Многие стали задавать мне вопрос: как стать пастором? Это и сложный и простой вопрос одновременно. Но я считаю пасторское призвание не только самым высоким призванием в Церкви, но и самым трудным. На эту тему вспоминается мне одно высказывание: «Быть пастором просто замечательно, великолепно, потрясающе. Это самое лучшее призвание в мире. Если бы не одно «но», которое все портит, - это люди. Если бы не люди».

Поэтому я решил написать этот пост для тех, кто подумывает стать пастором. Делаю я это с одной стороны, чтобы поддержать, а с другой, для того, чтобы отрезвить. Думаю, что к служению стоит подходить со здравостью и пониманием того, что делаешь. Хотя! Если бы я знал, что меня ждет на этом пути, то, скорее всего, отказался бы…

Не торопись начинать

Это мой коронный совет практически по любому случаю. Никогда не торопись. Уверен в том, что при торопливости не миновать ошибки. Время всегда будет на твоей стороне, если ты не будешь его подгонять. Стоит понять и принять тот факт, что все происходит в свое время.

Когда мы торопимся, то делаем это из двух побуждений. Во-первых, это неверие в то, что это на самом деле твое призвание, и боимся упустить шанс занять позицию. И, во-вторых, это страх, что это место может занять кто-то другой. Это тоже неверие. Если твое призвание от Бога, то никто не займет твое место, и никто кроме Бога тебя с него не снимет. А если Он тебя снимет, то только для того, чтобы призвать во что-то большее.

Не торопись, позволь Богу подготовить тебя.

Поговори со своим пастором

Если у тебя нет пастора и ты человек вне церкви, то ты можешь забыть о пасторстве, потому что это, как и любое служение, эстафета. Кто-то должен тебя послать. Если тебя некому послать, то, прежде всего, стоит найти такого служителя.

Разговор с пастором важен, потому что его призвание, в том числе, состоит еще и в том, чтобы увидеть твое призвание и помочь тебе его реализовать. Он молится за тебя и видит, являешься ли ты пастором по своему призванию, обладаешь ли ты сердцем пастора, готов ли ты к такому служению.

Просто спроси его, видит ли он в тебе пастора? И выслушай его слова как слова, данные Духом Святым. Это поможет тебе. Он даст тебе советы, которые помогут тебе реализоваться в призвании или остановят от ошибки.

Но перед этим стоит задать вопрос: каково быть пастором? Что было причиной его решения стать пастором? Что самое трудное? Что получилось? Что он бы изменил? Чего бы не делал? И стал бы он пастором, если бы знал то, что знает сегодня? Поверь, что ответы помогут тебе понять истинную суть пасторского служения и принять верное решение.

Поговори с пастором другой церкви

Поговори еще как минимум с одним пастором. Мнение одного человека, будь оно позитивным или негативным, не может быть объективным. Опыт одного - это опыт одного. Мнение нескольких может создать тенденцию и показать истинную картину. Хорошо было бы руководствоваться этим принципом во всем.

Также пастор, который не заинтересован в тебе, может оказаться как менее ангажированным и предвзятым, так и менее компетентным. И то и другое поможет ему увидеть в тебе то, что не может увидеть тот, кто находится рядом. Это как картина, на которую стоит смотреть с расстояния.

Поговори с женой или невестой

Супруга, даже будущая, играет важную роль в пасторском служении. Насколько она будет тебя поддерживать, будет определять весь ход служения. Если она не станет помощником, то ты не справишься.

Поэтому заручиться ее поддержкой необходимо. Поговори с ней. Видит ли она себя женой пастора. Расскажи ей, что ее ждет, не приукрашивая и не напуская мрака. Именно поэтому разговор с пастором должен состояться перед этим.

Дай ей время подумать. Женщины эмоциональны, и даже если первой реакцией будет истерика, то она пройдет, и твоя супруга начнет думать. Она сама придет к тебе, когда подумает. Не торопи ее. И, если она не готова тебя поддерживать, то не стоит торопиться начинать.

Поговори с друзьями

Друзья знают нас очень хорошо. Мы проводим с ними много времени и переживали с ними различные ситуации. Поэтому их мнение может быть очень полезно для вас.

