Семья собралась устроить чаепитие. Мама положила в блюдо печенье. Бабушка радостно помогала накрыть на стол. Все расселись. Вова пододвинул блюдо с печеньем к себе.

Брат Вовы Миша сказал, чтобы тот поделил печенье на двоих. Они выложили печенье на стол и распределили его на пару частей. Убедившись, что кучки равные, мальчики попросили у бабушки чаю. Старушка налила внукам чаю.

За столом стояла тишина. Печенье постепенно исчезало. Ребята за оби щеки уплетали угощенье, нахваливая его вкус. Женщины просто молчали. Когда от печенья не осталось ни крошки, Вова с чувством выполненного долга, погладил себя по животу и ушел от стола.

Миша, дожевывая крайний кусочек печенья, поглядел на маму. Женщина, молча мешала ложечкой чай, от которого еще не отпила ни глоточка. Мальчишка взглянул на бабушку, она хрустела корочкой черного хлеба.

Этот рассказ о плохо воспитанных мальчиках, думающих только о себе. Они даже не догадались, что их родные тоже бы не отказались от печенья. Эта вина родителей, что в свое время не объяснили детям, как нужно поступать, делиться с ближними. Теперь они видят результат своей ошибки.

Это произведение учит быть внимательными к окружающим, совестливыми и не жадными.

Картинка или рисунок Печенье

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание В ожидании Годо Беккет

    Эта пьеса абсурда, в которой намеренно нет смысла, логических связей. Герои всё ждут какого-то Годо на дороге. Мимо них проходят люди, что-то происходит – отрывочное и непонятное (то ли в этом есть глубокий смысл, то ли смысла нет совсем)

  • Краткое содержание Одоевский Серебряный рубль

    Лидинька - очень умная и прилежная девочка. Дедушка очень любит Лидиньку за успехи в учебе. За каждый хорошо выученный урок поощряет ее либо конфеткой, либо монетками. Однажды дедушка уезжает на целый месяц и оставляет внучке серебряный рубль

  • Краткое содержание Трусиха Артюховой

    В рассказе «Трусиха» Нины Артюховой главной героиней является девочка Валя. Из всех друзей её считали самой трусливой, которая боится всего на свете.

  • Краткое содержание Островский Бешеные деньги

    Телятев – самый обыкновенный человек, если не считать, что он обладает деньгами, а потому обеспечен. Также, он обладает титулом, который делает его барином. Этот человек ловкий и хитрый.

  • Краткое содержание Катаев Флаг

    В рассказе «Флаг» рассказывается о настоящих мужчинах, мужественных и отважных, которые верно и смело защищают форт во время Второй мировой войны.

Технологическая карта (план-конспект)

урока литературного чтения,

проведенного в 3 «Б» классе

МБОУ СОШ №14

учителем начальных классов

Власовой Анастасией Александровной

Дата 17.02.2017 ФИО учителя Власова А.А.

Класс 3 «Б»

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Целевой блок

Тема урока:

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

Цель урока:

Ознакомление детей с рассказами В.А.Осеевой «Печенье» и «Лекарство»

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

- ознакомление с произведением В.А. Осеевой «Печенье»

Ознакомление с произведением В.А. Осеевой «Лекарство»

Формирование навыков работы с текстом

Формирование системы читательских и речевых умений

Личностные УУД:

Формирование чувства эстетического удовольствия

Развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1.Умение характеризовать анализировать

2. Умение сравнивать

3.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
4.Учиться высказывать своё мнение

5.Саморегуляция своего поведения

Коммуникативные:

1.Готовность получать информацию

2.Умение участвовать в коллективном обсуждении произведения

3.Использовать текст произведения для сопоставления, сравнения и анализа
4.Выразительно читать произведение

*Познавательные:

1. Устанавливать причинно- следственные связи

2. Умение пользоваться знаниями, полученными ранее
3.Делать выводы в результате совместной работы всего класса

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок изучения литературного произведения

Формы, приёмы и методы

Форма: урок взаимообучения

Методы обучения:

Словесные, наглядные, практические;

Беседа;

Средства обучения:

Печатные;

Демонстрационные;

Аудиовизуальные;

Образовательные ресурсы:

Учебник

ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем)

Доска, мел

Иллюстрации

План урока.

