Самурай - в феодальной Японии - светские феодалы, начиная от крупных владетельных князей
(даймё) и заканчивая мелкими дворянами; в узком и наиболее часто употребляемом значении военно-феодальное сословие мелких дворян. Хотя слова «самурай» и «буси» очень близки по
значению, но всё же «буси» (воин) - это более широкое понятие, и оно не всегда относится к
самураю. Аналогии между самураями и европейским средневековым рыцарством не может быть.
Само же слово «самурай» происходит от глагола saberu, в дословном переводе означающего
«служить, поддерживать»; то есть самурай - служилый человек. Самураи - не только воины-рыцари.
Они были и телохранителями своего даймё или сюзерена, и в то же время его слугами в
повседневной жизни. К X-XII вв. сложились и устои неписаного морального кодекса самурая «Путь
лука и скакуна» («Кюба-но мити»), позже превратившегося в свод заповедей «Путь Воина»
(«Бусидо»). Начало выделения самураев как особого сословия обычно датируется периодом
правления в Японии феодального дома Минамото (1192-1333).
Вооружённый самурай в доспехах, фото 1860 г.
Самураи из княжества Сацума, боровшиеся на
стороне императора в период Войны Босин,
1860-е

Наиболее привилегированный слой самураев составляли так называемые хатамото (буквально -
«под знаменем»), являвшиеся непосредственными вассалами сёгуна. Хатамото в своём
большинстве занимали положение служивого слоя в личных владениях сёгуна.
Из среды бывших самураев пополнялись кадры чиновников, из них состоял в
основном офицерский состав армии и флота.
Кодекс «Бусидо», прославление самурайской доблести и традиций, культ войны - всё это стало
составной частью идеологии милитаристской Японии до начала Второй мировой войны. Термин
«самурай» и сейчас иногда применяется для обозначения служащих японской армии.

Причины войны между Японией и США в 1941 г.
Летом 1941 г. в связи с усилением агрессивных устремлений японских милитаристов
противоречия между крупнейшими империалистическими державами на Тихом океане
продолжали обостряться. Правящие круги Японии, оценивая военно-политическую обстановку в
мире, считали, что с нападением фашистской Германии на СССР открываются благоприятные
возможности для реализации их широких захватнических планов в бассейне Тихого океана, в
Восточной и Юго-Восточной Азии. Наибольшую остроту приобретали противоречия между
Японией и Соединенными Штатами в вопросе о Китае и Французском Индокитае. Японское
правительство претендовало на монопольное положение в этих странах, решительно отвергая
американскую доктрину «открытых дверей». Оно настаивало, чтобы США воздержались от
оказания Китаю какой бы то ни было поддержки, признав его тем самым сферой японских
интересов, а также согласились с присутствием в Индокитае японских войск. Япония стремилась
вытеснить империалистических соперников - Соединенные Штаты, Великобританию и другие
колониальные державы - из Юго-Восточной Азии, района Южных морей и захватить источники
сырья и продовольствия, находившиеся под их контролем. Японию особенно привлекали
природные ресурсы Южного Индокитая, Малайи, Голландской Индии, Филиппин. Она была
заинтересована в получении нефти, олова и каучука. На Малайю и Голландскую Индию
приходилось 78 процентов мировой добычи каучука и 67 процентов олова. В 1940 г. здесь было
добыто около 9 млн. тонн нефти. 90 процентов олова и почти 75 процентов каучука,
экспортировавшихся из этих стран, приходилось на долю США.

Усиление притязаний японских монополий и военщины на «бесхозные» колонии Франции и
Голландии, американские и английские владения в бассейне Тихого океана и территорию всего
Китая обусловливало дальнейшее обострение противоречий между Японией, с одной стороны, и
Соединенными Штатами и Великобританией - с другой. В Вашингтоне не думали ослаблять свои
позиции на Тихом океане, не хотели уступать японцам голландские, французские и другие
колонии, на которые претендовали сами американские империалисты. Поэтому правительство
США отвергло японские предложения, выдвинутые в ходе переговоров и свидетельствовавшие о
стремлении Токио к установлению гегемонии в Китае, Юго-Восточной Азии и странах Южных
морей. Американская позиция вызвала недовольство японских правящих кругов. 25 июня, после
заседания совета по координации действий ставки и правительства, премьер-министр Японии
Коноэ и начальники генеральных штабов армии и флота Сугияма и Нагано доложили императору
о рекомендации совета при решении вопроса о занятии баз в Южном Индокитае «не
останавливаться перед риском войны с Соединенными Штатами и Великобританией». 2 июля в
Токио состоялась императорская конференция, созывавшаяся в чрезвычайных случаях для
решения важных вопросов государственной политики. На ней была утверждена «Программа
национальной политики империи в соответствии с изменением обстановки», официально
подтверждавшая курс на установление господства Японии в бассейне Тихого океана и в
Восточной Азии силой оружия.

Подводные самураи.
В 1281 году Хубилай - пятый монгольский великий хан, внук Чингисхана, решил покорить
Японию. Чтобы перевести свои войска через Корейский пролив, хан задумал возвести мост, равных
которому еще не было в мире. Для постройки гигантского сооружения понадобилось десять тысяч
судов. Вскоре на выстроившиеся в одну линию корабли был положен деревянный настил и авангард
безжалостной монгольской конницы уже загрохотал по нему копытами… Но тут внезапно налетел
тайфун и в мгновение ока уничтожил чудовищный мост. Этот спасительный тайфун получил в
японской истории название Божественного ветра - камикадзе. Позже, словом камикадзе начали
называться воины-смертники.

