С 2017 года МЧС России существенно ужесточило свои требования в отношении вводного инструктажа по гражданской обороне, который необходимо проводить всем предприятиям и коммерсантам. Рассматриваем: кто его должен проводить, порядок и план проведения, а также – как закрепить это документально. Соблюдение всех требований позволит избежать крупных штрафов (до 200 000 рублей).

Что нужно знать

Вопросы подготовки населения в области гражданской обороны (далее также – ГО) регулирует специальное Положение, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2000 года № 841.

Скорее всего, по причине роста международной напряженности руководство нашей страны решило ужесточить правила в отношении вводного инструктажа по гражданской обороне. В 2017 году кабинет министров разработал пакет изменений в указанный нормативный документ. Они действуют со 2 мая 2017 года (постановление Правительства РФ от 19.04.2017 № 470).

Одно из основных нововведений – это обязанность работодателей проводить вводный инструктаж по гражданской обороне для новичков. Причём установлен крайний срок, когда это нужно делать – в течение первого месяца работы сотрудника у нанимателя и никак не позже (подп. «г» п. 5 Положения об организации обучения населения в области ГО, утв. постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841).

По закону с 02.05.2017 проведение вводного инструктажа по гражданской обороне обязательно и в организациях, и у ИП. В Регламенте МЧС по гражданской обороне (утв. приказом от 26.06.2012 № 358) уточнено, что его предмет – как юрлица, так и предприниматели. При этом вид деятельности и число сотрудников значения не имеют.

Помимо обязательного проведения в отношении новых сотрудников, вводный инструктаж по гражданской обороне с 2017 г. включает соблюдение работодателями ряда дополнительных обязанностей. Так, необходимо:

  • разработать программу проведения вводного инструктажа по ГО;
  • планировать и проводить учения и тренировки в рамках гражданской обороны с персоналом в целом.

Кто проводит

В законе чётко не сказано, кто проводит вводный инструктаж по гражданской обороне. Однако на практике это должен быть:

  • специалист по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (отдельная штатная единица);
  • специалист по охране труда;
  • иной сотрудник (обычно – военный в отставке).

Имейте в виду: ответственного за проведение вводного инструктажа по гражданской обороне назначают отдельным приказом.

Разумеется, такое лицо должно быть компетентно в вопросах ГО и ЧС. То есть – пройти соответствующую подготовку (отдельный курс или дополнительное профессиональное образование).

Основная обязанность таких работников – разработать программу проведения вводного инструктажа, а также проводить согласно планам учения и тренировки.

Специалист, ответственный на предприятии за ГО, обязан повышать свою квалификацию в данной сфере. Периодичность – не реже одного раза в 5 лет (п. 4 постановления Правительства РФ от 02.11.2000 № 841).

Проведение

Как было сказано, порядок проведения вводного инструктажа по гражданской обороне предприятие разрабатывает самостоятельно. Конечно, надо учесть специфику деятельности организации, а также особенности кадровой политики.

В качестве ориентира можно использовать Примерную программу курсового обучения работающего населения в области ГО и защиты от ЧС (утв. МЧС 22.02.2017 № 2-4-71-8-14). Кроме того, не исключено, что МЧС всё же разработает рекомендованный вариант. Но ждать этого момента НЕ СЛЕДУЕТ! Ведь штрафы до 200 000 рублей с 02.05.2017 никто не отменял.

Читайте также Полный отказ от бумажных трудовых книжек может произойти уже в 2020 году!

Во всех случаях прохождение вводного инструктажа по гражданской обороне необходимо фиксировать документально. Для этих целей служит специальный журнал. В нем проставляют свои подписи обе стороны этого обязательного мероприятия.

Еще раз подчеркнём: необходимо учитывать специфику конкретной организации. Так, вводный инструктаж по гражданской обороне в ДОУ (детском образовательном учреждении) будет схож с вводным инструктажем по гражданской обороне в школе. То же самое касается вводного инструктажа по гражданской обороне в МБДОУ (муниципальные бюджетные ДОУ).

Организациям, которые работают с детьми, в рамках вводного инструктажа желательно детально отразить схему работы своего заведения, а также упомянуть про так называемые Дни защиты детей.

Например, вот такой лаконичный вводный инструктаж по гражданской обороне в ДОУ мы раздобыли:

Оформление

Нигде точно не сказано, что должен включать план вводного инструктажа по гражданской обороне. По сути, пока нет ни обязательных требований, ни рекомендаций чиновников. В то же время советуем отразить в нём следующие моменты:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА
1.1. Основные понятия.
1.2. Задачи в области ГО
1.3. Принципы организации и ведения ГО
1.4. Права и обязанности граждан РФ в области ГО
1.5. Руководство ГО
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ (ИП)
2. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
2.1. Основные понятия
2.2. Основные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера
2.3. Основные задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС
2.4. Организационные основы функционирования в организации звена системы предупреждения и ликвидации ЧС
2.5. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС
3. ОПАСНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ ИЛИ ВСЛЕДСТВИЕ ЭТИХ КОНФЛИКТОВ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОРУЖИЯ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ И ИХ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ
3.1. Опасности при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов
3.2. Основные виды оружия массового поражения и их поражающие факторы
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ИХ ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ
4.1. Классификация ЧС
4.2. Техногенные чрезвычайные ситуации (ЧС техногенного характера).
4.3. Природные чрезвычайные ситуации (ЧС природного характера).