1. Организация начала урока.

3. Постановка проблемы.

4. Физминутка

6. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организация начала урока.

1 слайд

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поприветствуйте их, обернитесь и подарите свою самую искреннюю улыбку.

Тихо сели за парты. Проверили свою посадку: спина прямая, обе ноги стоят на полу, вам ничего не мешает. Вы готовы плодотворно работать.

2 слайд

Добрый день! - тебе сказали.

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты

Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

Здравствуй, - улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Скажите, название каких слов спрятано в этом стихотворении? (Вежливых)

А зачем нужно говорить людям вежливые слова? (Ответы учащихся)

Конечно же, вежливые слова нужны для того, чтобы поздороваться, пожелать удачного дня, счастливой дороги и просто показать свою доброту и воспитанность.

3 слайд

Сегодня, ребята, по всему миру отмечается День Проявления Доброты . В этот день люди творят добро, бескорыстно помогают друг другу и животным. Помните, что если человек ожидает что-то взамен от своего доброго поступка, то это уже не является искренней добротой.

Скажите, а только ли в этот день люди должны быть добрыми? (ответы учащихся)

Правильно, каждый день нужно стараться сделать доброе дело, сказать приятные слова или просто искренне улыбнуться.

2. Актуализация знаний с проверкой домашнего задания.

Скажите, какое доброе дело совершил главный герой произведения, которое мы изучали на предыдущих уроках? (он спас девочку из горевшего дома)

Вспомните название этого произведения. (Рассказ о неизвестном герое)

4 слайд

Можно ли назвать поступок главного героя мужественным и смелым? (Да)

Почему? (Парень рисковал своей жизнью)

Ожидал ли он награды за свой подвиг? (Нет)

Что же произошло с главным героем, когда он спас девочку? (Он уехал на трамвае)

Найдите этот фрагмент в тексте.

Почему никто не мог его найти? Найдите описание этого человека.

А что означает знак ГТО? (Готов к труду и обороне)

Как вы считаете, парень оправдал своим поступком свой значок? (Да, оправдал)

3. Постановка проблемы.

Скажите, к кому должны дети относиться с добротой и уважением? (К старшим, к родителям, к животным, друг к другу)

5 слайд

У вас на партах лежат конверты пословицами. Вам необходимо в паре собрать пословицу.

Какая пословица у вас получилась? (Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет)

Думаю, что все собрали пословицу правильно.

6 слайд

Посмотрите на доску. (Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.)

Подумайте, что означает эта пословица? (ответы учащихся)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Ответы учащихся)

7 слайд

Мы переходим к изучению нового раздела под названием «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

8 слайд

Поможет нам погрузиться в эту тему творчество Валентины Александровны Осеевой. (Демонстрация портрета)

Встречались ли вы раньше с творчеством этой детской писательницы? (Ответы учащихся)

С каким её произведением вы ознакомились раннее? («Почему?»)

Рассказы Валентины Осеевой о плохих и хороших поступках детей. Её герои задумываются над своими и чужими поступками, учатся анализировать и делать правильные выводы. Эти рассказы-притчи учат вежливости, честности, уважению к людям.

4. Физминутка

Давайте немного отдохнем. Встаньте пожалуйста, выйдите из-за парт. Сейчас мы проведем речевую физминутку, сопровождающуюся движениями. Повторяйте за мной.

Шёл король по лесу, по лесу, по лесу,

Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем

Давай с тобой похлопаем, похлопаем, похлопаем

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Давайте еще раз, только быстрее попробуем делать движения и четко произносить слова.

5. «Открытие» детьми новых знаний.

Откройте учебники. Прочитайте название произведения «Печенье». Скажите, разве название связано каким-то образом с темой нашего урока? (ответы учащихся)

А сейчас вы узнаете, какой глубокий смысл содержится в этом произведении.

Сейчас вы послушаете аудиозапись, готовьтесь ответить на вопрос «Это произведение - сказка или рассказ?»

"Печенье" В.А. Осеева

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

9 слайд

Ребята, это сказка или рассказ? (ответы учащихся)

Докажите, что это рассказ.

Могли ли такие события произойти в реальной жизни? (Да, могли)

В этом произведении есть волшебство? (Нет)

Есть ли в этом произведении борьба добра и зла? (Нет)

Есть ли в этом произведении троекратный повтор? (нет)

Молодцы! Вы доказали, что данное произведение - рассказ.

