации. Это состояние Божественной Мудрости, которое потенциально присутствует в каждом человеческом существе. В данном аспекте теософии проявляются одухотворённые личности, обладающие уровнем сознания, максимально приближенным к Божественному.

Трансцендентное ядро теософии является основой сознания великих личностей. Условно теософским сознанием обладали Будда, Зороастр, Моисей, Иисус Христос, которые являлись пророками новых религий и духовных учений, адаптированных к общекультурному уровню.

Сохраняя трансцендентное ядро, теософия принимает эзотерические формы, недоступные профанному сознанию. Так, в недрах каждой религии существуют мистические учения, сохраняющие универсальную суть теософии, такие как Исихазм в Христианстве, Каббала в Иудаизме, Суфизм в Исламе.

Трансформируясь в сферу рационально-системного мироописания, теософия находит аспекты проявления в паранаучных концептах средневековья в виде алхимии, астрологии и т.д. Историко-философский контекст теософии С развитием философии теософия позиционирует себя через линию иррациональноинтуитивных направлений. Так, в недрах александрийского неоплатонизма возникает сам термин «теософия», первое упоминание которого в начале III столетия нашей эры связывают с именем Аммония Саккаса. Легендарная личность этого мыслителя связана с традицией «неписанной философии», которая не зафиксирована в непосредственном тексте и передавалась лишь в устном виде от учителя к ученику, достойному сокровенного знания. В историю философии Аммоний вошёл под прозвищем Саккас (мешок), что объясняется либо его работой в порту, либо его аскетичным видом (одетый в вретище, мешковину). Но известно и другое имя Аммония – «Теодидактос», то есть наученный богом. Е.П. Блаватская пишет о нём: «Аммоний Саккас, прозванный theodidaktos - «наставляемый богом»; великий учитель, который вел жизнь столь чистую и целомудренную, что его ученик Плотин даже не надеялся когда-либо встретить смертного, способного сравниться с ним» . Именно этот ракурс обретения знания является определяющим в теософии, в которой Божественная мудрость понимается как целостная система эволюционного плана, открытого в соответствии с готовностью сознания и духовного развития человека.

Так, Плотин, один из наиболее известных в истории философии учеников Саккаса, представляет неоплатонизм, презентующий теософскую линию античного иррационализма в европейском философском контексте. Единство платонического понимания нематериальности души и аристотелевского подхода в обосновании ума-перводвигателя, воплощённое Саккасом, является свидетельством синтетической целостности теософского миропонимания, способного к разновекторным рефлексиям и поликонцептуальным преломлениям в философии.

Наиболее яркими выразителями теософского содержания античного неоплатонизма являются Плотин и Порфирий. Искомая теософская целостность (Божественная мудрость) выражается в их учении через иррациональное мировое начало – «Единое». Экстатическое единение (слияние) с Ним души и аскетичный образ жизни определяются как практика обретения необусловленной духовности. Плотин считает, что тайный гнозис или знание теософии имеет три степени: убеждение, изучение и озарение. Порфирий даже теургию рассматривает как недостаточный акт освобождения тела от оков материи, утверждая обретение духовного совершенства через мистическое слияние с Божественным. Ямвлих был единственным из александрийских неоплатоников, кто дополнил теософию доктриной теургии.

К теософскому направлению причисляется гностицизм (gnosis – знание, познание), представленный как гностиками, принадлежащими церкви (Климент Александрийский, Ориген), так и не относящимися к христианству мыслителями, соединившими гнозис с персидскими и сирийскими представлениями (Василид, Валентин).

