О силе великокняжеской власти гово­рит отказ Василия II признать союз (унию) между католической и пра­вославной церквами под главенством папы, заключенную во Флоренции в 1439 ᴦ. Этот союз римский папа навязывал Руси под предлогом спасе­ния Византийской империи от завоевания османами. Митрополит Руси грек Исидор, поддержавший унию, был низложен. На его место был избран рязанский епископ Иона, кандидатуру которого предложил Ва­силий II. Этим было положено начало независимости русской церк­ви от Константинопольского патриарха. А после взятия Константинопо­ля османами в 1453 ᴦ. выбор главы русской церкви определялся уже в Москве.

Подводя итог развития Руси в первые два столетия после монголь­ского разорения, можно утверждать, что в результате героического со­зидательного и ратного труда русского народа на протяжении XIV и первой половины XV в. были созданы условия для создания единого государства и свержения золотоордынского ига. Борьба за великое кня­жение шла уже, как показала феодальная война второй четверти XV в., не между отдельными княжествами, а внутри Московского княжеского дома. Активно поддержала борьбу за единство русских земель право­славная церковь. Процесс образования Российского государства со сто­лицей в Москве стал необратим.

6.Завершение объединœения русских земель в конце 15 в – начале 16 в. Образование Российского государства.

Конец XV в. многие историки определяют как переход от средневе­ковья к Новому времени. Достаточно вспомнить, что в 1453 ᴦ. пала Ви­зантийская империя. В 1492 ᴦ. Колумб открыл Америку. Были совер­шены многие Великие географические открытия. В странах Западной Европы в это время наблюдается скачок в развитии производительных сил. Появляется книгопечатание (1456, Гутенберг). Это время в мировой истории получило название Эпохи Возрождения.

Конец XV в. столетия - это время завершения образования нацио­нальных государств на территории Западной Европы. Историки давно заметили, что процесс смены раздробленности единым государством - закономерный итог исторического развития.

Объединœение княжеств и земель периода раздробленности проходило в наиболее развитых странах Западной Европы в связи с ростом мате­риального производства, обусловленного развитием товарно-денежных отношений и разрушением натурального хозяйства как основы эконо­мики. К примеру, урожайность в передовых странах Западной Европы составила сам-5 и даже сам-7 (ᴛ.ᴇ. одно посаженное зерно давало соот­ветственно урожай в 5-7 зерен). Это в свою очередь позволяло быстро развиваться городу и ремеслу. В странах Западной Европы начался процесс преодоления экономической раздробленности, возникали на­циональные связи.

В сложившихся условиях королевская власть, опираясь на богатство городов, стремилась объединить страну. Процесс объединœения возглав­лял монарх, стоявший во главе дворянства - господствующего класса того времени.

Складывание централизованных государств в различных странах имело свои особенности. Сравнительно-исторический метод исследова­ния исторических процессов дает основание сказать, что даже при на­личии соответствующих социально-экономических причин объединœение может или вообще не произойти, или сильно задержаться в силу субъ­ективных или других объективных причин (к примеру, Германия и Ита­лия были объединœены только в XIX столетии). Имелись определœенные особенности и в образовании Российского государства, процесс созда­ния которого хронологически совпадает со многими западно-европейскими странами.

Флорентийская уния 1439 г. - соглашение между представителями католической и православной церквей, заключенное на Ферраро-флорентийском соборе 1438-1445 гг., на условиях признания верховенства папы над всеми христианами в обмен на обещанную помощь в отражении османской агрессии против Византии. Уния не вошла в силу ни в Византии, ни в России, хотя Московский митрополит Исидор и поставил под ней свою подпись.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 538.

Флорентийская уния - соглашение об объединении католической и православной церквей на соборе во Флоренции в мае 1439 г. Флорентийская уния была заключена на условиях принятия православием католических догм о филиокве и чистилище, признания главенства во Вселенской Церкви за папой римским, при сохранении православных обрядов и греческого языка при богослужении, брака для белого духовенства и причащения для мирян и хлебом, и вином. Византийский император Иоанн VIII Палеолог и большинство греческого духовенства из числа участников собора согласились на эти условия в надежде получить военную помощь от западноевропейских стран в борьбе против турецкой угрозы. Акт об унии подписал и русский митрополит Исидор , грек по национальности, за что по возвращении на Русь был низложен и арестован великим князем Василием II Темным . Вскоре Флорентийская уния была отвергнута и в Византии: Иерусалимский собор Православной Церкви в 1443 г. предал ее проклятию. Первая униатская служба в храме Святой Софии была проведена только 12 декабря 1452 г., менее чем за полгода до падения Константинополя под натиском турок -османов.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.448.

