Примерные цели посещения уроков

Цель: проанализировать эффективность методических приёмов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.

    Выяснить, учит ли учитель отбирать из суммы фактов главное, основное.

    посмотреть, прививает ли учитель у учащихся навыки запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперёд.

    Проверить, обучает ли учитель анализу и синтезу учебного материала.

    Просмотреть, обучает ли учитель отвлечённому мышлению и обобщению единичных предметов и явлений в пределах школьной программы.

Цель: определить результативность организации методов и приёмов контроля за усвоением знаний учащимися.

    Определяет ли учитель цель контроля, т.е. ЗУН и другие результаты обучения, которые планировались к достижению при изучении темы, курса, раздела.

    Узнать, определяет ли учебную деятельность учитель (вопросы, задания, ответы, которые отражают усвоение отдельных понятий по данной теме).

    Посмотреть, составляет ли учитель задания на проверку этой деятельности.

Цель: проанализировать эффективность использования межпредметных связей для достижения глубины знаний.

    Проверить, обеспечивает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

    Выявить, систематически ли использует учитель межпредметные связи.

    Проверить, знает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

    Просмотреть, ставит ли учитель перед учащимися конкретные познавательные цели и задачи межпредметного урока, что обеспечивает направление мысли и активное использование знаний.

Цель: определить, какие приёмы использует учитель для поддержания активного внимания учащихся на протяжении всего урока.

    Выяснить, чётко ли учитель формирует цель и задачи предстоящих занятий, добиваясь их применения каждым учеником.

    Посмотреть, использует ли учитель объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание, устраняя по возможности все посторонние раздражители.

    Определить, использует ли учитель разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности.

    Узнать, использует ли учитель разнообразные способы повышения интереса учащихся к изучаемой проблеме (новизна, актуальность содержания, эффект занятий).

    Посмотреть, применяются ли разнообразные приёмы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания (эмоции, разрядка, выразительность речи).

Цель: проверить на сколько целесообразно использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.

    Выяснить, на каких этапах урока учитель использует дидактический и раздаточный материал, и с какой целью.

    Определить, способствовал ли дидактический материал углублению знаний их порочности, а так же повышению творческой активности учащихся.

Цель: проанализировать эффективность использования на уроке форм и методов обучения.

    Просмотреть, правильно ли видит учитель место урока в системе других по теме

    Проанализировать, обоснованно ли, целесообразны ли те приёмы, которые учитель использует на уроке.

    Посмотреть, носит ли материал научный характер.

    Сочетается ли индивидуальная и фронтальная работа с групповой формой работы.

Цель: выявить и оценить эффективность педагогического поиска учителя по совершенствованию урока.

    Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя, способствующих успешному решению задач школы.

    Выяснить, как учит учащихся учитель отбирать из суммы фактов главное, основное и как это влияет на прочность усвоения их знаний.

    Проверить, способствует ли учитель выработке общеучебных умений и навыков.

    Просмотреть, учитывает ли учитель индивидуальные особенности учащихся, а так же подготовки и развития в процессе формирования у них ЗУН.

Цель: Проверить эффективность использования на уроке ТСО, ИКТ.

    Выявить, способствуют ли ТСО, ИКТ повышению интереса учащихся к изучаемой цели.

    Определить, приучает ли ТСО и ИКТ к рациональности и самостоятельности приобретения знаний.

    Способствует ли ТСО и ИКТ привитию навыков самоконтроля.

    Проверить, позволяет ли ТСО и ИКТ существенно активизировать самостоятельную деятельность учащихся.

Цель: проанализировать деятельность учителя по привитию навыков культуры умственного труда.

    Просмотреть, приучает ли учитель планировать вид работы, ставить цели, выбирать для их осуществления наиболее рациональные пути и средства.

    Проверить, умеют ли учащиеся распределить работу по времени.

    Выяснить, обучает ли учитель учащихся организовать своё рабочее место.

    Узнать, обучает ли учитель учащихся навыкам контроля и самоконтроля.

Цель: определить результативность работы учителя по развитию устной речи учащихся.

    Познакомиться с работой учителя по усложнению смысловой функциональной речи.

    познакомиться с работой учителя по обучению усвоению словарного состава речи.