Расскажите им о своем желании, о планах и мечтах. Позвольте им посмеяться над вами. Они обязательно будут думать. Возможно, их слова и будут резкими, но, если это настоящие друзья, то они будут говорить правду. Более того, если вы выдержите критику друзей, то вы готовы преодолевать критику, которая придет в вашу жизнь, как только вы станете пастором.

Попросите их поддержки в вашем начале. Друзья, которые захотят вам помочь начать служение, - это очень важное подспорье. И пусть они изначально будут говорить о том, что не останутся с вами навсегда или просто пообещают молиться. Это уже много.

Начни, взяв ответственность за одного человека

Писание учит нас, что верный в малом будет поставлен над многим. Я думаю, что никто не помешает тебе взять ответственность за какого-то человека.

Начни молиться за одного из тех людей, которые тебя окружают. За соседа, неверующего друга, учителя, начальника, коллегу и так далее. Начни молиться за него каждый день. Начни свидетельствовать ему. Приведи его ко Христу, покажи ему путь, по которому ему должно идти. Начни наставлять его, учить молиться, читать Писание, понимать волю Бога и исполнять ее.

По сути это и есть пасторское служение. Я уверен, что пастор - это не руководитель церкви, а отец. А отцовство всегда начинается с одного ребенка. Правда, бывают двойни, но редко. Ответственность за одного и трудности, с которыми ты столкнешься, обязательно тебя отрезвят. Но, если после этого ты все еще будешь в состоянии желать пасторского служения, то можешь двигаться дальше.

Работай над характером

Пасторский труд один из самых опасных. Это сфера постоянного искушения. Давление оказывается во всех сферах жизни. И хотя большинство претыкаются о власть, секс и деньги, - это не единственные грехи, атакующие служителей.

Помазание не удержит тебя от падения. Грамотность не поможет избежать греха. Единственное, что нужно для того, чтобы обезопасить себя, - это истинные Библейские ценности, вплавленные в твой характер.

И позаботиться об этом стоит до того, как ты начнешь служить. Не стоит думать, что ты сможешь решать проблемы по мере их появления. Это заблуждение. Лучше всего знать о приближающемся враге и быть подготовленным к встрече.

Определи свои слабые стороны и начни молиться об этом. Попроси друзей и служителей молиться об этом. Ищи способы избавления от дурных или просто ненужных привычек. Прививай полезные и нужные. Не жалей на это сил и времени. Это сохранит тебе призвание.

Определи истинную мотивацию

Подумай хорошо о том, зачем ты хочешь стать пастором? Что тобой движет? Может быть, ты хотел более важного или высокого положения в Церкви? Или власти? Возможно ты хочешь доказать твоим противникам, что ты чего-то стоишь?

Неверная мотивация может и приведет к неверным решениям и разрушит жизнь. А в случае с пасторским служением не только твою, но и тех, кто последует за тобой. Ответственность за других людей должна сделать нас очень осторожными.

Что может быть верной мотивацией? Любовь к Богу, к людям, к Церкви. Желание угодить и прославить Господа. Исполнение откровения и жажда движения за Духом Святым. Возможно, это далеко не все, но, на мой взгляд, любовь - все же основной мотив.

Проверь свое призвание

Часто мы понимаем или видим свое призвание тускло, не отчетливо, видя только то, что призваны служить и сами додумываем где и как. Не бойся выглядеть неуверенным, особенно если это так и есть. Задавай вопросы Богу. Иди за советом к помазанным, чье призвание очевидно, и они в нем служат.

На этом этапе очень рекомендую пост и уединенную молитву. Никто не должен мешать. Ты, Бог и Писание. Все услышанное, переваренное и понятое или не понятое нужно отдать Богу и ждать ответа. Искать ответ. Ошибка может быть фатальной и стоить очень дорого. Поэтому стоит быть настойчивым и упорным.

Если ты будешь уверен в своем призвании, получив его непосредственно от Бога, то ты никогда не сдашься и доберешься до цели. Если же ты оставишь толику сомнения, то оно распространится на все сферы служения, и в конце концов разрушит его.