Во время Второй мировой войны камикадзе широко использовались во всех боевых действиях
императорской армии. «Бегущие мины» бросались под танки противника и взрывали заграждения,
летчики-камикадзе направляли свои самолеты на вражеские корабли. А уже ближе к концу войны, в
конце 1944 года появились и начали свою страшную деятельность подводные камикадзе. Мысль о
создании торпед-самоубийц родилась еще в 1942 году после жестокого поражения Японии в битве у
атолла Мидуэй. Потеря императорским флотом четырех авианосцев и множества других кораблей
нарушила баланс морских сил. В ходе войны произошел перелом. Американский флаг уверенно
вознесся над Тихим океаном, а в рядах императорских офицеров и генералов наступило глубокое
уныние. И вот тогда двум молодым морякам-подводникам - младшему лейтенанту Сэкио Нисине и
лейтенанту Хироси Куроки, пришла идея использовать против флота Соединенных штатов
торпеды, управляемые людьми. Взяв за основу самую крупную японскую торпеду и малую
подводную лодку, офицеры принялись набрасывать чертежи, но быстро поняли, что с технической
стороной им самостоятельно не справиться. Новоявленные изобретатели обратились за помощью к
конструктору Военно-морского арсенала Хироси Судзукаве. Тому понравилась новаторская идея, и
уже к январю 1943 года подробные чертежи страшного оружия были готовы. Дело осталось за
малым - довести новшество до Генерального штаба флота. Однако тут возникли серьезные
проблемы, в этот тяжелый для Японии момент никому не было дела до самоучек изобретателей. И
тогда офицеры поступили в истинно самурайском духе: они написали обращение к военноморскому министру собственной кровью. В подобных вопросах японцы - народ крайне
щепетильный, письмо, написанное кровью автора, обязательно будет прочитано, независимо от его
содержания. Так случилось и на этот раз. Мало того, содержание письма настолько заинтересовало
адмиралов, что уже через восемь месяцев началась постройка первых опытных экземпляров «чудооружия». Новинка получила название «кайтэн», что в переводе означает «воля небес», однако для
японца в этом названии скрыт гораздо более глубокий смысл. Кайтэн - это нечто, вносящее
кардинальные перемены в течение дел. И самураи-самоубицы гордились свой миссией...

Что же представлял собой «кайтэн»? По сути дела это была огромная, длиной более двенадцати
метров торпеда, способная с помощью мощного двигателя, работавшего на чистом кислороде,
развивать скорость до сорока узлов и поддерживать этот темп в течение целого часа. Такая высокая
скорость позволяла догнать любой существующий в то время корабль. Внутри торпеды помимо
двигателя и мощного заряда было предусмотрено посадочное место для потенциального
смертника. Надо сказать, что пространство это было очень тесным даже для человека хрупкого
телосложения. Прямо перед лицом водителя располагался перископ. Справа находилась рукоять
для его подъема и опускания. Справа вверху торчал рычаг скорости, регулирующий подачу
кислорода в двигатель, помещенный за спиной камикадзе. Вверху слева имелся рычаг для
изменения угла наклона горизонтальных рулей торпеды. Отклоняя их в ту или другую сторону на
больший или меньший угол, можно было изменять скорость погружения или всплытия. Слева
внизу, у самых ног водителя, находился вентиль клапана для впуска забортной воды в балластную
цистерну. Это было предусмотрено для стабилизации веса «кайтэна» по мере расходования
кислорода. И, наконец, справа располагался руль направления движения. Пульт управления был
усыпан циферблатами гирокомпаса, часов, глубиномера, указателя расхода горючего и манометра,
показывающего давление кислорода. Под сиденьем водителя в каждом «кайтэне» лежала
небольшая коробка с неприкосновенным запасом продовольствия на случай аварии. Среди
продуктов там имелась и фляжка с виски. Весь носовой отсек торпеды был предназначен для
боевого заряда. Взрыв более полутора тонн тротила, а это почти в пять раз больше, чем заряд
любой торпеды того времени, способен был отправить на дно любой крупный авианосец.