Далее читайте:

Ферраро-Флорентийский собор - церковный собор, состоявшийся в 1438-1439 гг. в итальянских городах Феррара и Флоренция.

Византия (краткая справка).

Флорентийская уния была принята в 1439 на соборе в Базеле и Флоренции в трудных обстоятельствах для Византийской империи. В 1430 году турки захватили Фессалонику, и государство практически утратило территории, от него сохранилась лишь столица, которая была окружена владениями турок. Такая сложная ситуация привела к тому, что император Иоанн VIII Палеолог вынужден был обратиться с просьбой о содействии к Евгению IV, папе Римскому, надеясь на организацию крестового похода против османских завоевателей. Он сделал предложение начать переговоры о том, чтобы объединить Западную католическую и Восточную православную церковь. Папа охотно согласился на это предложение. Это объясняется возможностью осуществить многовековое желание подчинить восточную церковь, византийский император получил возможность шанс победить в противостоянии с участниками соборного движения.

Соглашение

В 1431 году в городе Базель созван вселенский собор, вскоре папа решил его распустить, но продолжить заседания. Евгений IV использовал свое предложение для того чтобы расколоть ряды оппонентов. Он призывает собравшихся представителей церкви поменять место проведения, большая часть собора собралась в Ферраре, позже – во Флоренции.

Заседания Флорентийского собора проходили в присутствии 700 членов византийской делегации во главе с императором и константинопольским монархом, также присутствовал митрополит Киевский. Здесь проходили долгие богословские диспуты, в результате которых 6 июня 1439 года была подписана уния, объединившая католическую и православную церковь.

Заключая соглашение, восточная церковь вынуждена пойти на серьезные уступки: было признано верховенство римского папы, приняты некоторые католические догмы, при этом сохранялись православные обряды.

На протяжении последующих 6 лет собор во Флоренции принял соглашения о слиянии с прочими христианскими течениями. Флорентийская уния подняла авторитет папы в западноевропейских странах, но выявилась ее нежизнеспособность. Католическая церковь изображала это соглашение как важнейший акт, объединяющий христиан и спасающий Византию от турецких завоевателей. На самом деле уния предназначена была стать послушным орудием политики папы, которая была направлена на подчинение католической церкви ослабленной Византии и русского государства. Население Византийской империи и Руси пришло в раздражение от унии, большинство православного духовенства не признало документ.

Как была воспринята уния на Руси

После возвращения с собора митрополита Исидора, по русским землям рассылались послания о Флорентийском соборе, началось приобщение верующих к католическим храмам. В Москве его ждало множество верующих, местом встречи патриарха стал Успенский собор. Перед Исидором несли католический крест. Во время богослужения в молитве поминался папа. После службы торжественно прочитали грамоту о Флорентийской унии.

Митрополит Исидор, подписавший соглашение, был подвергнут заключению. Это было сделано по приказу Великого Московского князя, Василия ІІ Темного. Исидор - последний патриарх, грек по происхождению. Впоследствии возглавляли церковь только русские, Московский патриархат стал самостоятельным.

Отказ от унии

Большинство православных епископов, вернувшись в Константинополь, отказалось от унии, они утверждали, что их заставили пойти на соглашение с католиками. Униаты признаны еретиками.

Марк Эфесский - единственный епископ, отказавшийся на соборе 1439 подписать унию, православные священники объединились вокруг него. Патриархами Александрии, Антиохи и Иерусалима в 1443 году был созван собор в Иерусалиме, на нем произошло отлучение сторонников соглашения.

Повторное осуждение восточными патриархами Флорентийской унии осуществилось в 1450 году на Константинопольском соборе. На нем же был низложен униат, Константинопольский патриарх Григорий Мамм. Новым главой церкви избран Афанасий, сторонник православной веры.

В 1453 году произошел захват Константинополя войском османской империи, о Флорентийской унии окончательно забыли.