Разберись с проблемами

Возможно, у тебя есть незавершенные дела, неоплаченные долги или хвосты невыполненных обещаний. У кого-то могут быть разрушенные отношения или проблемные последствия. Перед тем как ты «возьмешься за плуг», стоит по максимуму разрешить их. По своему опыту знаю, как это может впоследствии «догнать» в самое неподходящее время. Да и тратить на это время, когда ты загружен служением, не особо получается, и проблемы растут, умножаются, грозя похоронить тебя под собой.

Найди наставника и будь подотчетен

Не подотчетный никому служитель - это бомба замедленного действия. Она разорвет не только Церковь, но и тебя. Поэтому стоит всеми силами стремиться этого избежать.

Обычно мы подотчетны тем, кто нас послал. Такое положение гармонично и естественно. Не пытайся стремиться к независимости. Если же наставника по каким-то причинам нет, то стоит его найти.

Подотчетность - это полная открытость во всех сферах. Ты не просто выбираешь человека, которому будешь платить десятину, а того, кто будет говорить тебе «нет», и ты будешь послушен, даже если тебе не будет нравиться или ты будешь считать, что он не прав.

Он будет корректировать тебя, дисциплинировать, и он станет тем, кто будет снимать тебя, если ты согрешишь. И он же будет помогать тебе подниматься, решать проблемы и видеть реальность.

Собирай команду

Один человек никогда не делал ничего стоящего. Даже Ной, строя ковчег, делал это не один. Сыновья помогали ему. Пастор без команды тоже не способен справиться со сверхзадачей основания и строительства Церкви.

Для многих пасторов такой командой является их семья. Но лучше всего подобрать людей, которые не просто разделяют твое видение и понимание, но и обладают необходимым набором даров и талантов.

Хорошо было бы человека с гитарой, если сам не способен на первых порах музицировать. Неплохо того, что поможет с проповедью и работой с людьми. Просто посмотри на свои слабые стороны и найди людей, которые восполнят твои недостатки.

Если хочешь идти быстро, иди один, если хочешь идти далеко, собирай команду.

Быть пастором - нелегкий труд и требует полного посвящения. Это как жениться - один раз и навсегда.

В это статье Вы узнаете как стать священником. Об этом Правмиру рассказал киевский священник Григорий Крыжановский. Читайте!

Петя прыгал с парашютом, а Вася не прыгал, и Петя рассказывает Васе, как это здорово. Но Вася смотрит на Петю и думает: так можно все кости переломать, и такое ведь бывает!

Зачем бросать отличную работу? Для чего с высшим образованием работать на стройке?

Кстати, работу менять необязательно. Мой посуду, как и прежде, но можешь ее мыть и ощущать счастье. Я обнаружил в 30 с чем-то лет, что я не люблю мыть посуду, а люблю плескаться в теплой воде. Я-то всю жизнь думал, что люблю мыть посуду, но жена обличила.

Нужно немало мужества, чтобы признаться себе в этом. Ты вроде выглядишь хорошим, а на деле любишь удовольствие. Делаешь добрые дела – а сам любишь похвалу и внимание.

В многодетной семье нужно конкурировать за родительское внимание. Надо поставить обувь на полочку, заправить постель, и за это тебе говорят, что ты хороший – а ты такой же, как все, хотя осознаешь это в 30.

Каким бы ты ни был хорошим, сколько бы лет ни находился в Церкви, со временем узнаешь, что ты такой же, как остальные, как верующие и неверующие люди, по степени своей удаленности от бога. А Бог – он повсюду и всегда, и вопрос в том, впускаешь ли ты Его в себя.

То чувство, которое пережил Петя, прыгая с парашютом, – как его передать? Слово скудеет, перестает быть весомым. Богослужение, песнопения, храмовое строительство, росписи, все это благолепие – попытка, попыточка.

Безумство, поступки – вот что поражает людей на самом деле. Чей-то пример убеждает их, что надо перемениться. И меняет человека Бог. Как, когда это происходит – тайна. Для кого-то при жизни, для кого-то прямо перед смертью, в момент смерти или после нее – но всякому просящему Господь даст.