Всем этим хозяйством необходимо было научиться управлять, и, сначала на острове Оцудзима, а
затем и в других местах были организованы особые секретные базы «кайтэнов» - школы
смертников. Желающих отдать свою жизнь за императора было предостаточно, и школа быстро
заполнилась учениками. В основном сюда направлялись летчики-камикадзе, так и не увидевшие
свои самолеты, уничтоженные американцами в ходе операций на Филиппинах и у атолла Мидуэй.
Переучиться с самолета на торпеду оказалось не так сложно, и уже через несколько месяцев
первые подводные лодки вооруженные «кайтэнами», вышли на поиски противника. Первоначально
«кайтэн» предназначался для уничтожения кораблей, стоявших на якорях в бухтах. Его действия
планировались следующим образом: специально оборудованная подводная лодка с закрепленными
снаружи на корпусе четырьмя или шестью, в зависимости от возможностей субмарины,
торпедами-смертниками, отправлялась в боевой поход. Обнаружив достойную мишень, командир
отдавал приказ водителям-камикадзе. Подготовленным смертникам хватало тридцати секунд,
чтобы по узкой, чуть больше полуметра в диаметре трубе пробраться в «кайтэн», закрыть за собой
люк и приготовиться к своему последнему бою. Командир субмарины направлял свой корабль
носом на цель и передавал смертнику по телефону всю необходимую информацию, после чего
отдавал приказ выпустить «кайтэн». Моряки отсоединяли четыре троса, удерживавших торпеду на
корпусе подлодки, после чего камикадзе запускал двигатель и уже самостоятельно перемещался в
сторону противника. Торпеда шла на глубине четырех-шести метров. Практически все действия
водитель совершал вслепую, он мог себе позволить только один раз поднять перископ и то на срок
не более трех секунд. Вовремя замеченный «кайтэн» враг просто расстрелял бы из пулеметов, не
дав камикадзе даже приблизиться к кораблю.

Первые выходы в море показали, что «кайтэны» - потенциально серьезное оружие, однако успехи
японцев на этом поприще очень быстро сошли на нет. В первую очередь подвели сами торпеды.
Слишком долгие путешествия под водой приводили к тому, что наскоро собранные механизмы
«кайтэнов» покрывались ржавчиной, часто двигатели просто отказывались запускаться или
заклинивали рули, и смертник бесславно уходил на дно. Корпуса «кайтэнов», изготовленные из
стали толщиной около шести миллиметров, были довольно слабые, уже на глубине около
семидесяти пяти метров их расплющивало давлением воды. Не улучшали ситуацию и рыскавшие
по поверхности вражеские эсминцы. Сама подлодка могла спастись но, по описаниям очевидца,
после атаки глубинными бомбами «наши шесть “кайтэнов” напоминали целлулоидные игрушки,
которые случайно опустили в кипяток. Они были покрыты вмятинами, словно вокруг каждого из
них сомкнулась какая-то гигантская пятерня, пытаясь смять его». Естественно, ни о каком
использовании «попавших в переделку» торпед-смертников речи уже быть не могло. Второй
проблемой стала нарастающая мощь американского флота. Исчезла возможность незаметно
подбираться к стоящим в бухтах боевым кораблям - их слишком тщательно охраняли. Поиски
одиноких транспортов в открытом океане также не принесли удачи. Как уже говорилось,
«кайтэны» не выдерживали долгих путешествий. К тому же на большой океанской волне ими было
чрезвычайно трудно управлять. Часто из-за волны камикадзе не мог воспользоваться перископом и
проходил мимо цели, либо торпеду буквально выбрасывало на поверхность, и враг обнаруживал ее
задолго до нападения. Очередное «чудо-оружие» не оправдало надежд императорского флота.
Война закончилась крахом для Японии, а «кайтэны», как и их создатели стали достоянием
истории.

бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Средняя общеобразовательная школа №60»

Исследовательский проект

по истории на тему:

«Самураи и европейские рыцари»

Выполнила:

Ученица 6 «Б» класса

Филиппи Диана

Омск - 2018

Введение………………………………………………………………..3

Этимология слов «рыцарь» и «самурай»……………………………..4

Жилища………………………………………………………………….5

Одежда………………………………………………………………….5

Кодекс чести…………………………………………………………….6

Образование……………………………………………………………..7

Отношение к женщинам………………………………………………..7

Заключение………………………………………………………………8

Введение

Рыцари и самураи Из различных книг, литературных произведений и учебников по всемирной истории мы уже немного знакомы с этими двумя понятиями. Прежде всего, эти два сословия средневекового общества ассоциируются в нашем сознании с такими понятиями, как благородство, отвага, честь, долг и др. нравственными идеалами.

И хотя эпоха рыцарей и самураев прошла, рыцарская этика и кодекс чести самураев не потеряли своей актуальности в наш век, век современных технологий и прогрессивного мышления. Для нас до сих пор поведение рыцарей и самураев, их идеалы и мировоззрение остаются эталоном для оценки правильности и неправильности поступков.

В этой работе мы попытаемся не только просто рассмотреть, описать и найти сходства и различия между рыцарями и самураями, но мы поставим перед собой более глубокую задачу: найти причины и понять разные и одинаковые проявления этих двух сословий в феодальном обществе. Говоря общим языком, мы попытаемся сравнить Запад и Восток, Европу и Азию, проникнуть вглубь веков и понять идеологию самураев и рыцарей.

Цель проекта : выявить особенности рыцарской и самурайской культуры. Время от времени возникает желание поразмыслить над результатом поединка между двумя наиболее грозными и искусными воинами истории: рыцарем средневековой Европы и Японским самураем.

Задачи проекта:

1. Изучить литературу; собрать информацию об образе жизни, о месте в обществе, об отношениях с сеньорами, о вооружении рыцарей Европы и самураях Японии;

2. Сравнить рыцарей и самураев (сделать вывод, что общего и в чем различия между ними);

3. Составить презентацию.

Методы исследования : сравнение, анализ литературы.

Практическая значимость : составлена презентация по данной теме.