Главный приоритет при любых чрезвычайных ситуациях – это здоровье и безопасность людей. Катастрофы, природные катаклизмы, техногенные факторы, военные действия нельзя полностью исключить как фактор влияния, не принимая во внимание их возможную опасность для персонала и других людей, проживающих в окрестностях предприятия, а также близлежащих территорий. Именно по этой причине на любом экономическом объекте необходима организация комплекса мер, которые нужно будет незамедлительно принять в случае подобных обстоятельств.

Рассмотрим, как организовать гражданскую оборону на экономическом объекте, каким навыкам необходимо обучить сотрудников и как их контролировать, какие документы для этого необходимы, отметим степень ответственности работодателя за порядок обучения ГО своего персонала.

Суть гражданской обороны

Экстраординарных ситуаций лучше не допускать, для чего на любом предприятии действуют специально принятые правила внутреннего распорядка и безопасности. Но иногда избежать их не представляется возможным: порой случаются техногенные или природные катаклизмы, не исключены и военные действия, несущие непосредственную угрозу для гражданского населения. Поэтому каждый гражданин должен знать, что ему предпринять в случае наступления таких чрезвычайных ситуациях, какие меры принять. Поскольку эти меры, прежде всего, направлены на защиту и минимизацию негативных последствий для всех людей, их называют гражданской обороной .

Любые должностные лица, в чьем подчинении находятся люди, особенно это касается работодателей, должны обеспечить знание своими подчиненными этих мер и поддерживать их знания, умения и навыки на должном уровне.

Обязанности работодателя по организации ГО

Федеральные законы, а также другие правовые законодательные акты РФ вменяют работодателю в обязанность:

  • планирование и организацию штатных действий по ГО;
  • составление программы образования сотрудников в области ГО;
  • обеспечение проведения инструктажей и/или тренингов по гражданской обороне для персонала согласно составленной программе;
  • разработку плана эвакуации людей и материально-культурных ценных фондов;
  • установку и поддержание в функционирующем состоянии систем экстренного оповещения;
  • наличие запаса основных средств, необходимых для ГО (медицинских, технических, защитных и др.).

К СВЕДЕНИЮ! Если предприятие относится к разряду потенциально небезопасных, то, помимо приведенных задач, необходимо решить вопрос о создании спасательного формирования экстренного реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

С чего начать организацию ГО на экономическом объекте

Все вопросы, касающиеся ГО, ложатся непосредственно на плечи руководителя, так как по закону именно он или его заместитель является в случае возникновения опасной внештатной ситуации начальником штаба гражданской обороны. Именно он и будет ответствен за должную организацию и слаженные действия персонала, его прерогатива – принимать управленческие решения и издавать приказы относительно людей и ценных активов, а также организации всех видов действий и мероприятий, посвященных ГО.

Необходимая документация

  1. В любой организации должен функционировать внутренний локальный акт, заверенный руководством – Положение о ГО. В нем необходимо отразить:
    • главные задачи ГО для данного экономического объекта;
    • меры по защите персонала в случае чрезвычайных ситуаций;
    • действия, направленные на решения задач ГО отдельно в мирное и в военное время;
    • формирования ГО, которые будут действовать в данном объединении;
    • регламент аварийных и спасательных работ;
    • контролирование устройств связи и экстренного оповещения;
    • согласование действий со штабами ГО более крупных структурных подразделений (района, города, области);
    • материальное обеспечение персонала медицинскими, защитными и другими средствами, необходимыми для ГО;
    • другие важные моменты, касающиеся сферы гражданской обороны на данном объекте (строительство или поддержание в функционирующем состоянии убежищ, контроль над биологической обстановкой и др.)
  2. ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выписка из данного Положения является обязательной составляющей должностной инструкции каждого сотрудника, ознакомление с ней должно быть зафиксировано собственноручной подписью.

  3. План мероприятий по ГО – главный рабочий документ штаба. В нем прописан комплекс мер поддержания безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях для мирного времени и отдельно – для военного, с учетом конкретных характеристик предприятия, на котором он будет применяться. Приложениями к этому плану могут быть:
    • отдельные комплексы мер при ЧС для каждого структурного подразделения предприятия;
    • план территории организации с указаниями касательно эвакуации;
    • инструкции по остановке основных узлов предприятия;
    • схемы расположения систем оповещения, пожарных гидрантов и т.п.;
    • ведомость по средствам индивидуальной защиты и медицинскому обеспечению персонала;
    • бланки для расчетов ущерба при чрезвычайных ситуациях;
    • перечисление ближайших медицинских учреждений, готовых оказать экстренную помощь;
    • порядок извещения вышестоящих штабов ГО и др.
  4. Законодательные основы обучения персонала

    Знания и навыки в области ГО персонал должен получить в обязательном порядке, как гласят Федеральные законы № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Чему нужно обучить персонал касательно ГО

    Проходить такое обучение обязаны все работающие лица, трудоустроенные в сфере обслуживания и производства. Для этого существуют специально разработанные МЧС России программы, на основе которых организации составляют и принимают приказом руководителей собственные образовательные планы. Согласно последней версии основной программы, принятой в 2013 году, работников необходимо научить:

  • что предпринимать при оповещающем сигнале;
  • какими способами можно защититься от разных видов опасностей при ЧС;
  • оказывать первичную медпомощь;
  • правильно использовать средства защиты, как индивидуальные, так и коллективные;
  • адекватно применять меры противопожарной безопасности;
  • исполнять основные приемы аварийно-спасательных работ;
  • предпринимать предусмотренные меры для защиты населения и сбережения материальных ценностей в обстоятельствах ЧС.