    Познакомиться с работой учителя по усилению коммуникационных средств речи.

    Познакомиться с работой учителя над овладением учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.

Цель: определить эффективность методического приёма мыслительной деятельности учащихся, использование при опросе и учёте знаний.

    Выявить, требует ли учитель от учащихся осознанности, последовательности изложения.

    Посмотреть, как учитель реагирует на затруднения при ответе.

    Выяснить, вовлекаются ли все учащиеся в рецензирование ответа.

    Проверить, комментирует ли учитель ответы учащихся.

Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.

    Просмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д.

    Выяснить, наблюдает ли учитель за деятельностью школьников, отмечает ли положительные моменты в их работе.

    Узнать, выявляет ли учитель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует на них внимание тех учащихся, чтобы предупредить их повторения другими.

Цель: выявить оптимальные сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся.

    Определить соответствие использования. Индивидуальной формы работы характеру изучаемого материала.

    Определить эффективность помощи учителя во время индивидуальной работы учащихся.

    Определить рациональность использования групповых форм учебной работы:

Сделать заключение об использовании групповых форм при дифференциации учебного материала по сложности и по характеру,

Сделать заключение о применении групповых форм за время выполнения трудных заданий, - сделать заключение об использовании фронтальных форм при изучении теоретического материала.

Типовая карта посещения урока

Дата посещения ______________________

Учитель __________________________________________________________

Предмет _____________________________

Класс ____________

Классный руководитель_________________________

На уроке присутствовали:______________________________________________________________ ________ __

Общая информация об уроке

1. 1. Причина посещения урока (отмечается одна из причин)

плановое посещение;

внеплановое посещение (указывается причина внепланового посещения).______________________ _______________

1. 2. Цель посещения урока (отмечается одна из целей)

знакомство с учителем;

комплексное наблюдение за работой учителя;

наблюдение за работой учителя в связи с определенной проблемой или решением определенной задачи (указывается проблема или задача) ;

наблюдение за работой класса, отдельных учеников;

диагностика затруднений учителя;

диагностика затруднений класса;

контроль (указывается форма контроля) ;

подготовка к аттестации;

аттестация;

психолого-педагогическое наблюдение;

другое (указывается цель посещения) .

1. 3. Общая характеристика урока

1.3.1. Тема урока: .

1.3.2. Место урока в системе уроков.

1.3.3. Тип урока.

1.3.4. Цель урока.

1.3.5. Задачи урока.

1.3.6. Оборудование и наглядные пособия, использованные на уроке (в том числе использование доски)________________________________________________________________________________________ __.

1.3.7. Контроль и оценивание умений, знаний и навыков учащихся.

1.3.8. Работа с тетрадями учеников.

2. Краткий конспект урока с комментариями, замечаниями, рекомендациями

3. Анализ урока

3.1. Исчерпанность темы

Разумное соотношение воспроизводящей и творческой деятельности

Разумное соотношение знаний «в готовом виде» и их самостоятельного поиска

Разумное соотношение побуждения учащихся к деятельности и корректного принуждения школьников

Педагогический такт учителя

Психологический климат в классе

Рабочее самочувствие учителя на уроке

Рабочее самочувствие учащихся на уроке

Учет возрастных и психофизических особенностей отдельных учащихся и класса в целом

Другое

3.9. Анализ домашнего задания

4. Оценка урока

4.1. Оценка урока учителем (самооценка)

4.2. Замечания и предложения

Порядок работы с картой. Хранение и использование карт

1. Каждый посещенный урок фиксируется в карте посещения урока.

2. Карта заполняется в течение урока и сразу после его окончания, а также перед началом обсуждения урока с учителем.

3. Обсуждение урока с учителем опирается на материалы карты.

4. Все карты хранятся у руководителя школьного методического объединения или заместителя директора школы, курирующего работу данного учителя. Их материалы могут быть использованы в ходе собеседований с директором школы и его заместителями, а также при аттестации педагогических кадров.

5. Материалы карты не могут быть достоянием педагогов школы кроме как с личного согласия учителя, чей урок зафиксирован в ней.