Этимология слов «рыцарь» и «самурай»

Понятие «самурай» («сабурай») образовалось от древнеяпонского языка «сабурахи», что означает «служить великому человеку, человеку высшего сословия», «служить хозяину, защищать хозяина» Понятия «самурай» в японском обществе было принято называть служивого человека при знатном лице даймё, которого можно сравнить с крупным князем. Самурай являлся слугой феодала, который охранял имущество и служил его интересам. Самураи – вооруженные воины, которые за свою службу получали от сюзерена содержание. На границах создавались отряды из зажиточных крестьян, которые в совершенстве владели искусством стрельбы из лука и верховой езды. Кроме них, на границы стекались беглые крестьяне, которые спасались от феодального произвола Поэтому появление вооруженных поселенцев содействовало появлению самурайского класса на севере острова Хонсю. Однако поселенцы не только вели войну с айнами, они также проводили время от времени культурный обмен с ними.


Самураи – средневековые японские воины- телохранители Самурай (яп.) в наиболее часто употребляемом значении военно-феодальное сословие мелких дворян. Слово «самурай» происходит от глагола «самураи», в дословном переводе означающего «служить вышестоящему лицу». То есть самурай служилый человек.


Замки самураев Самые важные самураи (даймё) жили в собственных замках, которые охранялись другими самураями. Самый известный замок самураев – Замок белой цапли (Химэдзи) Замок Химэдзи Замок Химедзи – самый старый из сохранившихся замков средневековой Японии. Возведение замка у подножия горы Химэ началось в середине XIV века. Всего в замковый комплекс входит 83 здания, практически все они построены из дерева. В 1993 г. замок занесён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.




Доспехи самураев Доспехи самураев изготавливались из металлических пластин, покрытых лаком (для защиты от ржавчины) и с наклеенной на них кожей. В классических доспехах самих пластин почти не видно из-за обильной шёлковой шнуровки, покрывавшей почти всю поверхность пластин (пластины крепились друг к другу шёлковыми шнурами).



Оружие самурая Главное оружие самурая – меч катана. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твердого для режущей части. Кроме катаны самураи пользовались короткими кинжалами вакидзаси, копьями и луками со стрелами.

Введение

Условно эпоху Средневековья ученые и историки датируют периодом от конца V века до начала XVI в.в. Таким образом, средние века занимают в истории человечества около тысячи лет. Этот исторический период в нашем сознании тесно связан с понятием «Темные века»: он ознаменовался социальными, политическими и экономическими преобразованиями в обществе, междоусобными войнами, сменой рабовладельческого строя на феодальный, колоссальными изменениями в общественной жизни и другими явлениями, которые характеризовали Средневековье как один из самых мрачных периодов всемирной истории.

Рыцари и самураи

Из различных книг, литературных произведений и учебников по всемирной истории мы уже немного знакомы с этими двумя понятиями. Прежде всего, эти два сословия средневекового общества ассоциируются в нашем сознании с такими понятиями, как благородство, отвага, честь, долг и др. нравственными идеалами.

И хотя эпоха рыцарей и самураев прошла, рыцарская этика и кодекс чести самураев не потеряли своей актуальности в наш век, век современных технологий и прогрессивного мышления. Для нас до сих пор поведение рыцарей и самураев, их идеалы и мировоззрение остаются эталоном для оценки правильности и неправильности поступков.

В этой работе мы попытаемся не только просто рассмотреть, описать и найти сходства и различия между рыцарями и самураями, но мы поставим перед собой более глубокую задачу: найти причины и понять разные и одинаковые проявления этих двух сословий в феодальном обществе. Говоря общим языком, мы попытаемся сравнить Запад и Восток, Европу и Азию, проникнуть вглубь веков и понять идеологию самураев и рыцарей.

Этимология слов «рыцарь» и «самурай»

Слово «рыцарь» происходит от немецкого слова «Ritter», что означает «всадник». Широко слово «Ritter» стало использоваться лишь в конце эпохи Средних веков. Другое же происхождение понятия «рыцарь» можно проследить от латинского слова «miles», дословно переводящегося как «воин».

Рыцарем во времена Средневековья называли военного или любого мужчину, официально находящегося на военной службе у короля. Карл Мартелл, вошедший в историю как военный реформатор из династии Каролингов и освободитель Европы от арабов, придал дополнительное значение понятию «рыцарь». При его правлении словом «miles» стали называть представителей военной знати, которые имели средства на приобретение рыцарского вооружения и боевого коня. При этом Карла не волновало происхождение поступившего к нему на службу воина.

Поэтому «рыцарем» или «конным всадником» (caballarius) назвался любой свободный человек, имеющий возможности и силы служить в элитных частях каролингской армии – кавалерии. Однако в число рыцарей также могли входить и представители низших, зависимых сословий, особо отличившиеся в междоусобных боях.

В эпоху Карла Великого - внука Карла Мартелла (кстати, Мартелл означает «Молот», так его прозвали из-за его характера и тактики боев), латинское слово «miles» перешло в разряд титулов, и рыцарство стало одним из сословий общества.Теперь статус рыцаря предполагал благородное происхождение человека. Первоначально рыцарство представлялось светским воинством, чье мировоззрение резко расходилось с взглядами церковной верхушки. Однако по мере усиления и распространения христианской религии, церковь распространила свое влияние и идеологию на представителей рыцарства.