Как часто нужно обновлять знания по ГО

Любые навыки со временем утрачиваются, а знания, если они не применяются и не обновляются, становятся неактуальными. Поэтому нормативная государственная документация предусматривает определенную периодичность прохождения обучения по ГО, различную для тех или иных категорий сотрудников:

  • персонал, являющийся уполномоченным в сфере ГО (начальник штаба, его заместитель, работники, непосредственно отвечающие за ГО, личный состав специальных формирований) должен проходить обязательную переподготовку не менее чем 1 раз в пятилетку;
  • остальное трудящееся население должно совершенствовать знания и умения в сфере гражданской обороны каждый год.

ВНИМАНИЕ! Организацию обучения можно осуществлять непосредственно по месту работы, в специальных учреждениях МЧС или учебно-методических центрах (рекомендуется для уполномоченных ГО).

Законодательная ответственность за неисполнение требований по организации гражданской обороны

Если работодатель пренебрегает обучением сотрудников действиям в случае ЧС, не организовал должным образом службу ГО на вверенном ему предприятии, не выполняет задачи в этой области, которые диктует действующее законодательство, это чревато не только возможными тяжелыми последствиями, но и личной ответственностью.

Согласно ст. 20.7. КоАП, неготовность руководства и невыполнение должных мер по подготовке к действиям при опасностях военного времени обойдется должностным лицам в сумму штрафа от 10 до 20 тыс. руб. Юридическим лицам придется уплатить сумму, большую в 10 раз. Такие же штрафы предусматриваются за несоблюдение готовности отразить неблагоприятные последствия чрезвычайных ситуаций.

В апреле 2017-го ступили в силу поправки в положение о гражданской обороне. Теперь у работодателей стало еще больше обязанностей по подготовке сотрудников. А директорам даже небольших и далеких от всех этих оборонных дел фирм придется пройти платное обучение и сдать экзамены.

Если не сделать всё как положено, любого работодателя могут оштрафовать на 100 и даже 200 тысяч рублей. А директора и ответственного за гражданскую оборону - на 20 тысяч.

Гражданская оборона: кого это касается?

В России есть закон о гражданской обороне и положение о подготовке населения ко всяким плохим делам. Эти документы объясняют, кто, что, как и когда должен делать, чтобы в случае форс-мажора было меньше неприятных последствий.

Некоторые требования касаются организаций и предпринимателей. Со 2 мая 2017 года этих требований стало больше.

Вот что теперь обязаны сделать все работодатели:

  • организовать вводный инструктаж для новичков;
  • провести курсовое обучение сотрудников;
  • разработать внутренние документы: приказы, планы, программы мероприятий;
  • провести тренировки и учения;
  • создать материально-техническую базу.

Эти обязанности не зависят от численности сотрудников, оборотов, вида деятельности и планов работать в случае войны. Если есть бизнес, его руководитель должен пройти обучение и получить корочку. Если есть сотрудники, их тоже нужно обучить. Еще нужно разработать много документов, вести журналы инструктажа, следить за планом мероприятий и заново всё утверждать в МЧС, если переехали в новый офис или открыли филиал в другом регионе.

Что будет, если всем этим не заниматься?

В КоАП есть статья 20.7 по штрафам за нарушение закона о гражданской обороне. Штрафы выписывает региональное МЧС. Оно контролирует, как предприниматели выполняют требования по поводу гражданской обороны.

Если не провести вводный инструктаж по гражданской обороне или не разработать программу курсового обучения сотрудников, могут выписать штраф до 200 тысяч рублей фирме и еще 20 тысяч - директору. Для сравнения, если не использовать онлайновую кассу, оштрафуют на 30 тысяч рублей; если не опубликовать на сайте политику обработки персональных данных - штраф 40 тысяч рублей.

Штраф могут выписать после плановой или внеплановой проверки. Плановые проверки проводят по графику. Внеплановую могут провести когда угодно: в законе полно поводов для неожиданного визита инспектора из МЧС.

На первый раз могут выписать предписание, потом оштрафуют. Но даже если выпишут предписание, всё равно нужно устранять нарушения: проходить обучение и готовить документы. И не лишь бы как, а с учетом методических рекомендаций, которые еще надо успеть изучить и понять. Если заранее не подготовиться, потом можно не успеть и напороться на штрафы.

Кому нужна эта гражданская оборона? Мы живем в мирное время. Или нас к чему-то готовят?

Гражданская оборона необязательно связана с войной, хотя и с этим тоже. Все люди должны знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации. Если случится наводнение, землетрясение, пожар или теракт, нужно понимать, что можно и нельзя делать, как оказать первую помощь и уменьшить ущерб. Детей этому должны учить в школе, а взрослых - на работе.

Я ИП. Меня всё это не касается и можно расслабиться?

Лучше не расслабляться. В постановлении правительства упоминаются организации, а в регламенте МЧС по делам гражданской обороны есть расшифровка, что организации - это юридические лица и предприниматели. Поэтому все, у кого есть наемные сотрудники, должны соблюдать закон, проводить обучение и составлять документы.

Как соблюдать требования закона? Что нужно сделать, чтобы не было штрафа?