В историко-философском контексте понятие теософии применялось относительно мистико-религиозных учений как средневековья, так и Нового времени. К теософии относят учения Византийского неоплатонизма. В учениях Ареопагитики, Григория Паламы и Максима Исповедника через мистику самопознания формируется идейная основа для единого контекста восточного и западного христианства. Теософским содержанием отличается учение рейнских средневековых мистиков – Мастера Экхарта и его последователей (Иоанна Таулера, Генриха Сузо, Яна Рюйсбрука). Теософия Мастера Экхарта обращена к Трансцендентному в виде чистой Божественности, необусловленной сути Бога, которая открывается через глубинное самопознание «искорки души» – духовной основы человека. Через концепт единства духовной основы человека и трансцендентной сути Божественного учение средневековых мистиков формирует концептуальное пространство протестантизма как эволюционного обновления религиозного сознания.

Теософия мыслителей эпохи Возрождения и Нового времени, таких как Николай Кузанский (ΧV в.); Себастьян Франк, Парацельс, Валентин Вейгель (ΧVI в.); Якоб Бёме, Роберт Фладд, Томас Воган (ΧVII в.); Эммануил Сведенборг, Карл фон Эккартсгаузен (XVIII в.) на основе синтеза теологии и космологии формирует основы естественно-научной картины мира, реализованной в XVII-XIX веках. Немецкому идеализму, с которым традиционно связывают рационализм и даже панлогизмом, не чужда идея теософии. «Той теософии, – пишет Е.П.Блаватская, которая побуждала таких людей, как Гегель, Фихте и Спиноза продолжать труд греческих философов и размышлять о Единой Сущности - Божестве, Всебожественном, исходящем от Божественной Мудрости - непостижимой, неведомой и невыразимой, на основе любой древней и современной религии» . Среди представителей немецкого идеализма идея теософии наибольшее отражение нашла в творчестве Ф.В.Й. Шеллинга, претерпевшего эволюцию взглядов от натурфилософии к философии откровения, в которой мыслитель ставит своей высшей целью исследовать «Божественный разум», – понятие близкое Божественной мудрости. «В божественном разуме содержится система, но сам Бог есть не система, а жизнь», – пишет философ . Система внутри Божественного разума и связь этой глубины Абсолютного с жизнью и есть для Шеллинга предельная возможность полноты исследования. «Я заявляю, что конечною целью всех моих научных трудов был...переход от раздробленности частных знаний к полноте знания...Ибо я хотел познать истину во всех частных направлениях, чтобы свободно и беспрепятственно исследовать глубину абсолютного» . В связи с этим Шеллинг употреблял термин «теософия» для обозначения синтеза мистического богопознания и рациональной философии.

Неверие в конструктивно-созидательные силы человека, исторический и социальный пессимизм, скептицизм – таковы основные черты умонастроения рубежа ХIХ – ХХ веков. В это время происходит переосмысление сути окружающей действительности, качественно пересматриваются представления о смысле, цели, назначении человеческой деятельности и познания. К понятию «теософия» обращаются представители русской религиозной философии, такие как Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, С. Булгаков, Н. Лосский, взгляды которых опирались на православие и отличались критикой десакрализации религии. Наиболее близко к теософской проблематике подходит Вл. Соловьёв, который называл своё учение „свободной теософией”, понимая под теософией цельное знание, или, по мнению философа, знания мистические, но выраженные в строгой системе логических категорий .

На волне мировоззренческого поиска конца XIX века теософия обретает новые формы осуществления благодаря деятельности и творчеству Елены Петровны Блаватской. Н. Бердяев называет Блаватскую, её современников и единомышленников (Р. Штайнер, Ч. Ледбитер, А. Безант и др.) «новыми теософами», которые выполнили свою историческую миссию, придав теософии социальные формы реализации. В рамках мировоззренческого поиска конца XIX – начала XX века в Европе пробуждается интерес к философско-религиозным учениям Востока. Благодаря обращению Шеллинга и Шопенгауэра к Упанишадам в европейское философское пространство вводятся термины и понятия индийской философии. Так была подготовлена почва для теософского учения «новых теософов», которые реализовали универсальный принцип теософии через синтез восточной и западной культуры. В конце XIX века теософия впервые позиционирует себя как самостоятельное теософское учение.