Среди рыцарей были представители различных рангов и сословий, от королей и герцогов до обедневших странствующих рыцарей. Последних, начиная с XII века, становилось все больше и больше, а рыцарство как привилегированный класс стало элитной кастой в системе социальных отношений.

Понятие «самурай» («сабурай») образовалось от глагола древнеяпонского языка «сабурахи», что означает «служить великому человеку, человеку высшего сословия», «служить хозяину, защищать хозяина». На письме японцы использовали китайский иероглиф, читающийся как «цзи». Он состоит из двух радикалов (ключей), «жэнь» - человек и «си» буддийский храм. Многие говорят о том, что этот иероглиф обозначает «людей, служащих в буддийских храмах».

Однако я не совсем с этим согласна, поскольку «кодекс чести», по-японски канон Бусидо, переводящийся как «Путь воина/самурая», содержит некоторые буддийские мировоззренческие взгляды на устройство мира. И сам ключ «си» в иероглифе в переносном смысле, на мой взгляд, означает не сам буддийский храм, а хранилище буддийской мудрости. Сделав некоторое отступление, мне хотелось бы отметить, что иероглифы, как китайские, так и японские, всегда несли сакральный смысл, за ними стояла долгая история образования, поэтому в энтомологическом плане не нужно понимать иероглифы буквально. Этот иероглиф у японцев, видимо, означал людей не просто военных, а воинов с внутренним «кодексом чести».

Но вернемся к понятию «самурай». Этим термином в японском обществе было принято называть служивого человека при знатном лице даймё, которого можно сравнить с крупным князем. Самурай являлся слугой феодала, который охранял имущество и служил его интересам. Другими словами, он был телохранителем своего сюзерена.

История возникновения рыцарства и самурайства

А теперь давайте вернемся к тому времени, когда рыцарство стало формироваться как самостоятельное военное сословие. В научном сообществе единого мнения относительного времени образования рыцарства как касты не существует: одни считают, что рыцари появились во времена первых крестовых походов (VIII в.), другие - в эпоху правления Карла Мартелла (VII в.), а третьи и вовсе относят его к векам еще более далеким.

Самая распространенная точка зрения - рыцарство как военно-земледельческое сословие возникло у франков в VIII веке, что было связано с преобразованиями в армии: переход от народного пешего войска к конному войску вассалов.

Однако на становление рыцарства как исторического явления также повлияла социальная обстановка в Х, XI и XII столетиях в Европе. Этот период истории был временем смуты и «трех веков варварства и мрака», когда признавалась только власть силы. Вторжение новых варваров под именем норманны принесло в Европу грабежи, убийства, пожары и хаос.

Некогда великая империя, основанная Карлом Великим, быстро рушилась как карточный домик: тут и там вспыхивали революции, а древний мир превращался в мир феодальный. Многочисленные виконты, герцоги и графы повсюду старались прибрать к себе земли, при этом каждый поступал так, как хотел, так как считал себя хозяином. Неудивительно, что это порождало конфликты между представителями аристократии, ненависть, произвол и беспорядки. Особенно распространённым было такие явления, как насилие, жестокость и несправедливость сильных мира сего по отношению к слабым и беззащитным. Больше всего страдали вдовы и дети, потерявшие мужа и отца: семейство, оставшееся без хозяина дома, подвергалось грабежу и насилию.

Таким образом, в связи с вышеперечисленными явлениями появились воины, возмущенные подобным произволом, они выступили в качестве союзников и защитников угнетенных, они боролись за их права. А подобное отношение вызывает ответную благодарность, преимущественно у слабого пола, поскольку в силу своей слабости женщины неспособны защитить себя. Это побуждало воинов поступать более благородно и храбро по отношению к обездоленным и уязвимым представителям низших классов.

А церковь, в свою очередь, видя в рыцарях заступников слабых и бедных, а также защитников веры, начала рассматривать их как представителей священного войска. Таким образом, духовенство взяло их под свое покровительство. С тех пор посвящение в рыцари как ритуала стало неотъемлемой частью становления настоящего рыцаря. Рыцарь как бы наделялся божественной силой, и его деятельность носила священный характер. Это побуждало воинов делать благородные поступки, быть смелыми и скромными, всегда защищать людей притесняемых сословий.

Так под влиянием церкви и общественного мнения, в рыцарстве выработался нравственный и эстетический идеал воина. Рыцари приобрели собственный Кодекс чести, а во время Крестовых походов они стали представителями наследственной аристократии.

Закончив обзор истории возникновения рыцарства в средневековой Европе, мы можем перейти к самурайству, находя уже различия и сходства между двумя этими военными сословиями.

Начало образования самурайского сословия, мелкопоместного военно-служилого дворянства, относят примерно к VI - VII вв. В это время происходит борьба за власть двух аристократических домов: Сумэраги и Накотоми, которая кончилась победой 36-го императора Японии Котоку. Этот период в истории получил название «переворот Тайка», в это время формировалось раннефеодальное монархическое государство. Собственность сельской общины переходит в собственность императора. Он мог отдавать ее крестьянам во временное пользование. Представителей этой прослойки общества позже стали называть «рёминами».