Чтобы подготовиться к чтению скажите, как вы понимаете выражение «смерил глазами»? (сравнил)

- Как вы считаете, действие рассказа происходит во время завтрака, обеда или ужина?
- Как начинался ужин? Прочитайте.
- Почему рассказ так называется? (ответы учащихся)

Кто действует в рассказе? (Вова, Миша, мама и бабушка)

Что о ребятах говорят другие персонажи: мама и бабушка? (Они молчали)

- Почему молчали мама и бабушка? Что было на душе у них? (ответы учащихся)

- Как вы считаете, какие взаимоотношения в данной семье?
- Какими растут мальчики? (Эгоистами)

10 слайд
- Кто такой эгоист? (Эгоист - себялюбивый человек, пренебрегающий интересы окружающих)

Какие качества вы бы выбрали для характеристики этих мальчиков?

доброта бесчувственность лживость жадность совесть эгоизм любовь бездушие

черствость уважение

Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать закоренелыми эгоистами, чёрствыми, невнимательными, бездушными? (ответы учащихся)

Я верю, что вы бы никогда так не поступили и обязательно поделились бы со своими родными.

Скажите, только ли мальчишки могут так поступать со старшими людьми? (ответы учащихся)

Сейчас вы узнаете об этом, прочитав следующий рассказ Валентины Осеевой. Говорит ли нам название этого произведения что-то о его содержании? (ответы учащихся)

Приготовьтесь после моего чтения ответить на вопрос о том, кто является главными героями в этом рассказе?

11 слайд

Кто главные герои этого рассказа? (Мама, дочка и доктор)

- В каком предложении заключается главная, на ваш взгляд, мысль? (Пока дочка не отвыкнет командовать, мама не выздоровеет)

- Почему Осеева так назвала рассказ? (ответы учащихся)
- Подумайте, в шутку или всерьёз нужно воспринимать слова доктора? (ответы учащихся)

Как вы думаете, чем мог закончиться этот рассказ?

Прочтем этот рассказ еще раз в полголоса. (Жужжащее чтение)

Лекарство

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит - одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

- Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

- А куклу? Где моя кукла? - кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

- Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

6. Итог урока. Рефлексия.

Скажите, чем похожи эти два произведения? Какими бы советами могли вы помочь ребятам? (ответы учащихся)

- Вернемся к нашей пословице «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает».

Вы сегодня прекрасно работали, все активно отвечали и старались выразительно читать. Спасибо вам за урок!

Конспект урока

по чтению

в 4 классе слабослышащих, обучающихся по программе 8 вида.

Тема: «Рассказ В.Осеевой «Печенье»

Воспитательные цели:

Оборудование: выставка книг Осеевой, презентация, пособия (солнышко, где лучи – положительные качества человека; туча, где капли – отрицательные качества человека), таблички, инвентарь для драматизации, мебель, посуда, печенье, платок, бусы, вязание.

Ход урока

    Оргмомент

Поздоровайтесь.

    Вступительная беседа

(За экраном):

    Работа с дежурным звуком

Какой дежурный звук?

    Проблемное начало урока – работа с кроссвордом

Учитель за экраном:

    Что мы читаем? Сказку? Рассказ? Стихотворение?

(На экране портрет )

Валентина Осеева написала очень много интересных детских рассказов, которые учат детей быть добрыми, внимательными.

3. Как называется рассказ?

    Работа по содержанию рассказа

Вспомним содержание рассказа.

Откройте книги на стр.59.

    Проверка домашнего задания - моделирование реальных ситуаций нравственно-этического характера.

С каждым из вас мы подготовили маленькие сценки. Покажем?

    Итог урока

Что мы делали?

    Оценка работы

(Учитель оценивает работу детей)

Вы такие молодцы, что мне захотелось вас отблагодарить сладостями. Дежурная, К., подойди ко мне, держи пакет.

Интрига: Как поступит?

Кому раздаст?

Угостит ли присутствующих?

На экране: СПАСИБО!

Самоанализ

открытого урока по чтению

в 4 б с/с классе

тема:

«Рассказ А.Осеевой «Печенье»

На занятии присутствовали учащиеся 4б класса, обучающиеся по программе VIII вида.