Теософия и теософское учение

Трансцендентное доисторическое ядро или дух универсальной теософии проявляется как его тело, то есть ощутимая видимая форма в виде теософских учений. С этого времени термин «теософия» начинает применяться по отношению к теософским учениям. Следует различать трансцендентную основу теософии, её универсальное ядро, теософию как состояние сознания и теософию как учение, которое принимает системное изложение. Если Божественная мудрость это абсолютная Истина, то теософское учение отражает грани этой Истины, представленные через просветлённое сознание и оформленные в определённые знания и представления. Так, теософское учение не является Истиной, а лишь описанием её. Владеть открытыми знаниями теософского учения ещё не значит достичь теософского состояния сознания. Накопления знаний не достаточно для обретения Мудрости. Теософские учения обретают смысл через самопознание как путь пробуждения Божественной мудрости и практику образа жизни. Основанное в 1875 году в Нью-Йорке Е.П. Блаватской, Г.С. Олкоттом и У.К. Джаджем, Теософское общество способствует практической реализации теософских идей в формах духовной и социальной жизни, а наследие Е.П.Блаватской и её последователей составляют тело теософии – теософское учение, представленное в систематическом изложении знаний в теософских текстах. При этом Блаватская утверждает: «Есть теософия и теософия: истинная теософия теософов и теософия членов одноименного Общества» .

В виду трансцендентной природы своего ядра теософия не может быть выражена в виде окончательного учения. По этой причине появляются интерпретации содержания теософии и понимания её сути, которые приводят к противоречиям как внутри Теософского общества, так и во внешних оценках содержания учения. Теософия постоянно требует от своих исследователей максимально объективной и непредвзятой позиции. Нужно понимать, что Теософия как Божественная Мудрость есть идеал, образец, можно сказать в своей полноте никогда не досягаемый в ограниченных условиях материального бытия. Именно поэтому в рядах теософов не может быть категоричности и безапелляционности мнений. Представленные ниже взгляды теософов раскрывают палитру мнений о том, «что такое теософия?»

Теософы о теософии

Елена Петровна Блаватская

Отталкиваясь от толкования слова «теософия» как Божественная мудрость, Блаватская раскрывает его суть через понятие «теодидакты», то есть те, кто научены Богом или те, кто близки к Богу, в силу чего обладают знанием о Нём.

По мнению Блаватской теософия – это знания в виде «доктрины о Боге или творениях Бога, не являющейся откровением, но боговдохновенной в своей основе…Таким образом, теософия, считает Блаватская - это древняя Религия Мудрости, эзотерическая доктрина, некогда известная во всех претендующих на цивилизованность странах….это Богопознание, уносящее ум из мира форм в мир бесформенных духов….это ощущение явления мира внутреннего, невидимого». Теософия, по мнению Елены Петровны – «философия рационального объяснения вещей, а не набора догматов» , «наука о сути и тайне всех вещей» . Предмет теософии, согласно Блаватской – «единая Высшая Сущность, Неведомая и Непознаваемая» . Эта неведомая сущность являет себя во всех формах бытия, выступая истинным предметом теософии. О цели теософии Блаватская пишет: «Почитать это Присутствие, невидимую Причину, проявляющую себя в непрерывных следствиях; этот неощутимый, всемогущий и вездесущий Протей - неделимый в своей Сущности и неуловимой форме и все же проявляющийся в каждой форме; Присутствие, которое всюду, везде и нигде; которое есть Всё и Ничто, вездесущее и все же одно; Сущность, которая наполняет, связывает, ограничивает, содержит в себе всё и сама содержится во всем» .

Е.П.Блаватская определяет уникальность теософии в виде достижения Божественной полноты сознания, способного охватить Мудрость, а истинным исследователем теософии считает того, кто «отбросит старый, протоптанный путь рутины и вступит на одинокую тропу независимого мышления, устремляя мысли к Божественному …, настоящий мыслитель, искатель вечной, «боговдохновенной» истины для решения мировых проблем» .