Помимо этого сословия, существовал и более могущественный класс – знать, чьи наделы были гораздо больше. Они стремились захватить крестьянские земли, облагали крестьян налогами, всячески эксплуатировали их. Это не могло не вызвать недовольство у притесняемого класса, поэтому крестьяне стали использовать одну из форм протеста – побег. Беглых крестьян стали назвать «ронинами». Многие из них образовывали разбойничьи шайки, которые промышляли грабежом, другие же шли на службу к той же знати, становясь уже служилыми людьми.

Владельцы поместий также нуждались в ронинах, так как им нужно было защищать свои поместья не только от беглых крестьян, которые время от времени устраивали восстания и набеги, но и от своих соседей-феодалов, которые также стремились прибрать к своим рукам все больше земли. Такое положение дел в стране способствовало образованию нового сословия – класса самураев или буси (воины).

Начиная с X века, в Японии происходят крупные политические и социальные изменения: в разных провинциях развивается сепаратизм, возникает политическая раздробленность, власть феодалов на периферии усиливается. Поэтому мелкие землевладельцы оказались перед угрозой того, что их земли будут поглощены более могущественными противниками - крупной знатью. Они также становились уязвимыми перед крестьянскими отрядами.Поэтому представителям малого дворянства приходилось устраиваться на службу к более могущественным и крупным феодалам.

Это явление имело существенное значение для становления сословия самураев, придавая ему дополнительное значение: самураи – вооруженные воины, которые за свою службу получали от сюзерена содержание.

Другим фактором образования класса буси была непрекращающаяся борьба на северо-востоке Японии с айнами, потомками древнейшего племени на местных островах. На границах создавались отряды из зажиточных крестьян, которые в совершенстве владели искусством стрельбы из лука и верховой езды. Кроме них, на границы стекались беглые крестьяне, которые спасались от феодального произвола.

Правительство было не против такого положения дел, так как поселенцы, получавшие поддержку и оружие по распоряжению императора, были более пригодными и ловкими бойцами в борьбе с айнами, нежели воины правительственных армий.

Поэтому появление вооруженных поселенцев содействовало появлению самурайского класса на севере острова Хонсю. Однако поселенцы не только вели войну с айнами, они также проводили время от времени культурный обмен с ними.

Подводя итоги истории образования рыцарства и самурайства, нельзя не заметить существенных различий. Оба сословия формировались постепенно, в результате социальных, экономических и политических изменений. Оба прошли длинный путь становления как сословия, причем сословия уважаемого и привилегированного. Для того, чтобы заслужить уважение и почет в обществе, рыцарям и самураям нужно было соблюдать «кодексы чести».

И в Европе, и в Японии, происходили набеги могущественных противников: в первом случае – норманны (варвары), во втором случае – монголы со своим огромным флотом и могущественной армией.

В это время, в эпоху междоусобных войн, реальная власть в стране принадлежала не королю/императору, а политической аристократии/военному правительству. Монарх не имел «никаких реальных прав и властных функций». Король и император исполняли в стране символическую роль, являлись «посланниками Бога на земле», они были воплощением «единства нации».

В обоих случаях почти стихийно, под влиянием общественных потрясений и политических реформ возникает сложная социальная иерархическая структура. В Европе - это «верховные владельцы, вассалы и подвассалы, и связанные с ними все классы, все личности, от монарха - высшего властителя - до крепостного земледельца».

В Японии император никакой власти в стране не имел, она была сосредоточена в руках военного правительства – бакуфу, во главе которого стоял сёгун, ему подчинялись даймё, которые имели большие земельные наделы и собственных воинов – самураев, являющихся представителями военно-дворянской знати. Также внутри каждого сословия существовало свое подразделение. Помимо военной знати также существовали классы ремесленников, горожан, крестьян и торговцев.

Все вассалы короля в Европе, в чьих руках была сосредоточена власть, (графы, виконты, герцоги и др.), и представители военного правительства (сёгун, даймё, байсин и др.) в Японии постоянно находились в борьбе между собой за лучшие земли. Каждый из них стремился получить лучший кусок, поскольку земли для них – это источник пропитания и содержания их воинов. Их привилегии измерялись как раз размером земельных наделов, которые находились в их владении. Мы можем и дальше находить сходства в общественном, политическом и экономическом положении обоих регионов, однако, ограничимся вышеизложенным. Зададим себе вопрос, почему же мы находим столь много одинаковых явлений в жизни таких разных, казалось бы,стран? Прежде всего,важную роль здесь играют исторические закономерности. Каждая страна, каждая нация и каждый регион проходит циклический круг: возрождение, становление, развитие и упадок. Вся мировая история уже наглядно нам показала, что эти исторические закономерности – не плод воображения и не абстрактная теория, а действительная реальность в человеческом обществе. Наверное, если бы не было подобных циклических круговоротов, то и не было бы никакого развития человечества. Если подумать, все в нашем мире находится в подобном циклическом круговороте, от человека до самой вселенной: мы рождаемся, вырастаем, живем и умираем, общество также зарождается, проходит путь эволюции, развивается и погибает (об этом говорят доисторические цивилизации: майа, Лемурия, Атлантида).