Чтобы быть верующим, нужно мужество. Это не просто обряд: туда зайти, сюда зайти, свечку поставить, благословение взять. Если человек действительно сверх силы ищет Бога, милующего, прощающего, дающего благодать и энергию – это смелый человек, он решается жить вечно. Это серьезное решение и ответственность.

Я рос в замкнутой многодетной семье, мало общающейся с миром. Например, я долго не знал, что есть такая вещь, как развод. У меня было много дядь и теть по всему Союзу, мы с ними регулярно виделись, и у всех были полноценные семьи. А уже в школе я узнал, что бывает так: мальчик без папы, но не потому, что папа умер.

Мои отец и мать не исповедовали Иисуса Христа, они были материалистами, хорошими людьми советских взглядов. Они не говорили, что надо быть добрыми, – просто были добрыми с нами. А доброта – даже важнее порядочности.

Я закончил физико-математический класс с золотой медалью, в 1995-м поступил в КПИ. Решил учиться на программиста. Думал о юрфаке, но не пошел, потому что судебные дела меня отталкивали.

Когда на втором курсе один завкафедрой ангажировал меня на работу в организации, связанной с Министерством юстиции, я проработал там полтора года инженером компьютерных систем и понял, что юристом быть не хочу по морально-этическим соображениям. К тому же работа программиста была более творческой.

Потом я пять лет проработал в Golden Telecom, занимаясь в финотделе системами баз данных и бухучета. Здесь меня со временем стал интересовать не прикладной аспект программирования, а аспект разработки архитектуры баз данных, анализ систем.

Когда я перешел в «Фокстрот», полностью украинскую компанию, заметил разницу в менталитете. Golden Telecom была наполовину американской компанией, а это означает другие подходы и принципы. Самое важное здесь – навыки специалиста. В иностранной компании понимаешь, что Министр экономики не может стать министром здравоохранения. Здесь царит корпоративный дух, сам ты выше всего ценишь возможность заработать.

В украинской же компании ты должен быть, прежде всего, человеком – классным парнем, друганом, земляком, в общем, своим. Узкая специализация здесь не так важна: поработав в отечественном бизнесе, ты уже вполне допускаешь, что министр экономики может стать и министром внутренних дел, и здравоохранения. Здесь набирают скорее команду, чем спецов.

Одновременно с работой я учился на стационаре. Мой начальник был трудоголиком, от него я научился терпению, умению превзойти себя – когда уже не можешь, но ещё работаешь.

После «Фокстрота» проработал год в МТС. В тот период я много времени тратил на увлечение: психология, самоанализ, мировоззренческие концепции. Это, видимо, врожденные склонности: мой старший брат стал психиатром.

Тогда же я начал интересоваться христианством – после того, как мне в руки попала книжка Александра Меня «Сын Человеческий». Меня уже не интересовал заработок. Пока я помогал родителям содержать семью, это было важно, а теперь дети выросли, старшие устраивали свою жизнь, младшие закончили школу, я уже не был необходим как кормилец и мог уделять больше времени себе.

Я планировал семейную жизнь. У меня был печальный опыт отношений с девочкой – она мне нравилась, но я на ней не женился. Я был в поиске, постоянно думал, как стать счастливым. Человек часто связывает счастье с чем-то внешним. Ему недостаточно настоящего, ему нужны гарантии будущего, и этим он чрезвычайно мучается.

В какой-то момент я понял, что не люблю разочарований, боюсь их. Если я доживу до 70 и только тогда познаю истину – это будет означать, что вся моя жизнь была ошибкой. И я подумал с юношеским максимализмом: лучше уже завтра узнать эту истину.

Я почему-то помню этот момент – это произошло ночью, около 2 часов. Я любил засиживаться допоздна, смотреть на горящие окна многоэтажек вокруг: это же тысячи и тысячи разных судеб, о которых я не думаю, пока не сяду у окна. Счастье, несчастье, все бурлит, или уже спит, или уже пропало.

И говорю себе – а зачем это все? И в этот момент я принимаю решение, что за истину я смог бы расплатиться самым дорогим – жизнью. Я это решение принял и забыл о нем, но жизнь моя с этого момента начала круто меняться.