Цитируя эссе о Сверхдуше Эмерсона: «Я, несовершенство, поклоняюсь своему собственному Совершенству», Блаватская ссылаясь на Плотина, считает теософию единством убеждения, изучения и озарения. «Средством или инструментом первого является чувство или восприятие, второго - диалектика, а третьего - интуиция. Рассудок подчинен интуиции - это абсолютное знание, основанное на слиянии сознания с познанным объектом. Теософия - это, можно сказать, точная наука психологии; она имеет такое же отношение к естественному, неразвитому медиумизму, как знания Тиндаля к познаниям школьника в физике» .

Чарлз Уэбстер Ледбитер

Следуя мнению Блаватской Ч.Ледбитер считает, что «теософия не является религией, но она есть истина, которая лежит в основе всех религий». При этом в своей работе «Учебник теософии», которая построена на основе анализа сути теософии и её связи с философией, наукой и религией, Ледбитер утверждает, что теософия это «одновременно философия, религия и наука». При этом получение теософских знаний приходит опытным путём «во-первых от людей, которые прошли более длительный путь эволюции и имеют непосредственный опыт приближения к истине; во-вторых, из выводов, сделанных из результатов развития и очевидных последующих шагов эволюции» .

Нилаканта Шри Рам

Пятый президент Теософского общества Нилакантха Шри Рам, исходя из отсутствия окончательного определения теософии путём размышления над ключевыми теософскими понятиями «Мудрость», «Истина», «Материя», «Сознание», «Дух», «Божественное», приходит к одному из определений теософии: «Теософией являются сущностные знания из глубины истины, природа и принципы которой присутствуют во всём что существует, в том числе и в сердце человека, что даёт ему возможность познать истину в мгновение ока» .

В работе «Что есть теософия?» Шри Рам формулирует суть теософии следующим образом: «Теософия - это Мудрость, включающая в себя все вещи, сущностью которых является лежащее в их основе единство» .

Постижение этого единства Шри Рам представляет двувекторно – объективно как видение общей картины мироздания, в которой множество аспектов уровней и субъективно, что наполняет единство множеством жизненных смыслов. Поэтому теософия, по его мнению, должна стать «живым опытом» поиска и постоянного открытия. Шри Рам даёт обновлённое понимание теософии, дополняя объективный подход субъективной практикой.

Мэри Андерсон

Современный американский теософ Мэри Андерсон, так же как и Шри Рам, осмысливая суть теософии, обращается к этимологии слова «теософия». Суть понятия «Мудрость» открывается, согласно Андерсон, через противопоставление понятию «знания», которые «принадлежат к области нашего повседневного ума», в свою очередь «ум, эгоцентрично использует их. Но у нас нет другого пути, чем идти от повседневности», считает Мэри Андерсон .

В связи с этим теософия как Божественная Мудрость «подразумевает более глубокие аспекты вещей, за гранью разделения и личных проблем. Это не означает, что теософия не имеет ничего общего с повседневной жизнью. Если внутренне едино – что является основополагающим принципом теософских учений и основой теософской жизни, то повседневная жизнь не должна быть отделена от глубокой, внутренней, Божественной Мудрости, а наоборот, должна выразить её» .