Флорентийская уния (1439 г.) Падение Константинополя (1453 г.) Падение татаро-монгольского ига (1480 г.) Активная внешняя политика на Западном и Северо-Западном направлениях Венчание на царство Ивана IV (1547 г.) Присоединение Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств







Памятники «Филофеевского цикла»: Послание великокняжескому дьяку М. Мисюрю-Мунехину (ок гг.) Послание вел. кн. Василию Ивановичу (не позднее марта 1526 г.) Сочинение «Об обидах церкви» (1530-е – начало 1540-х гг.)




«Старого убо Рима церкви падеся от Аполинариевы ереси, втораго же убо Рима Констянтинграда Церкви агаряне внуцы секирами и оскорды разсекоша дверия ея, сия же нынъ третьяго Рима, державного твоего царствиа святая соборная апостольская Церкви, иже в концъх вселенныя в православнъи христианстеи въре во всеи поднебеснъи паче солнца свътитца»


Эсхатологический Измена православию Падение 1-го и 2-го Рима Москва – единственное православное государство Падение Москвы Конец Света Назидательный Русский государь – единственный православный государь Обязан заботиться о Церкви и бороться с беззаконием Основные мотивы




Московские государи – потомки Пруса (сродника/брата императора Августа) Славные деяния русских князей-язычников (успешные походы Руси на Византию) Независимость русского православия от греческого (ап. Андрей, кн. Ольга, кн.Владимир) Идея преемственности столиц (Киев-Владимир- Москва)


Публикация посланий Филофея в «Православной собеседнике» в 1860-е гг. Влияние внешнеполитической ситуации на популярность идеи (Русско-турецкая война гг.) Внимание публицистов и философов к «геополитической» составляющей идеи Представление о теории как обосновании экспансионистской политики в западной историографии 1950-х гг.




Время создания: рубеж х гг. Создатель: Андрей, протопоп Благовещенского собора, духовник Ивана IV, ближайший сотрудник митрополита Макария





Летописи (Никоновская, Воскресенская, Софийская I и др.) Русский Хронограф редакции 1512 г. Агиография (Киево-Печерский и Иерусалимский патерики, Память и похвала» Иакова Мниха, жития Ольги, Владимира, Александра Невского, Сергия Радонежского, митрополитов Петра, Алексея, Ионы и др.) Памятники церковного права (Устав Владимира, «Правила о церковных людях») Другие источники («Азбуковник» старшей редакции, Послание митрополита Фотия Василию I)




Рюрик – потомок императора Августа Осуждение язычества первых русских князей Княжеские междоусобицы как результат вмешательства сатаны и его слуг Краткое изложение или игнорирование периодов, богатых княжескими междоусобицами Преемственность столиц (Киев-Владимир- Москва)


Представление всех правителей Орды как принципиальных врагов христианской веры Значение Церкви и ее святых, которые обеспечивали богоизбранность всех «ступеней» «лествицы» российских правителей Восхваление богоизбранности русских самодержцев, их знания Св. Писания, забот о Церкви и чистоте веры



Ерусалимский К.Ю. История на посольской службе: дипломатия и память в России XVI в. М., Покровский Н.Н. Исторические концепции Степенной книги царского родословия // Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. Т. 1 / под. ред. Г. Д. Ленхофф и Н. Н. Покровского. М., С. 89–119. Усачев А.С. «Долгий XVI век» российской историографии // Общественные науки и современность С Усачев А.С. «Третий Рим» или «Третий Киев»? (Московское царство XVI века в восприятии современников) // Общественные науки и современность С

Отвечая на «дилетантские» утверждения о том, что, якобы, католики не стремились объединиться с православными, пишу этот пост.

При внуке Дмитрия Донского, Василии Темном (слепом) митрополиты на Руси назначались в Царьграде. И вот, в бытность великого князя Василия Васильевича, назначен был митрополитом грек Исидор . В это же самое время сам Константинополь нес большие лишения — натиском шли турки. Власть Папы Римского также шаталась, существовало двоевластие (два Папы), и при этом, как в той сказке про Золушку- «Жаль, королевство маловато, разгуляться мне негде». Греки и Ватикан нашли друг друга- Византия под угрозой турков готова была на все, а Папе Евгению IV не хватало власти, как и все Папы, он мечтал владеть и руководить ВСЕМ христианским миром, т. е. мечтал об унии с православным миром.