Идеология и кодекс чести

Рыцарь. Фото с dunastu.wordpress.com Теперь давайте обратимся к кодексам чести рыцарей и самураев. Они играли важную роль для обоих сословий, поскольку следование им не только возвышало их в их глазах других людей, но также являлось внутренним стержнем стойкости, смелости и благородства.

У самураев существовал этический кодекс - Бусидо, что переводилось как «путь коня и лука», а позже получило значение «путь воина/буси»1. Для самураев это было неким «кодексом чести».

Бусидо был образован на основе философии буддизма и синтоизма (религия в Японии), а также учения Конфуция и Мэн-цзы. Главной особенностью Бусидо было то, что истинный самурай должен был «постоянно помнить - помнить днем и ночью, с того утра, когда он берет в руки палочки, чтобы принять новогоднюю трапезу, до последней ночи старого года, когда он платит свои долги, что он должен умереть».

Подобный взгляд на жизнь позволял воину не мелочиться, спокойно относиться к человеческим страстям и не бояться смерти. Это не значит, что самураи обязательно стремились умереть или покончить жизнь самоубийством. Восточная философия рассматривала жизнь человека как одну из частиц мироздания. Поэтому в глазах японцев жизнь человека – это лишь мимолетный всплеск в бурном потоке реки. Человек приходит в человеческий мир и уходит из него. «Ибо жизнь мимолетна, подобно капле вечерней росы и утреннему инею, и тем более такова жизнь воина».

Что же касается рыцарей, то в христианском учении считалось, что цель человеческой жизни – делать благодеяния, нести людям добро и быть праведным. Поэтому главной задачей рыцаря была защита слабых и бедных. Рыцари не заглядывали так далеко в будущее, они были более практичными, и поэтому сильно не задумывались о более глубоком смысле жизни.

Служба

Если самурай своей главной задачей считал преданную службу своему сюзерену, то рыцарь совершал подвиги во имя своей дамы, господина или христианской веры. Самурай, служа своему даймё, уже не считал, что его жизнь принадлежит ему самому, поэтому он всегда держал в строгости свой дух и тело. В этом отношении рыцарь существенно отличался от самурая, он мог делать то, что он хочет, конечно, при этом не отступая от кодекса чести и не нарушая верности тому, кому он поклялся служить. То есть, если рыцарь мог где-то проявить инициативу, то самурай такой свободы действий не имел, да и не считал нужным иметь. Для него слово господина было законом.

Одежда

Что касается внешнего вида, как самураи, так и рыцари должны были следить за тем, чтобы одежда была чистой и соответствовала ситуации. Одежда должна быть простой и удобной. Однако если рыцари исходили из того, что чистая одежда – это символ «спокойствия духа и здоровья тела», через которые они могут «вернуться к Творцу», то для самураев чистота их одежд – это стиль жизни.

Образование

Самураи воспитывали детей по правилам самурайской этики. Поскольку самурай управлял тремя сословиями общества: торговцами, ремесленниками и крестьянами, то ему необходимо было получить хорошее образование, чтобы понимать глубинные связи и причины тех или иных явлений и событий. В семь или восемь лет ребенка начинали знакомить с тремя основными книгами мудрости: «Четверокнижием», «Пятиканонием» и «Семикнижием». Также будущий самурай был обязан освоить искусство каллиграфии, чтобы он мог писать и читать. В возрасте пятнадцати-шестнадцати лет молодого воина начинали обучать боевому искусству: стрельбе из лука, верховой езде, фехтованию и другим воинским искусствам. Заметим, что обучение проходило в самой семье самурая без отрыва ребенка от родителей. Проявление чувств у азиатов считалось слабостью, недостатком, проявлением слабоволия. Людей, которые не умели контролировать свои эмоции, считали грубыми и необразованными.

Но в случае с рыцарями дело обстояло иначе. Рыцарем мог стать только молодой человек дворянского происхождения. Однако одного происхождения было недостаточно, будущий рыцарь должен был доказать свою пригодность, мужество и доблесть. Поэтому, начиная с юных лет, с помощью подвижных игр и занятий в ребенке развивали воинский дух. Эти игры имитировали войну или турнирные бои. Позже из женских рук дитя переходило в руки мужские, и, по заведенному обычаю, родитель отсылал свое чадо к главным рыцарям, с которым он имел дружеские или родственные связи.

На первых порах будущий воин получал должность пажа: «сопровождал патрона и его супругу на охоте, в путешествиях, в гостях, на прогулках, был на посылках и даже служил за столом - почтительно, с поникшим взором, молодой паж, повинуясь, учился подчиняться и повелевать. Также во время пребывания в должности пажа юноша получал уроки религии от хозяйки. Из пажей он переходил в оруженосцы, где получал навыки стойкости, ловкости и мужества, поскольку обязанности оруженосца были непростыми: он помогал своему господину во время турниров: «подавал новое оружие, отражал удары, поднимал его, подводил к нему коня. Если оруженосец мог доказать своим поведением отвагу и мужество, то его могли посвятить в рыцари.