Перечень и содержание документов, список сотрудников, которым надо пройти обучение, и план мероприятий по гражданской обороне зависит от вида деятельности и численности штата. Есть типовые рекомендации, но их нельзя использовать бездумно. Придется адаптировать, а потом утверждать в МЧС.

Вот с чего нужно начать, чтобы избежать штрафа:

  1. Найдите в своем регионе учебный центр, который занимается обучением по гражданской обороне. Их деятельность не лицензируется, поэтому проверьте, могут ли они выдавать корочки. Обучение одного сотрудника стоит от двух до пяти тысяч рублей. Можно учиться дистанционно: это займет девять дней или меньше.
  2. Договоритесь об обучении.
  3. Закажите пакет документов для своей организации. В Москве это стоит 20-40 тысяч рублей с учетом согласования в МЧС. Если будете менять офис, документы придется утверждать заново, но выйдет дешевле.
  4. Можно составить документы самому, но придется этому научиться и потом ходить по инстанциям. Такое обучение тоже платное, зато при необходимости можно вносить изменения, менять программы, составлять приказы и никому не платить.
  5. Если не знаете, что делать, и не хотите платить деньги, позвоните в региональное отделение МЧС. У них есть консультационные центры, где объяснят, как быть в вашем случае.
  6. Вовремя оформляйте вводный инструктаж для новых сотрудников и обновляйте документы. Из-за забытой подписи или неправильной даты можно потерять десятки тысяч рублей.

Если к вам пришли с проверкой, а документов нет, признавайте вину, убеждайте, что исправитесь, и устраняйте нарушения. В России незнание закона не освобождает от ответственности, но признание вины может уменьшить последствия. А может и не уменьшить.

Это очередная кормушка! Сколько можно придумывать поводы для штрафов и душить бизнес?

Правильно вести себя в чрезвычайной ситуации нужно самим людям, чтобы они могли защитить себя, своих детей и имущество. Заставить каждого человека пройти обучение не получится, поэтому эту обязанность возложили на работодателей. Они должны всё организовать и оплатить.

Чтобы работодатели исполняли закон, ввели штрафы. Они действовали и до этих поправок и были такими же большими. Со 2 мая поводов для штрафов стало больше, но соблюдать закон нужно было и раньше.

Если по-честному получить корочку и обучить сотрудников, от этого будет больше пользы, чем вреда. Но даже если подойти к вопросу формально, избежать штрафа несложно. Когда придет проверка, в первую очередь потребуют документы. Если всё правильно и вовремя оформить, вам ничего не грозит.

Поищите на сайтах региональных МЧС список вопросов, на которые нужно иметь ответ при проверке по поводу гражданской обороны, и подготовьте документы по этому перечню. Это может оказаться гораздо проще, чем вы думаете. Но всё равно придется потратить время и деньги.

Почему об этом не трубят на каждом углу? Может быть, вы что-то перепутали и это какая-то формальная бумажка, а в реальности это никого не коснется?

Постановление правительства - это не формальная бумажка, оно официально вступило в силу. Федеральный закон - тоже официальный и действующий нормативный документ. И административные штрафы по 200 тысяч рублей тоже самые настоящие.

Можно предположить, что инспекторы из МЧС завтра не пойдут с проверками в маленькие офисы, а в первую очередь будут обращать внимание на заводы, которые должны работать, даже если война, или на водоканал с межрайгазом. Готовить сотрудников к работе во время войны или стихийных бедствий важно для больниц, банков, хлебозаводов, школ и атомных станций. А для интернет-магазинов и продавцов инфокурсов, может быть, не так важно.

Но в законе нет ограничения, что его должны соблюдать только компании с большой численностью или стратегически важным видом деятельности. Этот закон касается всех. И проверить тоже могут всех.

С мая 2017 года Правительство РФ ужесточило требования к мероприятиям, связанным с гражданской обороной и проведением вводного инструктажа в этой части. Это коснулось всех работодателей. А как же ИП и гражданская оборона? Точного ответа в законе нет. Разбираемся с этим вопросом.

Что изменилось

Вопросы подготовки населения в области гражданской обороны (далее также – ГО) регулирует специальное Положение, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 02 ноября 2000 года № 841.

В связи со всплесками международной напряженности руководство страны решило ужесточить правила в отношении предупредительных и профилактических мер в сфере гражданской обороны. В итоге кабинет министров разработал пакет изменений в указанный документ.

Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и защите населения и ценностей от военных опасностей, а также при ЧС природного и техногенного характера (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»).

Постановление от 19 апреля 2017 года № 470 действует со 2 мая. Согласно ему, водный инструктаж по ГО в отношении вновь принятых сотрудников с этой даты обязаны проводить все наниматели. Срок – в течение первого месяца работы новичка на данном предприятии. При этом про аналогичную обязанность у предпринимателей ничего не сказано.

Помимо обязательного проведения в отношении новых сотрудников вводного инструктажа по гражданской обороне с 02.05.2017 у работодателей появился ряд дополнительных обязанностей. Им необходимо:

  • разработать программу проведения вводного инструктажа по ГО;
  • планировать и проводить учения и тренировки в рамках гражданской обороны с персоналом.

Анализ нововведений показывает, что в целом подготовка работников в области ГО получила уклон в сторону военной составляющей, курсового обучения, а также практического применения полученных знаний.

Предприниматели

Должны ли соблюдать новые требования по гражданской обороне ИП наравне с юридическими лицами? Прямого ответа на этот вопрос в законодательстве нет.