Майнор Лайл

Отсутствие окончательного определения теософии современный теософ объясняет обширным объёмом учения, в котором каждый может исследовать наиболее актуальные и значимые аспекты в своей собственной жизни». «По этой причине, – считает теософ, возникают трудности в определении теософии, которые могут показаться первоначально как слабая сторона, становятся одной из её самых сильных сторон». Основываясь на анализе известного девиза Теософского общества: «Нет религии выше истины», теософ обращается к его первоначальному звучанию на санскрите "Satyam Nasti Paro Dharma", указывая на недостаточность перевода слова «Dharma» как «Религия», что ограничивает смыл этого утверждения. «Dharma является одним из многих санскритских слов, которые трудно перевести непосредственно на английский язык, – утверждает Лайл, – Оно по-разному определяется как «важнейшее качество или характеристика», как «то, что скрепляет», «сила», «закон», или «путь». Бхагавад Гита характеризует дхарму как сущностную обязанность или цель жизни человека. Если мы рассмотрим теософский девиз в этом контексте», как «нет долга, нет закона, нет пути который мы можем пройти, больше, чем путь к истине, мы приблизимся к более полному смыслу этой фразы». Через такую трактовку теософ и рекомендует определять значение понятия «теософия» как путь к истине .

Современные теософские учения не основаны на откровении каждого теософа, скорее это интерпретации через личный опыт осознания и проживания теософских истин. Такова особенность современного этапа теософии, в котором она обретает богатую палитру опытов, нанизанных как бисер на единую нить Божественного замысла. Поэтому сегодня недостаточно читать труды теософов 130 летней давности, сегодня важно иметь свой теософский опыт и уметь вести диалог как с теософами, имеющими свой опыт, так и с представителями общекультурных сфер. Напомню, что Блаватская в своих работах и в непосредственном общении вела диалог с учёными и философами, владела самыми последними научными открытиями, пыталась найти общее с представителями различных религиозных конфессий. По мнению Сократа: «Единственное, что Душа уносит с собой – это опыт культуры и образованности». В этой связи теософия должна пронизывать все сферы культуры, а не отгораживаться от них. Современная теософия, если она претендует на статус универсальности, сможет найти основания для диалога, но для этого недостаточно интеллектуально накопленных знаний о теософском учении. Если мы хотим, чтобы теософия влияла на развитие духовности, необходимо видеть теософские закономерности в научных, философских, общекультурных достижениях. Ибо всё, что сегодня существует, все достижения, победы и поражения человечества, весь позитивный и негативный опыт – всё включено в Божественный план. И если мы теософы – мы должны уметь читать все его проявления, видеть причины и следствия, а не выбирать удобную для себя позицию. Тогда, по мере готовности, и будут приходить теософские знания, приближающие нас к Мудрости. Именно об этом писала Е.П. Блаватская в своём письме ко второй Конвенции американских теософов 1888 года: «Люди будут получать новое теософское учение по мере своей готовности воспринять его. Но даваться будет не более того, что мир на нынешнем уровне его духовности сможет использовать. И от распространения теософии - от усвоения того, что уже дано, зависит, сколько знаний будет открыто людям и как скоро» .

Если современная теософия оставалась бы на том уровне, что дано было миру только в течение первых лет Теософского общества, то и учение и Общество уже прекратили своё существование. Но, к счастью, это не так. Поэтому каждый из нас в силу своей проницательности и гибкости сознания способен внести свой вклад в дело современной теософии, обогатив её своим неповторимым опытом. Опытом, а не только знанием теософских текстов.

Можно ли в итоге заключить «что такое теософия?». Предложить современному сообществу окончательное определение теософии, означает ограничить её. Поэтому в статье представлены различные взгляды теософов как почва для размышления, а не утверждения.

Но и отказаться от понимания теософии мы не имеем права, ибо избрав этот путь необходимо определить его направление. Именно поэтому и Е.П.Блаватская и Теософское общество не поощряют догматизм, а избирают путь исследования, понимания глубин теософии. Пренебрежение этой глубиной приводит к искажению основ теософии в виде умозрительных размышлений, поверхностных интерпретаций и ограниченных взглядов на учение, зачастую порождённых психизмом, фанатизмом, невежеством, что получило значительные проявления в современных движениях Нью-Эйдж.