Я начал читать книжки, посвященные душе, Богу – и в очередной раз сменил работу, перейдя в Philip Morris. Это производитель табачных изделий. Теперь я менял работу не в связи с заработком – меня больше интересует коллектив, отношения с людьми.

А брат начинает ходить в храм. Я был провокатором, любил напугать, посмеяться над человеком, да и сейчас я, наверное, такой же, просто появилась привычка делать это мягче, чтобы это было в пользу, смеяться скорее над собой. Так вот, брат мне говорит об Иисусе Христе, а я ему отвечаю: «А был ли мальчик?» Он сильно на меня был тогда обижен.

В общем, когда на работу в Philip Morris вернулась из декретного отпуска моя начальница, я сказал, что сыт этим курением, что увольняюсь. Я ушел в никуда, уехал жить на дачу.

Это был период, когда все само собой давалось. Трудно мне было скорее до этого. К этому времени я уже пощусь, полгода живу на балконе, на коврике сплю – такие у меня были аскетические практики, – и хожу в храм, в Кирилловскую церковь.

Окружающих моё поведение пугало. Маме говорили: «твой сын рехнулся, но ничего страшного, у тебя еще пятеро нормальных детей». Одноклассники – все способные математики, материалисты – качали головой, мол, пропал человек.

Я перечитывал тьму литературы. Особенно поразила книжка Антония Сурожского «Человек перед Богом». Я входил в состояние беседы с автором, когда я задаю вопрос – и нахожу ответ на следующей странице. Я понимаю, что этот человек проповедует для меня. К этому времени я уже на втором году вечерней катехизационной школы на приходе святой Екатерины на ул. Полупанова.

Один и ноль – что может быть меньше? Мы знаем, что к нулю можно приблизиться справа и слева. А что можно видеть, когда ничего не видно? Ничего, но можно чувствовать. Когда сидишь над хитрой математической задачей, нужно озарение. Когда ты ищешь Бога, можешь тысячу раз прочитать самого мудрого наставника, сенсея, гуру – и ничего не поймешь.

Момент озарения у меня случился, когда я стал активным прихожанином. Борясь за свои идеалы, я терплю неудачу. Если раньше я стремился к житейскому успеху, то теперь эта неудача была моим успехом. В каком смысле? Меня утешала мама, и я ей сказал: на все воля Божья. А она: ты действительно так веришь?

И тут я понимаю, что это просто привычная фраза. Волю Божью я не знаю, не знаю Бога, и Его воля интересует меня только тогда, когда она сочетается с моей. Это был момент ужаса: не приведи Господи, чтобы была воля Божья на все!

Это было мое озарение, новый перелом в жизни. Начинают сбываться все мои мечты. Я начинаю чувствовать Бога, искать его, бегать за Ним. Прочитав книги и жития святых, я начинаю искать Божьих людей в Церкви и вне ее – встречи, общения, разочарования… Переживать и видеть чудеса – по-своему ужасно, ведь они в какой-то момент закончатся, и за них нужно будет заплатить, как и за всякое счастье.

В церкви я примелькался людям как старательный прихожанин благодаря каким-то своим с детства привитым качествам. Моя тетка однажды сказала: так, может, станешь попом? А затем кто-то еще: давай рукополагайся, будешь служить литургию для детей.

Впервые, когда я услышал это, меня трухонуло: я ведь человек далекий, недостойный. А потом круг все сужался, и наступило время, когда я молился: «Господи, мне этого хочется. А Ты, Господи, этого хочешь? Дай мне знать». Появилась благодарственная молитва не только за то, что у меня есть, но за то, что есть Ты, Господи. Я ничтожен, а милость Божия безмерна. Именно это чувство благодарности дает смелость спросить: «А чего хочешь Ты, Господи?» В телефонном звонке мне сказали «Аксиос!»

Хотя у меня не было работы, я постоянно находил ее для себя. Я трудоголик – просто люблю трудиться. Это модель поведения: в многодетной семье не трудиться не получится, родители никогда не были праздными.

В тот момент я перестраиваю дом, превращая дачу в основательное жилище. Зарабатываю перевозками и строительством. Я мечтал о частном доме, о семье – и вот это все появилось: и дом, и женщина, которая приняла мое предложение. В этом же году я поступаю в семинарию, на что беру благословение у жены – она была именно тем человеком, благодаря которому я, малодушный, решился.