Так, в постановлении Правительства РФ от 02 ноября 2000 года № 841 предпринимательское сообщество вообще не упоминается. В изменениях в данный документ от 19 апреля 2017 года № 470 – тоже.

На наш взгляд, предпринимателям лучше держать ситуацию с ГО у себя на полном контроле. То есть – целиком и полностью соблюдать все правила и требования как старые, так и новые, установленные Правительством России и профильным ведомством – Министерством по чрезвычайным ситуациям.

В доказательство скажем следующее. Существует специальный Регламент МЧС по гражданской обороне. Он утверждён приказом Министерства от 26.06.2012 № 358. Среди прочего его пункт 4 уточняет, что предмет государственного надзора – это проверка выполнения организациями (юридическими лицами, ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ) требований и мероприятий в области ГО.

Более того: в данном законодательстве нет уточнения относительно наличия у ИП штата работников, а также численности персонала. Это говорит о том, что со 2 мая 2017 года обязательный инструктаж по гражданской обороне, а также ряд смежных обязанностей, перечисленных нами выше, вменён как компаниям, так и частным предпринимателям.

Деятельность по обеспечению гражданской обороны (ГО) в организациях, учреждениях и на предприятиях (далее по тексту - организации) четко регламентирована действующими в этой области законодательными и нормативно-правовыми актами. Даже назначили Вас уполномоченным не просто так, а в соответствии с «Положением о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области ГО» и «Положением об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций" .

Уполномоченный работник по ГО назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации в соответствии с действующим законодательством РФ. В организациях, отнесенных к категории по ГО , кандидатура уполномоченного работника по ГО согласовывается с органами МЧС, органами управления ГО и ЧС местных администраций и вышестоящих органов управления (по отраслевой подчиненности).

Обязанности уполномоченного работника по ГО могут выполняться на штатной или нештатной основе. В организациях, прекращающих работу в военное время, назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области ГО, не обязательно. Обязанности по ведению ГО может выполнять один из заместителей руководителя организации или иной работник по распоряжению руководителя организации, что закрепляется приказом или распоряжением по организации. Соответствующие записи вносятся в должностную инструкцию работника.

В зависимости от категории организации по ГО должностные обязанности уполномоченного работника по ГО могут дополняться и детализироваться. Таким образом, Ваши должностные обязанности, права и ответственность должны быть официально закреплены в должностной инструкции, утверждаемой руководителей организации.

Основными документами по формированию структур, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, являются Постановление Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" и приказ МЧС России от 23.05.2017 N 230 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций".

В соответствии с основными задачами и предъявляемыми законодательством Российской Федерации требованиями в области гражданской обороны структурные подразделения (работники) по гражданской обороне:

Организуют разработку (разрабатывают), уточняют и корректируют планы гражданской обороны;

Осуществляют методическое руководство планированием мероприятий гражданской обороны в представительствах и филиалах (если они имеются);

Организуют планирование, подготовку и проведение мероприятий по рассредоточению работников, продолжающих деятельность в военное время, и работников, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей, а также заблаговременную подготовку безопасных районов и производственной базы в безопасных районах;

Разрабатывают проекты документов, регламентирующих работу в области гражданской обороны;

Формируют (разрабатывают) предложения по мероприятиям гражданской обороны, обеспечивающие выполнение мобилизационного плана организаций;

Ведут учет защитных сооружений и других объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляют контроль за их состоянием;

Организуют планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне, направленных на поддержание устойчивого функционирования организаций в военное время;

Организуют разработку и реализацию инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;

Организуют планирование и проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;

Организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию систем связи и оповещения на пунктах управления этих организаций;

Организуют прием сигналов гражданской обороны и доведение их до руководителей организаций;

Организуют оповещение работников организаций об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Организуют создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, экплуатирующих опасные производственные объекты i и ii классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности;

Планируют и организуют подготовку по гражданской обороне руководителей организаций;

Организуют, планируют и осуществляют контроль за созданием, оснащением, подготовкой нештатных аварийно-спасательных формирований, нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, спасательных служб организаций и осуществляют их учет;

Участвуют в планировании проведения аварийно-спасательных работ;

Организуют подготовку работников способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Планируют и организуют проведение учений и тренировок по гражданской обороне, а также участвуют в организации проведения учений и тренировок по мобилизационной подготовке;

Формируют (разрабатывают) предложения по созданию, накоплению, хранению и освежению в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

Организуют создание страхового фонда документации по гражданской обороне;

Организуют контроль за выполнением принятых решений и утвержденных планов по выполнению мероприятий гражданской обороны;

Вносят на рассмотрение руководителю организации предложения по совершенствованию планирования и ведения гражданской обороны;

Привлекают к работе по подготовке планов, распорядительных документов и отчетных материалов по гражданской обороне другие структурные подразделения организации.

Организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

Участвуют в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части касающейся;

Организуют подготовку работников способам защиты и мероприятия по защите работников от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

С чего начинать работу по организации гражданской обороны?

Повторим, что деятельность по обеспечению ГО в организациях, учреждениях и на предприятиях четко регламентирована действующими в этой области законодательными и нормативно-правовыми актами. В первую очередь это Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в РФ". Мы советуем еще раз внимательно перечитать эти документы, обратив внимание на основные понятия, цели и задачи ГО.