Мне кажется, что теософия – это жизнь, осознанная во всех многообразных взаимосвязях, представленных Божественным планом. Теософия – это исследование жизни, это личный и непосредственный опыт самоисследования. Это жизнь в соответствии с Космической Этикой, в которой Высшее ведёт низшее, следовательно, низшая природа имеет шанс и должна устремляться к высшему образцу, к Мудрости в которой нет вражды, агрессии, непонимания, претензий и недовольств, ибо нет разделения а есть Единство! Это истинное единство в многообразии разного, иного, отличного и есть Братство, и есть теософия.

Литература:

1. N. Sri Ram Why Theosophy is Left Undefined / The Theosophist, October 1964

2. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004; Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983; Новая философская энциклопедия: В 4 тт. - М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001; Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 32а, - СПб, 1901; Жюлиа Д. Философский словарь. Пер. с франц. – М. Междунар. Отношения, 2000. - 544 с.

3. Атеистический словарь. Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова. -- 2-е изд., испр. и доп. - М.:Политиздат, 1985. -. 512с; Философская энциклопедия. В 5-х т. Под редакцией Ф. В. Константинова. - М.: Большая Советская Энциклопедия, 1970. Т.5 – С. 77.

4. Блаватской Е.П. Теософский словарь. Д. Мид. Перевод с английского А.П. Хейдок, 1892 (репринт 1988 г.); Блаватская Е.П. Ключ к теософии –М: АСТ; 2004; Блаватская Е.П. Что такое теософия? / Тайная доктрина теософии; Сборник статей, сост. Е.Г. Логаева. - М.: Сфера, 2006; Блаватская Е.П. Кто такие теософы? / Тайная доктрина теософии; Сборник статей, сост. Е.Г. Логаева. – М.: Сфера, 2006; Оуэн Д. Познавая себя. – Москва: 1995. Leadbeater C. W. What Theosophy is /Textbook of Theosophy Электронный ресурс http://sacredtexts.com/the/tot/index.htm ; N. Sri Ram Why Theosophy is Left Undefined. / The Theosophist, October 1964In the Light of Theosophy by Mary Anderson / The Theosophist - November 1996.; Why Theosophy is Left Undefined N. Sri Ram in The Theosophist, October 1964.

5. Путеводный свет Неведомого / Блаватская Е.П. Тайная доктрина теософии; Сборник статей, сост. Е.Г. Логаева.– М.: Сфера, 2006. – 480 с.

6. Бердяев Н. А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. // Диалектика божественного и человеческого. – М.:Фолио, 2003.

7. Блаватская Е.П. Что такое теософия? / Блаватская Е.П. Тайная доктрина теософии; Сборник статей, сост. Е.Г. Логаева. - М.: Сфера, 2006.

8. Шеллинг Ф.В.Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметов // Соч. В 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1989. – 466 с.

9. Schelling F. W. J. Fernere Darstellungen aus dem System der Philosophie // Schelling F. W. J. Saemmtliche Werke, Bd. IV, Erste Abt. Stuttgart und Augsburg, 1859.

10. Соловьёв В.С. Сочинения в 2-х т., т. 2. – М., 1990.

11. Блаватская Е.П. Ко Второму ежегодному съезду американских теософов/ Письма друзьям и сотрудникам. Сборник. Пер. с англ. - М.: Сфера, 2002. - 784 стр

12. Блаватская Е.П. Ключ к теософии – М: АСТ; 2004.

13. Блаватская Е.П. Кто такие теософы? / Тайная доктрина теософии; Сборник статей, сост. Е.Г. Логаева. – М.: Сфера, 2006.

14. Leadbeater C. W. What Theosophy is /Textbook of Theosophy Электронный ресурс http://sacred-texts.com/the/tot/index.htm

15. Sri Ram N. Why Theosophy is Left Undefined. / The Theosophist, October 1964.

16. Sri Ram N. What is Theosophy? / The Theosophist, 1959.

17. Anderson M. In the Light of Theosophy / The Theosophist, November 1996.

18. Lile M.Transformative Qualities of Theosophy / Quest 92.6 (NOVEMBER – DECEMBER) 2004.