Примечания

1. Руководитель школьного методического объединения может разработать предметное приложение к карте, если возникает необходимость учета специфики того или иного предмета, например, работа с картой на уроках географии, анализ проведения лабораторной работы на уроках по предметам естественно­научного цикла и т.п. Заполнение приложения не отменяет необходимости заполнения типовой карты в полном объеме.

2. Содержание данной карты может быть пересмотрено в конце учебного года с учетом пожеланий и рекомендаций различных специалистов.

Пояснения к карте посещения урока (для руководителей школ, методистов, старших учителей, учителей-наставников)

Типовая карта посещения урока, введенная в нашем лицее, состоит из четырех частей.

В первой ее части представлена общая информация об уроке. В нее заносятся основные данные о посещенном уроке и его основные характеристики. Пункт 1.3.7 (контроль и оценивание умений, знаний и навыков учащихся) заполняется в свободной форме и подразумевает фиксацию тех приемов, форм контроля и оценивания, которые использовал учитель, а также определение «достаточности» и объективности выставленных оценок.

Вторая часть карты представляет собой конспект посещенного урока. Посещающий сам определяет степень подробности конспекта, т.е.:

фиксировать ли ему только основные этапы урока;

фиксировать основные этапы с особым вниманием к одному или нескольким этапам;

детально конспектировать ход всех этапов урока.


ПАМЯТКА

ЦЕЛИ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ

1. Организация урока, выполнение единых педагогических требова­ний, оснащение урока средствами обучения.

1-1. Организация внимания учащихся на уроке» привитие интереса

к предмету.

1-2. Изучение работоспособности группы.

1-3. Эффективность и методика использования средств обучения. 1-4. Рациональное использование времени урока.

1-5. Ознакомление учащихся с рациональными способами учебной дея­тельности.

2. Самостоятельная работа учащихся на уроке, система учета знаний.
2-1.
Изучение текущего учета знаний учащихся, выполнение домашнего

2-2. Приемы работы учителя по формированию общеучебных умений и навыков учащихся

2-3. Осуществление индивидуального подхода к учащимся на уроке.

2 -4.Приемы и методы проведения самостоятельной работы на уроке.

2-5.Использование на уроке творческих работ, практических заданий.

3. Проверка содержания и методов изучения нового материала.
3-1.
Система работы по формированию у учащихся научных понятий.
3-2. Изучение приемов систематизации и закрепления нового материала.
3-3. Состояние повторения и обобщения знаний учащихся. .

З-4. Использование межпредметных связей на уроке, воспитательная на­правленность преподавания.

3-5. Соответствие содержания урока требованиям Госстандарта, обяза­тельного минимума содержания среднего образования .

2.Научная направленность изложения нового материала.

3.Доступность и полнота изложения нового материала.

4.Структура урока, ее соответствие содержанию урока, рациональность и(
пользования времени урока.

5.Характер изучения нового материала:

Ставились ли познавательные задачи;

Создавались ли проблемные ситуации;

Выделено ли главное в изучаемом материале;

Записаны ли в тетрадь выводы, определения. Формулы и т. д.

Показана ли возможность применения новых знаний на практике;

Реализованы ли на уроке воспитательные возможности, заложенные в учебном материале

2. Методы обучения на уроке

Какие методы обучения были использованы на уроке.

Правильность выбора методов обучения для данного урока.

Соответствие методов обучения целям урока, содержанию учебного мате­риала, готовности учащихся к усвоению новых знаний.

Эффективность методов обучения:

позволяли интенсифицировать учебный процесс;

формировали у учащихся умения и навыки самостоятельной работы;

учили применению полученных знаний в новой ситуации;

развивали творческие силы и способности учащихся;

воспитывали положительное отношение к учебе.

3. Роль комплексного методического обеспечения кабинета в совершенствовании знаний учащихся

1. Система проверки знаний учащихся при закреплении полученных знаний
(индивидуальные задания, зачетный и дидактический материал).

2. Система закрепления полученных знаний на уроке.

Конкретность целей,

вопросы воспитания на уроке.

ПАМЯТКА

посещающему урок с целью: «Система учета знаний учащихся,

самостоятельная работа учащихся на уроке»

1. Система учета знаний учащихся.

Качество знаний учащихся, их соответствие требованиям программы.

Степень овладения практическими умениями и навыками. -

Объективность оценки знаний и их соответствие нормам,

Методы, применяемые учителем при проверке знаний учащихся, их эффек­тивность.