По всем направлениям деятельности по обеспечению ГО в организациях имеются соответствующие нормативные и методические документы, поэтому начинать работу следует с формирования комплекта действующих нормативно-правовых актов по ГО и защите от ЧС. Удобнее это делать на своем компьютере. Перечень таких документов по направлениям деятельности будет опубликован в ближайших номерах нашего журнала..

Второй важнейший шаг - разработка (при их отсутствии) или актуализация локальных нормативно-правовых документов по гражданской обороне в Вашей организации. Помните, что эффективность деятельности по ведению ГО во многом зависит от качества документации и организации делопроизводства в этой сфере. Разработка, согласование, утверждение и своевременная актуализация локальных нормативно-правовых актов по ГО, а также ведение соответствующей учетно-отчетной документации - это не просто пожелание, а требование закона. Все направления деятельности по ГО подлежат документированию. Кроме того, не секрет, что любая проверка состояния ГО, как правило, начинается с проверки документации.

Локальные документы по ГО разрабатываются на основе действующих нормативно-правовых актов в этой сфере с учетом особенностей производственной деятельности организации и ее категории по ГО. Повторим еще раз, что в настоящее время практически все мероприятия по ведению ГО четко регламентированы действующими нормативно-правовыми актами, поэтому не нужно придумывать что-то особенное. Задачей уполномоченных на решение задач в области ГО в организациях является грамотное применение действующих законодательных и нормативных документов по ГО в своих организациях с учетом специфики их деятельности, что и должно быть отражено в локальных нормативных актах.

Разработка локальных документов по ГО достаточно трудоемкое дело, поэтому в нашем журнале планируется публикация серии статей по этой тематике.

Вашим третьим (или одновременным с другими) шагом должно быть установление деловых взаимоотношений с местными территориальными органами управления ГО, где Вы всегда можете получить организационно-методическую помощь по организации и ведению ГО в Вашей организации. Оказание такой помощи входит в их служебные обязанности. Кроме того, система ГО в Вашей организации является частью системы ГО муниципального образования, поэтому необходимо знать, как она управляется и какие задачи перед ней стоят. Далее по тексту рассмотрены основные мероприятия в области ГО, планируемые на муниципальном уровне. В некоторых из них будет задействована и Ваша организация (в зависимости от профиля организации и ее категории по ГО).

Гражданская оборона в муниципальных образованиях и организациях

Подготовка к ведению ГО заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации).

План основных мероприятий муниципального образования на год разрабатывается органом местного самоуправления и согласовывается с органом, уполномоченным решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту РФ - главным управлением МЧС России.

План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области ГО, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Планирование основных мероприятий по подготовке к ведению и ведению ГО производится с учетом всесторонней оценки обстановки, которая может сложиться на территории муниципального образования и в организациях в результате применения современных средств поражения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также в результате возможных террористических актов и ЧС.

Подготовка к ведению ГО на муниципальном уровне и в организациях определяется положением об организации и ведении ГО в муниципальном образовании (организации) и заключается в планировании мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Ведение ГО на муниципальном уровне осуществляется на основе планов ГО и защиты населения муниципальных образований, а в организациях на основе планов ГО организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Планы ГО и защиты населения (планы ГО) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению ГО и ликвидации ЧС.

Органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области ГО в соответствии с полномочиями в области ГО создают и содержат силы, средства, объекты ГО, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.

По решению органов местного самоуправления (организаций) могут создаваться спасательные службы (медицинская, инженерная, коммунально-техническая, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, оповещения и связи, защиты культурных ценностей, автотранспортная, торговли и питания и другие), организация и порядок деятельности которых определяются создающими их органами и организациями в соответствующих положениях о спасательных службах.

В состав спасательной службы органа местного самоуправления (организации) входят органы управления, силы и средства ГО, предназначенные для проведения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований и выполнения других неотложных работ при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Вид и количество спасательных служб, создаваемых органами местного самоуправления и организациями, определяются на основании расчета объема и характера выполняемых в соответствии с планами ГО и защиты населения (планами ГО) задач.

Положение о спасательной службе муниципального образования разрабатывается органом местного самоуправления, согласовывается с руководителем соответствующей спасательной службы субъекта РФ и утверждается руководителем органа местного самоуправления.

Положение о спасательной службе организации разрабатывается организацией и согласовывается с органом местного самоуправления, руководителем соответствующей спасательной службы муниципального образования и утверждается руководителем организации.

Методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств ГО в муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области осуществляются МЧС России и главными управлениями МЧС России по субъектам РФ.

Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий органами местного самоуправления и руководителями организаций заблаговременно в мирное время создаются эвакуационные комиссии. Эвакуационные комиссии возглавляются руководителями или заместителями руководителей соответствующих органов местного самоуправления и организаций. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об эвакуационных комиссиях, утверждаемыми соответствующими руководителями ГО.

Силы ГО в мирное время могут привлекаться для участия в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Решение о привлечении в мирное время сил и средств ГО для ликвидации последствий ЧС принимают руководители ГО органов местного самоуправления и организаций в отношении созданных ими сил ГО.

Руководство гражданской обороной на территориях муниципальных образований осуществляют руководители органов местного самоуправления, а в организациях - их руководители.

Руководители органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения (статья 11 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ).

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в муниципальных образованиях (организациях), являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области ГО (далее - структурные подразделения (работники) по гражданской обороне).

Органы местного самоуправления и организации осуществляют комплектование (назначение) структурных подразделений (работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их функциональные обязанности и штатное расписание.

Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне подчиняются непосредственно руководителю органа местного самоуправления (организации).

В целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по гражданской обороне, в том числе своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших опасностях в мирное и военное время, на территории РФ организуется сбор информации в области ГО (далее - информация) и обмен ею.

Сбор и обмен информацией осуществляются органами местного самоуправления, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.

Органы местного самоуправления представляют информацию в органы исполнительной власти субъектов РФ, организации - в орган местного самоуправления и федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого они относятся или в ведении которых находятся.

Мероприятия по гражданской обороне на муниципальном уровне и в организациях осуществляются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными правовыми актами МЧС России и настоящим Положением.

Основные мероприятия в области гражданской обороны в муниципальных образованиях

Разработка с учетом особенностей муниципальных образований и на основе примерных программ, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, примерных программ подготовки работающего населения, должностных лиц и работников ГО, личного состава формирований и служб муниципальных образований;

Организация и подготовка населения муниципальных образований способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;

Подготовка личного состава формирований и служб муниципальных образований;

Проведение учений и тренировок по гражданской обороне;

Организационно-методическое руководство и контроль за подготовкой работников, личного состава формирований и служб организаций, находящихся на территориях муниципальных образований;

Создание, оснащение курсов ГО и учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и организация их деятельности, а также обеспечение повышения квалификации должностных лиц и работников ГО муниципальных образований в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, имеющих соответствующую лицензию;

Поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации;

Организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей;

Подготовка безопасных районов для размещения населения, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

Создание и организация деятельности эвакуационных органов, а также подготовка их личного состава.

Поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО и их технических систем;

Разработка планов наращивания инженерной защиты территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне;

Приспособление в мирное время и при переводе ГО с мирного на военное время заглубленных помещений, метрополитенов и других сооружений подземного пространства для укрытия населения;

Планирование и организация строительства недостающих защитных сооружений ГО в военное время;

Обеспечение укрытия населения в защитных сооружениях ГО;

Накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты населения;

Обеспечение выдачи населению средств индивидуальной защиты и предоставления средств коллективной защиты в установленные сроки.

Определение перечня объектов, подлежащих маскировке;

Разработка планов осуществления комплексной маскировки территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне;

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки;

Проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне.

Создание, оснащение и подготовка необходимых сил и средств ГО для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также планирование их действий;

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

7. По первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

Планирование и организация основных видов первоочередного жизнеобеспечения населения;

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

Нормированное снабжение населения продовольственными и непродовольственными товарами;

Предоставление населению коммунально-бытовых услуг;

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди пострадавшего населения;

Проведение лечебно-эвакуационных мероприятий;

Развертывание необходимой лечебной базы в безопасном районе, организация ее энерго- и водоснабжения;

Оказание населению первой помощи;

Определение численности населения, оставшегося без жилья;

Инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определения возможности его использования для размещения пострадавшего населения;

Размещение пострадавшего населения в домах отдыха, пансионатах и других оздоровительных учреждениях, временных жилищах (сборных домах, палатках, землянках и т.п.), а также подселение его на площади сохранившегося жилого фонда;

Предоставление населению информационно-психологической поддержки.

8. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

Создание и организация деятельности муниципальной пожарной охраны, организация ее подготовки в области ГО и взаимодействия с другими видами пожарной охраны;

Организация тушения пожаров в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в военное время;

Заблаговременное создание запасов химических реагентов для тушения пожаров.

9. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):

Организация создания и обеспечение готовности сети наблюдения и лабораторного контроля ГО на базе организаций, расположенных на территории муниципального образования, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач по обнаружению и идентификации различных видов заражения (загрязнения);

Введение режимов радиационной защиты на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;

Совершенствование методов и технических средств мониторинга состояния радиационной, химической, биологической обстановки, в том числе оценка степени зараженности и загрязнения продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами.

10. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:

Заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих и дезинфицирующих веществ и растворов;

Создание и оснащение сил для проведения санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий, подготовка их в области ГО;

Организация проведения мероприятий по санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий.

11. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций:

Восстановление и охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения на маршрутах выдвижения сил ГО и эвакуации населения;

Обеспечение беспрепятственного передвижения сил ГО для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

Осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка в очагах поражения;

Усиление охраны объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

12. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:

Обеспечение готовности коммунальных служб к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;

Создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго-, водоснабжения, водоотведения и канализации;

Создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств для организации коммунального снабжения населения.

13. По срочному захоронению трупов в военное время:

Заблаговременное, в мирное время, определение мест возможных захоронений;

Создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по захоронению трупов, в том числе на базе специализированных ритуальных организаций;

Оборудование мест погребения (захоронения) тел (останков) погибших;

Организация работ по поиску тел, фиксированию мест их обнаружения, извлечению и первичной обработке погибших, опознанию и документированию, перевозке и захоронению погибших;

Организация санитарно-эпидемиологического надзора.

14. По обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

Создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики территорий, отнесенных в установленном порядке к группам по гражданской обороне;

Рациональное размещение объектов экономики и инфраструктуры, а также средств производства в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления инженерно-технических мероприятий ГО;

Заблаговременное создание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;

повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

15. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО:

Подготовка сил ГО к действиям, проведение учений и тренировок по гражданской обороне;

Разработка и корректировка планов действий сил ГО;

Определение порядка взаимодействия и привлечения сил и средств ГО, а также всестороннее обеспечение их действий.