Как мы видим, специального теоретического образования в естественных или гуманитарных науках будущие рыцари не получали, главный упор делался на развитие в юноше силовых качеств и умения бороться. Почему же ребенка отдавали в чужие руки? Считается, что европейцы, в отличие от азиатов, были более свободными в проявлении своих чувств: они не считали слабостью проявлять их. Наоборот, это поощрялось, европейцы рассматривали это как признак искренности и чистосердечности. Поэтому «обычай отдавать молодых людей в учение другому рыцарю был основан на справедливом опасении, что любящие родители не решатся подвергать своего сына тяжким испытаниям, которые предстоят ему во время рыцарской службы».

Отношение к женщинам

С распространением христианства в Европу пришло поднятие статуса женщины в обществе. Христианство «указало человеку его настоящее достоинство и превратило жену из рабы в подругу». Особый взгляд на женщин сформировался у людей германских народов: они видели в ней «существо, наделённое даром пророчества и нравственной силой, создание высшее, чем мужчина». Поэтому неудивительно, что женщина у рыцарей стала объектом не только обожания, но и поклонения. Животная страсть к противоположному полу сменилась великодушной любовью и верностью под влиянием христианского вероучения. Обычно происходило так: рыцарь избирал для себя «даму сердца», которою в будущем он хотел видеть как свою подругу, и старался заслужить ее благосклонное внимание с помощью подвигов и доблестей.

Желание получить восхищение и поощрение в глазах своего объекта любви побуждало рыцаря находиться в поисках новых подвигов и являлось тем мотивом, который удваивал его храбрость и заставлял отбрасывать все страхи перед трудностями и опасностями. Однако помимо верности к даме своего сердца (la damme de ses pensees), рыцарь также был обязан защищать и других представительниц слабого пола. В то время женщины довольно часто были угнетаемы, и они были не в силах защитить не только себя, но и свое имущество. Поэтому столь важно было для них покровительство этих мужественных защитников слабых и бедных. Одной из статей рыцарского кодекса чести было правило «не злословить женщинам и не дозволять этого никому в своем присутствии».

Что касается самурайского общества, то женщина там не имела такого статуса, как в европейском феодальном обществе. Она была обязана подчиняться мужу, как только входила в его дом. Брак обычно заключался при согласии двух семей. У женщины не спрашивали согласия, поэтому в японском обществе женщина находилась в подчинении у мужа. Однако, согласно Бусидо, самурай должен уважительно относиться к своей жене. Если он был недоволен каким-то ее поступком, то должен был разумными аргументами ее переубедить. Если доводы не помогали, и жена продолжала и дальше плохо поступать, то самурай мог развестись с ней и отослать жену обратно к ее родителям.

Истинному самураю не полагалось опускаться до бесполезных споров с женой, он должен был проявлять по отношению к ней великодушие и снисходительность. Истинному самураю не подобало поносить свою жену «оскорбительными выражениями, хвататься за меч или грозить ей кулаком», так как это считалось проявлением трусости, самого презираемого в японском обществе качества. «Храбрый самурай никогда не угрожает тому, кто слабее его», так говорится в самурайской этике Бусидо. Однако в феодальном обществе Японии существовало такая прослойка общества как букэ-он-онна – женщина-самурай, принадлежавшая к сословию самураев и обладающая навыками владения оружием. Конечно, от такой женщины не требовали, чтобы она реально участвовала в боях наравне с мужчинами-самураями. Однако такая женщина должна была уметь в случае необходимости защитить себя и дом, так как на нее возлагалась ответственность за сохранность семейного очага. Ее также обучали основным положениям Бусидо, развивали в ней стойкость, мужество и силу, не говоря уже о мастерстве владения оружием.

«Рыцари Руси» - Рассказать о том, кто такие рыцари. Олег – первый князь киевский из рода Рюрика. С 879 г. Княжил в Новгороде. Александр Невский «Ледовое побоище». Рассказать о внутренних помещениях замка. Дмитрий Донской. Работа в группах. Болезни и войны. Описание внешнего вида замков. Тема: Где и как жили рыцари.

«Рыцари и замки» - Рыцарские мечи. Знак воинской доблести Краткое изречение, объясняющее смвсл герба. Палица- тяжёлая дубина с металлическим утолщённым концом. История средних веков 6 класс. Донжон- главная башня. Турниры-военные состязания рыцарей в силе и ловкости. Кольчуга. Каждый воин-…- был вооружён… и… . Замки строили на острове посреди реки или озера.

«Литература рыцарей» - Тяжелое вооружение и боевой конь - необходимые атрибуты настоящего воина. Нередко большие залы с огромными каминами соседствовали с маленькими мрачными комнатами. Военное дело представляло собой главную социальную функцию рыцарства. Идеальный образ рыцаря. Песнь о Роланде. Рыцарская лирическая поэзия интересно исполнялась, часто под музыку.

«Рыцарь в замке» - Рыцарь - средневековый дворянский почётный титул в Европе. Рыцарь. Укрепленный замок - точно такая же неотъемлемая примета рыцарских веков, как стальные доспехи, с головы до ног закрывающие копьем, как турниры, где всадника с победитель избирал королеву любви и красоты. Когда начали строить замки. В замках, возводившихся на равнинах, архитектурные принципы были примерно такими же: внутри кольца стен строили высокую башню, которая называлась донжоном.

«Рыцари в средние века» - Кто, согласно легенде, основал город Рим? а) Рем; б) Ромул; в) Марс. Какая эпоха в истории называется Средними веками? Рыцари и замки. Тест