Индивидуальная работа с учащимися.

Проверка тетрадей:

а) система письменных работ;

б) регулярность и тщательность проверки тетрадей;

в) система работ над ошибками

д) внешний вид тетрадей.

2. Самостоятельная работа на уроке.

Организация усвоения новых знаний на уроке.

Самостоятельная работа на уроке с учебником, дополнительной литературой.

Оснащение урока средствами обучения, их роль в оценке знаний,

Дифференцированность работ учащихся по степени трудности.

Система проблемных и логических заданий учащихся на уроке.

Использование в работе творческих и практических домашних заданий.

ПАМЯТКА

посещающему урок с целью:

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке»

1. Организация начала урока. Эмоциональный настрой, умение вызвать интерес к теме.

2. Постановка целей перед учащимися на каждом этапе урока и их реализация.
. 3. Организация поэлементного усвоения новых знаний на уроке.

Самостоятельная работа учащихся на уроке с учебником, справочной лите­ратурой, обеспечение дифференцированного подхода.

Система проблемных и логических заданий учащихся:

в ходе проверки знаний и домашней работы;

при изучении нового материала; - - процессе закрепления.

6.Оснащение урока средствами обучения и его роль в активизации познавательной деятельности учащихся на уроке

7.Преемственность между и домашней работой и ее роль в аквизиции мыслительной деятельности учащихся

Система стимулирования познавательной активности учащихся на уроке.

10. Роль комплексного методического обеспечения предмета в активизации по­
знавательной деятельности учащихся на уроке.

Приложение 6

ПАМЯТКА
посещающему урок с целью: «Эффективность методов

преподавания, глубина и прочность знаний учащихся»

1.Организация начала урока

1 . Как выполняются предъявляемые учителем педагогические требования:

наличие у учащихся учебников, тетрадей, учебных принадлежностей;

порядок выяснения отсутствующих и причин отсутствия.

Объявлена ли цель и тема урока.

Проверено ли выполнение домашнего задания.

Рационально ли используется время урока.

1. Как запланированы и реализованы образовательная, развивающая и воспи­тательная цели урока:

конкретность целей;

связь их с содержанием учебного материала;

вопросы воспитания на уроке.

Учит ли самостоятельно рассуждать, обобщать, делать выводы, составля план, работать с книгой.

Работа над речью учащихся.

Добивается ли усвоения вопросов познавательного и проблемного характер не только сильными учащимися.

Эффективность урока.

3. Структура урока

Время каждого этапа урока.

Отражена ли в поурочном плане структура урока.

Целесообразность каждого из этапов урока, их соответствие целям урока.

Методы ведения урока

Какие методы обучения учитель использует в своей работе.

Соответствуют ли методы преподавания содержанию учебного материала целям урока.

Эффективность методов ведения урока.

Как используется на уроке самостоятельная работа.

6. Продумана ли система вопросов к учащимся, их познавательный или проблемный характер.

Осуществление дифференцированного подхода к учащимся.

Целесообразность и методика использования на уроке различных средств обучения.

1. Организация урока, выполнение единых педагогических требований, оснащение урока средствами обучения.

1-1. Организация внимания учащихся на уроке, привитие интереса к предмету.

1-2. Изучение работоспособности группы.

1-3. Эффективность и методика использования средств обучения.

1-4. Рациональное использование времени урока.

1-5. Ознакомление учащихся с рациональными способами учебной деятельности.

2. Самостоятельная работа учащихся на уроке, система учета знаний.

2-1. Изучение текущего учета знаний учащихся, выполнение домашнего задания.

2-2. Приемы работы учителя по формированию общеучебных умений и навыков учащихся.

2-3. Осуществление индивидуального подхода к учащимся на уроке.

2-4. Приемы и методы проведения самостоятельной работы на уроке.

2-5. Использование на уроке творческих работ, практических заданий.

3. Проверка содержания и методов изучения нового материала.

3-1. Система работы по формированию у учащихся научных понятий.

3-2. Изучение приемов систематизации и закрепления нового материала.

3-3. Состояние повторения и обобщения знаний учащихся.

3-4. Использование межпредметных связей на уроке, воспитательная направленность преподавания.