Основные мероприятия в области гражданской обороны в организациях

1. По подготовке населения в области ГО:

Разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, соответственно, рабочих программ подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также рабочих программ подготовки работников организаций в области ГО;

Осуществление подготовки личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области ГО;

Создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области ГО;

Пропаганда знаний в области ГО.

2. По оповещению населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера:

Создание и совершенствование системы оповещения работников;

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности локальных систем оповещения в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности;

Установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

Комплексное использование средств единой сети электросвязи РФ, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации;

Сбор информации в области ГО и обмен ею.

3. По эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы:

Организация планирования, подготовки и проведения мероприятий по эвакуации работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из зон возможных опасностей, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих свою деятельность в военное время, и работников организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне в зонах возможных опасностей;

Подготовка безопасных районов для размещения работников и членов их семей, материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

Разработка согласованных с органами местного самоуправления планов размещения работников и членов их семей в безопасном районе, получение ордеров на занятие жилых и нежилых зданий (помещений);

Создание и организация деятельности эвакуационных органов организаций, а также подготовка их личного состава.

4. По предоставлению населению средств индивидуальной и коллективной защиты:

Поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений ГО, находящихся в ведении организаций;

Разработка планов наращивания инженерной защиты организаций, продолжающих и переносящих в безопасные районы производственную деятельность в военное время;

Строительство защитных сооружений ГО для работников организаций в соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов ГО, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов ГО;

Накопление, хранение, освежение и использование по предназначению средств индивидуальной защиты для обеспечения ими работников организаций;

Разработка планов выдачи и распределения средств индивидуальной защиты работникам организаций в установленные сроки.

5. По световой и другим видам маскировки:

Определение перечня зданий и сооружений, подлежащих маскировке;

Разработка планов осуществления комплексной маскировки организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения;

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических средств, необходимых для проведения мероприятий по маскировке;

Проведение инженерно-технических мероприятий по уменьшению демаскирующих признаков организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.

6. По проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

Создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне;

Создание, оснащение и подготовка организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими или переносящими в безопасный район производственную деятельность в военное время, спасательных служб;

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил ГО;

Создание, оснащение и подготовка нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных аварийно-восстановительных работ.

7. По борьбе с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов:

Создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне противопожарных формирований, планирование их действий и организация взаимодействия с другими видами пожарной охраны.

8. По обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению (загрязнению):

Организация наблюдения и лабораторного контроля организациями, имеющими специальное оборудование (технические средства) и подготовленных работников для решения задач по обнаружению и идентификации различных типов (видов) заражения (загрязнения);

Введение режимов радиационной защиты организаций;

Создание организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, в составе сил ГО постов радиационного и химического наблюдения;

Обеспечение сил ГО средствами радиационной, химической и биологической разведки и контроля;

Создание организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности, а также организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, и организациями, обеспечивающими выполнение мероприятий по гражданской обороне, постов радиационного и химического наблюдения подвижных (стационарных).

9. По санитарной обработке населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий:

Создание сил ГО для проведения санитарной обработки работников, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время, подготовка их в области ГО;

Организация проведения мероприятий по санитарной обработке работников, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий организациями, отнесенными в установленном порядке к категориям по гражданской обороне и (или) продолжающими производственную деятельность в военное время;

Заблаговременное создание запасов дезактивирующих, дегазирующих веществ и растворов.

10. По восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера и террористических акций:

Создание и оснащение сил охраны общественного порядка, подготовка их в области ГО;

Осуществление пропускного режима и поддержание общественного порядка на границах зон возможных сильных разрушений, радиоактивного и химического заражения (загрязнения), возможного катастрофического затопления и в очагах поражения;

Усиление охраны организаций, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, имущества юридических и физических лиц по договорам, принятие мер по охране имущества, оставшегося без присмотра.

11. По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время:

Обеспечение готовности коммунальных служб (аварийных, ремонтно-восстановительных формирований) к работе в условиях военного времени, разработка планов их действий;

Создание запасов оборудования и запасных частей для ремонта поврежденных систем газо-, энерго- и водоснабжения и канализации;

Создание и подготовка резерва мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды;

Создание на водопроводных станциях необходимых запасов реагентов, реактивов, консервантов и дезинфицирующих средств;

Создание запасов резервуаров и емкостей, сборно-разборных трубопроводов, мобильных резервных и автономных источников энергии, оборудования и технических средств в организациях, предоставляющих населению коммунальные услуги.

12. По срочному захоронению трупов в военное время:

Создание, подготовка и обеспечение готовности сил и средств ГО для обеспечения мероприятий по захоронению трупов специализированными ритуальными организациями.

13. По обеспечению устойчивого функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера:

Создание и организация работы в мирное и военное время комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций в военное время;

Разработка и реализация в мирное и военное время инженерно-технических мероприятий ГО, в том числе в проектах строительства;

Планирование, подготовка и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объектах экономики, продолжающих работу в военное время;

Заблаговременное создание запасов материально-технических средств, продовольственных, медицинских и иных средств, необходимых для восстановления производственного процесса;

Создание страхового фонда документации;

Повышение эффективности защиты производственных фондов при воздействии на них современных средств поражения.

14. По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств ГО:

Создание и оснащение сил ГО современными техникой и оборудованием;