К моменту, когда меня рукоположили, родственники и их родители уже стали церковными людьми, все они нашли в Церкви решение тех своих проблем, которые в мире в принципе нерешаемы.

В этом году мы праздновали 9-летие общины глухих при Ионинском монастыре. Глухие – это, по сути, иностранцы, которые не способны выучить наш язык. И только мы можем выучить их язык и помочь им.

Кто в детстве не хочет изучить язык глухих? Я жил на Виноградаре, недалеко от школы-интерната №6. Думаешь: вот бы здорово, – и забываешь об этом. А когда я поступил в третий класс семинарии и нас стали учить языку жестов, оказалось, я к нему способен.

Меня как диакона попросили приходить в Ионинский, где богослужения проводились с помощью переводчицы. Глухие присмотрелись ко мне и решили: «Это же будущий батюшка! Надо, чтобы он выучился – он нам нужен». Ведь есть вещи, которые человек хочет обсудить со священником напрямую, без переводчика.

В общем, я понял, что это возможность послужить людям. Причем не обычным, а обделенным и в то же время людям Божьим, исполнившим заповедь Божью «будьте как дети». Они активны, доверчивы, открыты – но в своей среде.

Язык является культурообразующим фактором, так что это отдельный народ. Жестовый язык образует на территории национальное меньшинство. В Европе это уже прописано формально. В обычной семье рождается иностранец! Если родители не выучат язык своего ребенка, ребенок найдет людей своей «нации» и в семью полноценно не вернется.

До революции в Церкви был перевод литургических текстов на жестовый язык. Были богадельни и церковно-приходские школы для глухих в Питере. В Киеве обучать глухих тоже начал священник. У него было две глухих дочери, и ему хватило денег отправить учиться одну из них. Та, возвратившись, обучила сестру и отца, а тот стал учить детей.

Революция прервала это начинание, как и многие другие. Еще хуже стало, когда Сталин высказался в том роде, что глухие – это неполноценные, и язык их – тоже проявление неполноценности. Тогда глухим запретили общаться на их языке, заставляли держать руки в карманах. Традиция литургии для глухих была утеряна полностью, и только в 90-е годы Православная Церковь в Киеве начала заниматься переводами.

Трудности возникли с переводом некоторых богословских терминов и текстов, тех, в которых сосредоточено учение о Христе, – пришлось во многом начинать с нуля, создавая жесты, обозначающие эти понятия.

Сейчас практически все богослужебные тексты переведены. Ведь когда разработан язык и есть словарь, остальное – дело техники. Создан видеословарь жестового языка для богослужебных терминов. Мы собрали все наработанное и распространяем информацию.

Сейчас век стремительного информационного развития. Бог дает откровение людям, а они используют его на добро или во зло. Мобильные телефоны – их будто специально для глухих придумали, чтобы они могли набирать смски. Интернет – тоже для них.

Нас много – по 20 человек на богослужении, а всего около 60. Сейчас у нас шесть-восемь переводчиков – больше, чем в минской и питерской общинах, которые старше нас. В последнее время мы были в Луцке, Кишиневе, Подмосковье, Житомире, едем в Херсон.

Что мы проповедуем? Там ведь уже верующие люди. Только то, что можно и нужно переводить богослужение. Надо объять и этих людей. Их Бог избрал, а мы можем содействовать тому, чтобы их вера имела реализацию в широком и полном участии в литургии.

В моем священническом служении в этой общине нет чего-то особенного, специального. Только знание жестового языка. Чувства, эмоции, житейские вопросы у этих людей такие же, как у нас. У самого же богослужения есть, конечно, специфика. Во-первых, переводчик должен быть верующим. Знать богослужение, понимать содержание и смысл молитв, драматургию. У него должны быть чувства!

Если бы я был глухим, чисто технический, безэмоциональный перевод меня бы не устроил. Мне бы хотелось, чтобы переводил мой брат или сестра, например. Богослужение течет, есть видимая и слышимая его части. И слышимую нужно перевести в визуальную. Таким образом «видеоряд» в богослужении для глухих – более интенсивный. А поскольку этот «канал» перегружен, в него нельзя «бросать» лишнего.