3-5. Соответствие содержания урока требованиям Госстандарта, обязательного минимума содержания среднего образования.

4. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.

4-1. Изучение форм и методов опроса учащихся на уроке.

4-2. Развитие познавательных интересов учащихся на уроке.

4-3. Эффективность использования методов и приемов обучения.

4-4. Взаимосвязь групповой, фронтальной и индивидуальной работы на уроке.

4-5. Взаимосвязь учебной и внеклассной работы по формированию интереса к предмету.

5. Эффективность методов преподавания, глубина и прочность знаний учащихся.

5-1. Соответствие знаний учащихся требованиям Госстандарта.

5-2. Методика работы учителя по активизации мыслительной деятельности учащихся.

5-3. Методика проведения зачета, самостоятельной и практической работы.

5-4. Качество образовательной подготовки учащихся.

5-5. Реализация воспитательных и развивающих целей урока.

6. Использование на уроках интерактивной доски.

Требования, предъявляемые к различным типам уроков

Комбинированный урок

Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.

Организационная часть заключается в проверке наличия учащихся на уроке, готовности учебного кабинета к занятию. На первых уроках учителя в организационную часть входит знакомство с учащимися.

Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала, умений и навыков учащихся; выполнения ими домашнего задания; подготовке школьников к восприятию нового материала.

При проверке и оценке знаний применяют:

— индивидуальный устный опрос;

— опрос по карточкам;

— письменный опрос;

— опрос у доски;

— решение задач и другие способы опроса.

Для вовлечения большего числа учащихся в опрос часто письменный опрос сочетают с индивидуальным устным. При опросе учителю целесообразно активизировать внимание класса путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а также давать возможность учащимся задавать вопросы учителю и отвечающим. Это позволит вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала.

Если на уроке ставится цель подготовить учащихся к восприятию нового материала, учитель проводит фронтальный (беглый) опрос, задавая учащимся вопросы по материалу предыдущего урока. На основе такой проверки вносятся коррективы в намеченный план изучения нового материала.

Изложение нового материала начинается с объяснения содержания новой темы, увязки ее с ранее пройденным. При изложении нового материала на комбинированном уроке применяются такие методы, как рассказ, беседа, объяснение и значительно реже — лекция. Обычно один метод является ведущим, а другие привлекаются для активизации процесса обучения. Возможно использование различных дидактических приемов: информирование о плане сообщения нового материала; интересное, нестандартное его изложение; создание проблемных ситуаций; обращение к жизненному опыту учащихся; демонстрация фрагментов диафильмов; запись материала на доске или использование наглядных пособий.

Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала могут быть разнообразными, но они должны стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Закрепление материала возможно в форме беседы (учитель задает вопросы практического характера, интересно формулирует их, дает задание заметить и исправить ошибку отвечающего, продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечающему, прокомментировать ответ), а также в форме самостоятельной работы учащихся под руководством учителя (решение задач, чтение таблиц, диаграмм, составление технологических карт, работа с карточками-заданиями, со справочной и нормативной литературой, изучение и комментирование иллюстраций в учебниках и других учебных пособиях). При закреплении материала учитель выясняет, насколько правильно учащиеся поняли новый материал, выявляет ошибки в его понимании и исправляет их. При закреплении знаний нового материала можно использовать фрагменты диафильмов.

Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала) в зависимости от содержания, сложности и важности учебного материала.

Домашнее задание дается устно или пишется на доске. Цель его — закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время. Учитель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для конспектирования по учебнику или дополнительной литературе (если это необходимо).

Урок сообщения и усвоения новых знаний

Основная цель данного типа урока — дать учащимся знания по новому разделу предмета. Он состоит из организационной части, изложения нового материала, закрепления его и инструкции по выполнению домашнего задания.

Изложение нового материала — основная часть этого типа урока — проводится методом объяснения, рассказа или лекции. Начинают изложение материала с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение диафильмов, слайдов и плакатов.

Закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.

Урок повторения и обобщения полученных знаний

Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков

Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основным методом обучения на таком уроке является самостоятельная работа учащихся, труд. Учащиеся решают задачи, выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами.