Образовательные цели: - закрепить понимание содержания рассказа.

Воспитательные цели:

Подвести учащихся к осознанию личностного отношения к описываемым событиям, к нравственно-этическим выводам быть добрыми, внимательными, заботливыми;

Формировать интерес к чтению, к творческой деятельности.

Коррекционно-развивающие цели:

Способствовать повышению речевой активности посредством наглядности, кроссворда, игр, драматизации;

Активизировать мыслительную деятельность;

Развивать слуховое восприятие и контролировать произносительные навыки.

Материал соответствует теме и целям урока, требованиям программы и возможностям учащихся.

Объём и степень сложности заданий подобран исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

План занятия предусматривает специфические для школы слабослышащих структурные компоненты:

Установка на правильное произношение;

Работа с дежурным звуком;

Упражнения на развитие слухового восприятия.

Соблюдены элементы охранительного режима, чередование разнообразных видов деятельности, мультипликационная физминутка, включающая в себя и двигательные упражнения, и зрительные упражнения для глаз. Все этапы занятия взаимосвязаны, плавно переходят один в другой.

Занятие отвечает специальным требованиям, предъявляемым к урокам чтения:

    Эмоциональная выразительность достигалась:

Соответствующим интонационным оформлением речи учителя и учащихся;

Выразительностью лица;

Средствами эстетичного оформленной наглядности, яркие пособия;

Драматизацией с эмоциональной передачей характеров героев.

2. Непосредственная связь читаемого с жизненным опытом читателей реализовалась через личные впечатления, отношения к героям рассказа, сценок, к их поступкам.

3. Стимулирование творческой деятельности школьников достигнуто проведением самого урока, участием детей в инсценировках, участие их в разгадывании кроссворда, анаграмм, в выполнении различных заданий.

4. Разгадывание кроссворда, анаграмм, обсуждение героев сценок создавало условия для повышения речевой активности учащихся. Анализ ответов позволяет оценить уровень знаний, словарный запас, наблюдать уровень памяти.

Для всех учащихся были элементы новизны:

Презентация;

Мультфизминутка;

Понятия: положительные и отрицательные качества человека.

Анализ поступков персонажей рассказа, сценок, выражение собственного отношения к ним способствовали подведению детей к нравственно-этическим выводам. Всем хочется быть добрыми, заботливыми, внимательными.

Занятие достигло поставленных целей.

«Сотворчество» инсценирования помогло создать на занятии необычную эмоциональную атмосферу, стимулирующую интерес к чтению.

Учитель Иванова Н.М.

Главные герои — два мальчика, Миша и Вова. Они сидят за столом вместе с мамой и бабушкой и пьют чай. Мама выложила на тарелку печенье, а бабушка подала на стол чай.

Мальчики тотчас приступили к дележу печенья. Они разделили его на две кучки и стали оценивать, поровну ли разделено лакомство. Когда ребята пришли к выводу, что кучки с печеньем одинаковые, они попросили маму налить чай, и начали есть печенье. На то, что за столом царила тишина, Миша и Вова не обращали никакого внимания.

Когда печенье закончилось, довольные ребята вышли из-за стола. При этом Миша обратил внимание, что мама так и не начала пить свой чай, а бабушка почему-то жевала кусочек хлеба.

Таково краткое содержание рассказа.

Главный смысл рассказа В.Осеевой «Печенье» состоит в том, что нельзя быть эгоистичным, как герои рассказа. Миша и Вова, когда делили печенье, даже и не подумали о маме и бабушке. Они съели сами все печенье. Такой поступок хорошим назвать нельзя.

Рассказ «Печенье» учит, что к мамам, бабушкам и ко всем другим родственникам надо относиться с уважением и обязательно делиться с ними вкусным лакомством. Щедрость и внимание к близким людям – обязательное качество воспитанного ребенка.

В рассказе нет героя, который бы мне понравился. Миша и Вова эгоистично съели все печенье, а мама и бабушка оказались чересчур деликатными и не сделали ребятам замечание об их не совсем уместном поведении за столом.

Какие пословицы подходят к рассказу «Печенье»?

После нас хоть волк траву ешь!
Что вспоено, что вскормлено, то и выросло.