Батюшка должен изъясняться просто, не заумно. Переводчику нужна неброская, не отвлекающая одежда, батюшке – подстриженные усы. Мне повезло с усами.

Журнал «Направо», №1, 2014

М ногие стали задавать мне вопрос: как стать пастором? Это и сложный и простой вопрос одновременно. Но я считаю пасторское призвание не только самым высоким призванием в Церкви, но и самым трудным. На эту тему вспоминается мне одно высказывание: «Быть пастором просто замечательно, великолепно, потрясающе. Это самое лучшее призвание в мире. Если бы не одно «но», которое все портит, - это люди. Если бы не люди».

Поэтому я решил написать этот пост для тех, кто подумывает стать пастором. Делаю я это с одной стороны, чтобы поддержать, а с другой, для того, чтобы отрезвить. Думаю, что к служению стоит подходить со здравостью и пониманием того, что делаешь. Хотя! Если бы я знал, что меня ждет на этом пути, то, скорее всего, отказался бы…

Не торопись начинать

Это мой коронный совет практически по любому случаю. Никогда не торопись. Уверен в том, что при торопливости не миновать ошибки. Время всегда будет на твоей стороне, если ты не будешь его подгонять. Стоит понять и принять тот факт, что все происходит в свое время.

Когда мы торопимся, то делаем это из двух побуждений. Во-первых, это неверие в то, что это на самом деле твое призвание, и боимся упустить шанс занять позицию. И, во-вторых, это страх, что это место может занять кто-то другой. Это тоже неверие. Если твое призвание от Бога, то никто не займет твое место, и никто кроме Бога тебя с него не снимет. А если Он тебя снимет, то только для того, чтобы призвать во что-то большее.

Не торопись, позволь Богу подготовить тебя.

Поговори со своим пастором

Если у тебя нет пастора и ты человек вне церкви, то ты можешь забыть о пасторстве, потому что это, как и любое служение, эстафета. Кто-то должен тебя послать. Если тебя некому послать, то, прежде всего, стоит найти такого служителя.

Разговор с пастором важен, потому что его призвание, в том числе, состоит еще и в том, чтобы увидеть твое призвание и помочь тебе его реализовать. Он молится за тебя и видит, являешься ли ты пастором по своему призванию, обладаешь ли ты сердцем пастора, готов ли ты к такому служению.

Просто спроси его, видит ли он в тебе пастора? И выслушай его слова как слова, данные Духом Святым. Это поможет тебе. Он даст тебе советы, которые помогут тебе реализоваться в призвании или остановят от ошибки.

Но перед этим стоит задать вопрос: каково быть пастором? Что было причиной его решения стать пастором? Что самое трудное? Что получилось? Что он бы изменил? Чего бы не делал? И стал бы он пастором, если бы знал то, что знает сегодня? Поверь, что ответы помогут тебе понять истинную суть пасторского служения и принять верное решение.

Поговори с пастором другой церкви

Поговори еще как минимум с одним пастором. Мнение одного человека, будь оно позитивным или негативным, не может быть объективным. Опыт одного — это опыт одного. Мнение нескольких может создать тенденцию и показать истинную картину. Хорошо было бы руководствоваться этим принципом во всем.

Также пастор, который не заинтересован в тебе, может оказаться как менее ангажированным и предвзятым, так и менее компетентным. И то и другое поможет ему увидеть в тебе то, что не может увидеть тот, кто находится рядом. Это как картина, на которую стоит смотреть с расстояния.

Поговори с женой или невестой

Супруга, даже будущая, играет важную роль в пасторском служении. Насколько она будет тебя поддерживать, будет определять весь ход служения. Если она не станет помощником, то ты не справишься.

Поэтому заручиться ее поддержкой необходимо. Поговори с ней. Видит ли она себя женой пастора. Расскажи ей, что ее ждет, не приукрашивая и не напуская мрака. Именно поэтому разговор с пастором должен состояться перед этим.

Дай ей время подумать. Женщины эмоциональны, и даже если первой реакцией будет истерика, то она пройдет, и твоя супруга начнет думать. Она сама придет к тебе, когда подумает. Не торопи ее. И, если она не готова тебя поддерживать, то не стоит торопиться начинать.