Урок применения знаний, умений и навыков

Данный тип урока отличается от предыдущих своей структурой и методами обучения. Урок этого типа включает организационную часть, определение и разъяснение целей занятия, установление связи с ранее изученным материалом, инструктаж по выполнению работы, самостоятельную работу учащихся, оценку ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.

Основной метод обучения на уроке — самостоятельная работа учащихся. Урок применения знаний, умений и навыков проводится при завершении изучения темы или разделов предмета. На нем, как правило, не проводится проверка знаний теоретического материала и навыков практической работы, как это уже делалось на предшествующих занятиях.

Краткий перечень методов обучения

По виду источников, из которых учащиеся приобретают знания, умения и навыки, методы обучения подразделяются на:

словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, справочником, книгой), при которых источником знаний служит устное изложение учителя или материал учебника;

наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений — таблиц, моделей, диафильмов, демонстрируемых учителем), при которых источником познания служат наглядные средства;

практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда или экспериментов, упражнений, решение задач, выполнение трудовых заданий), при которых источником познания служит практическая работа учащихся.

По виду деятельности учителя и учащихся методы обучения подразделяются на:

метод изложения учебного материала учителем и руководство работой учащихся, а также проверка их знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, инструктаж, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);

метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, лабораторные и практические опыты, решение задач, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой).

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

Тетерина Людмила Николаевна

Обмен опытом - один из наиболее важных видов методической работы и эффективный путь повышения уровня методической подготовки любого учителя. Обмен опытом может осуществляться через посещение уроков у коллег. Однако продуктивность таких посещений зависит, как минимум, от двух факторов:

1) от степени осознаваемой учителем субъективной новизны посещенного урока;

2) от умения видеть и осваивать новое, включать его в свою деятельность, соотнося со своими профессионально-личностными потребностями и возможностями.

Посещать уроки у коллег можно только с их согласия и по предварительной договорённости.

При посещении урока с целью развития методической компетентности учителя решающее значение приобретает рефлексивная деятельность учителя как субъекта профессионально-личностного саморазвития. Нельзя забывать, что главной целью посещения уроков учителем является методическая учёба, повышение собственного профессионального уровня. И как любая учебная деятельность, она наиболее эффективна, если учитель тщательно подготовится к посещению урока у коллеги, а во время урока будет внимательно наблюдать, фиксируя результаты своего наблюдения.

Исходя из своих затруднений, учитель решает, на что именно в методике урока при посещении он будет обращать особое внимание (проведение опроса, введение новых понятий, организация самостоятельной работы учащихся и т.д.).

После посещения урока необходимо осмыслить то, что записано на уроке и принять участие в обсуждении и анализе посещённого урока. Если обсуждение урока не организуется, посещающему урок коллеги педагогу всё равно надо узнать мнение самого учителя об уроке, задать ему вопросы о том, что в уроке осталось не совсем ясным, поделится собственными впечатлениями.

В дальнейшем учитель будет активно осваивать опыт посещённых уроков: использовать информацию, приобретённую им в процессе посещения, осмысления и обсуждения урока, при подготовке и проведении своих уроков; творчески интерпретировать полученный опыт, исходя из собственных потребностей в развитии методической компетентности.

Таким образом, цель деятельности, связанной с посещением уроков педагогом у своего коллеги, заключается в том, чтобы заимствовать положительный опыт и учиться на чужих ошибках.

При посещении урока хорошо воспользоваться памятками для посещающих урок или картами посещения. Они могут подсказать, на что надо обратить внимание на уроке во время посещения.

Примерная памятка анализа урока русского языка.

Учитель______ Класс_______ Тема_______

1. Правильность освещения темы урока, формулировка определений и выводов, сделанных на уроке.

2. Воспитательная и образовательная ценность дидактического материала.

3. Культура речи учителя и учащихся.

II. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1. Методы и приемы изучения нового материала, закрепление пройденного и про-верка, рациональность их применения.

2. Виды упражнений и эффективность их использования.

3. Эффективность использования наглядных пособий.

4. Приемы объяснения домашнего задания и места его на \роке.

5. Осуществление на уроке задач формирования грамматической базы учащихся (работа по развитию орфографической и пунктуационнойзоркости).

6. Осуществление на уроке задач развития связной речи учащихся.

7. Осуществление на уроке принципов развивающего и воспитывающего обуче-ния.