В 1437 г. греческий император Иван Палеолог, византийский митрополит Иосиф, русский митрополит Исидор, многие святители отправились в Италию, в г. Ферраре на Собор для заключения унии. Василий Темный, не позозревая ни о чем, напутствуя митрополита Исидора в путь, сказал ему, чтобы он соблюдал благочестие древнее, сохранил его на «латинской земле». Когда посольство подъехало к г. Юрьеву, навстречу Исидору вышли католики и русские-православные люди. Исидор подошел сначала к католикам, поцеловал их крест (!), а затем лишь подошел к православным. По прибытии же в Италию Папа Евгений IV потребовал, дабы византийский Патриарх, престарелый Иосиф, поцеловал ему туфлю (!) — как этого требует обычай католиков. Иосиф, возмутившись, тут же собрался было домой- и тут Папа смилостивился, уступил. Император греческий вел подковерную игру- ему выгодно было объединение церквей. Патриарх Иосиф, мучимый совестью, поначалу был против объединения, однако, под давлением, предал интересы своей церкви. А 5 июля 1439 г., уже во Флоренции, куда переместился Собор, было подписано Соборное постановление по объединению церквей.

Соборная грамота провозгласила Папу Римского главой ВСЕЙ Христианской Церкви, все обряды она предписывала проводить по католическому обычаю, только лишь Божественные Службы читать по- русски и по-гречески. Исидор, русский митрополит, был возведен в сан кардинала)) — в Польше, Литве, Ливонских землях и на Руси.

Вернувшись домой, греки в результате получили «раскол» и 10-летнюю внутрицерковную войну, что и сыграло фатальную роль в распаде Византии и захвате ее турками.

У русских же все было намного проще- вернувшись, Исидор огласил флорентийскую грамоту в Успенском соборе, провел службу, неся перед собой католический крест, прославил во время службы Папу Евгения. Народ окаменел- ведь католическая вера воспринималась православными как ересь. Великий князь Василий тот час назвал Исидора «еретиком» и «волком», и «кардинал» Исидор тут же был арестован и заточен в Чудов монастырь. Сидя там, он упорствовал, отвергал предложения раскаяться, а потом ему позволили «бежать». Бежал он до Твери, там был арестован тверским князем, откуда опять «бежал" — уже до Рима, где и укрылся до конца своих дней. Князь Василий созвал архиреев и приказал им НАВСЕГДА забыть и о флорентийском соглашении, и о том позоре, которому подверг митрополит весь русский православный мир. Князь поставил своего митрополита- без назначения Царьграда, и с тех самых пор никогда московские митрополиты Царьградом не назначались. Кроме того, с тех самых пор Русская митрополия разделилась на Московскую и Киевскую.

Всю последующую историю католический мир стремился объединиться с православными под властью Папы. То же самое была и Брестская уния- решение ряда епископов Киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилом Рогозой о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением православного богослужения. Акт о присоединении к Римско-католической церкви был подписан в Риме 23 декабря 1595 года и утверждён 9 (19) октября 1596 года на униатском соборе в Бресте, чему Папа был несказанно рад. В результате чего произошел раскол Киевской митрополии на униатов и противников унии, а также к длительной кровопролитной войне. Также, к примеру, в 1964 году встретились Патриарх Константинопольский Афинагор и Папа Римский Павел VI, где было подписано соглашение об отмене анафем. После этого Папа стал упоминаться первым по чинопочитанию, а потом уже Патриарх- это было разновидностью унии.

Любые соглашения с православным миром означают для Папы и католиков провозглашение его верховной власти, ведь Папа Римский для католиков- наместник Бога на Земле. То есть Богочеловек в телесном воплощении, и это один догматов их церкви. Но самые изощренные- это скрытые унии, основанные на иезуитских методах работы с «человеческим материалом», внушением, пропагандой, разведкой, по сравнению с которыми наши святые отцы- просто ангелы божьи. Методики и наработки иезуитов используются лучшими разведками мира. Нынешний Папа- иезуит… И сейчас Святой Престол обсуждает вопрос о создании «Организации объединенных вер». Руководство РПЦ, судя по всему, идет на сближение- патриарх Кирилл помолился «о единении церквей Востока и Запада» у мощей Николая Чудотворца. Хотите ли вы «целовать туфлю Папы», хотя эта традиция уже ушла в прошлое? Лично я — нет.