8. Выявление знаний учащихся, правильность и мотивированность оценок.

9. Подведение итогов урока.

III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА АНАЛИЗА УРОКА.

1. Поведение учителя на уроке, внимание к классу и отдельным учащимся, манера обращения с детьми.

2. Организация классного коллектива на воспитание положительных мотивов учащихся.

3. Реакция учащихся на применение учителем новых приемов и видов работ.

4. Степень активности и самостоятельности учащихся на протяжении всего >рока и на отдельных этапах.

IV. ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО УРОКУ.

1. Достигли урок цели?

  1. Насколько рациональны пути ее достижения?

4. Методика построения (принципы, формы, методы и приемы).

5. Закономерность и эффективность урока в целом.

V. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Памятка анализа урока литературы.

Учитель ___________ Класс _____________Тема ________________

1. Правильно ли определена цель урока и выбраны средства ее достижения?

2. Как осуществляется идейное, нравственное и эстетическое воспитание учащих-ся?

3. Соблюдается ли принцип единства формы и содержания при анализе литера-турных произведений? Какими путями он осуществляется?

4. Насколько хорошо учащиеся знают тексты изучаемых произведений?

5. Какими путями учитель пользуется при освещении основных проблем в творче-стве разных писателей?

6. Привлекаются ли смежные виды искусства для более глубокого понимания ос-новной идеи произведения или исторической закономерности и достоверности событий, раскрытых писателем, поэтом?

7. Какое место на уроках литературы имеют технические средства и наглядность?

8. Связаны ли занятия с усвоением богатства родного языка, обогащением речи учащихся, обучением выразительности речи?

9. Как учащиеся овладевают основными понятиями теории литературы?

10. Как учитель руководит внеклассным чтением, отводит ли специальные уроки с этой целью?

11. Насколько ярка, эмоциональна и выразительна речь самого учителя?

12. Какая работа ведется по подготовке к письму, сочинению или устным расска-зам, выступлениям как на уроке, так и в порядке домашних заданий?

13. Уделяется ли внимание повторению теоретических понятий?

14. Каким образом устанавливается связь с изученным уже ранее произведением?

15. Выводы и предложения.

В то же время при посещении уроков у коллег надо помнить, что коллега, у которого Вы посещаете урок, такой же учитель, как и Вы. И разрешение на посещение его урока он даёт добровольно, никто его не может обязать это делать. При этом он очень волнуется. Поэтому здесь надо учитывать и психологический аспект процесса посещения. Все Вы хорошо помните свои чувства, когда кто-то присутствует у Вас на уроке. И страх, и боязнь сделать что-то не так, и смущение, и готовность покивать головой на чей-то лестный отзыв, и обида на несправедливое замечание, и сокрушение по поводу очевидных промахов. Чтобы благополучно избежать недоразумений, недопонимания и не принести коллеге лишних тревог, воспользуйтесь простыми советами:

1. Каким бы странным и непонятным ни был урок, попробуйте заметить в поведении учителя такие особенности, которые обнаруживают, что ему самому интересно, найдут ли дети ответ, выход или верное направление. Если это есть, урок удался.

2. Не судите об активности детей по резвости воздевания рук и их количеству. Активность в том, что и смех, и говор, и движение могут быстро сменяться рабочей внимательной тишиной, и наоборот.

3. Как ни странно, личностно-ориентированный подход обнаруживается не только и не столько в том, даются ли индивидуальные задания, а в том, что задания легче и полезнее выполнять вместе с товарищами, чем в одиночку. Поэтому хорошо, если работа на уроке или часть её выполняются в группах. Если дети в классе спокойно и весело трудятся в компании, онизащищены от скандального пренебрежения или унижения, от завышенной самооценки. Это является украшением любого урока и показателем высокого качества работы учителя с классом.

4. Уровень компетентности класса, таланта и сообразительности каждого ребёнка лучше всего виден в смене дел, содержания и форм работы при отсутствии учительских разносов за глупость, нерадивость и бестолковость. Многие и разные задания, сменяя друг друга, позволяют детям проявлять свою находчивость, умения, способности.

5. И наконец, если Вы увидели талант другого, порадовались за него, то не становитесь ли и Вы талантливее сами?