Поговори с друзьями

Друзья знают нас очень хорошо. Мы проводим с ними много времени и переживали с ними различные ситуации. Поэтому их мнение может быть очень полезно для вас.

Расскажите им о своем желании, о планах и мечтах. Позвольте им посмеяться над вами. Они обязательно будут думать. Возможно, их слова и будут резкими, но, если это настоящие друзья, то они будут говорить правду. Более того, если вы выдержите критику друзей, то вы готовы преодолевать критику, которая придет в вашу жизнь, как только вы станете пастором.

Попросите их поддержки в вашем начале. Друзья, которые захотят вам помочь начать служение, — это очень важное подспорье. И пусть они изначально будут говорить о том, что не останутся с вами навсегда или просто пообещают молиться. Это уже много.

Начни, взяв ответственность за одного человека

Писание учит нас, что верный в малом будет поставлен над многим. Я думаю, что никто не помешает тебе взять ответственность за какого-то человека.

Начни молиться за одного из тех людей, которые тебя окружают. За соседа, неверующего друга, учителя, начальника, коллегу и так далее. Начни молиться за него каждый день. Начни свидетельствовать ему. Приведи его ко Христу, покажи ему путь, по которому ему должно идти. Начни наставлять его, учить молиться, читать Писание, понимать волю Бога и исполнять ее.

По сути это и есть пасторское служение. Я уверен, что пастор — это не руководитель церкви, а отец. А отцовство всегда начинается с одного ребенка. Правда, бывают двойни, но редко.
Ответственность за одного и трудности, с которыми ты столкнешься, обязательно тебя отрезвят. Но, если после этого ты все еще будешь в состоянии желать пасторского служения, то можешь двигаться дальше.

Работай над характером

Пасторский труд один из самых опасных. Это сфера постоянного искушения. Давление оказывается во всех сферах жизни. И хотя большинство претыкаются о власть, секс и деньги, — это не единственные грехи, атакующие служителей.

Помазание не удержит тебя от падения. Грамотность не поможет избежать греха. Единственное, что нужно для того, чтобы обезопасить себя, - это истинные Библейские ценности, вплавленные в твой характер.

И позаботиться об этом стоит до того, как ты начнешь служить. Не стоит думать, что ты сможешь решать проблемы по мере их появления. Это заблуждение. Лучше всего знать о приближающемся враге и быть подготовленным к встрече.

Определи свои слабые стороны и начни молиться об этом. Попроси друзей и служителей молиться об этом. Ищи способы избавления от дурных или просто ненужных привычек. Прививай полезные и нужные. Не жалей на это сил и времени. Это сохранит тебе призвание.

Определи истинную мотивацию

Подумай хорошо о том, зачем ты хочешь стать пастором? Что тобой движет? Может быть, ты хотел более важного или высокого положения в Церкви? Или власти? Возможно ты хочешь доказать твоим противникам, что ты чего-то стоишь?

Неверная мотивация может и приведет к неверным решениям и разрушит жизнь. А в случае с пасторским служением не только твою, но и тех, кто последует за тобой. Ответственность за других людей должна сделать нас очень осторожными.

Что может быть верной мотивацией? Любовь к Богу, к людям, к Церкви. Желание угодить и прославить Господа. Исполнение откровения и жажда движения за Духом Святым. Возможно, это далеко не все, но, на мой взгляд, любовь — все же основной мотив.

Проверь свое призвание

Часто мы понимаем или видим свое призвание тускло, не отчетливо, видя только то, что призваны служить и сами додумываем где и как. Не бойся выглядеть неуверенным, особенно если это так и есть. Задавай вопросы Богу. Иди за советом к помазанным, чье призвание очевидно, и они в нем служат.

На этом этапе очень рекомендую пост и уединенную молитву. Никто не должен мешать. Ты, Бог и Писание. Все услышанное, переваренное и понятое или не понятое нужно отдать Богу и ждать ответа. Искать ответ. Ошибка может быть фатальной и стоить очень дорого. Поэтому стоит быть настойчивым и упорным.

Если ты будешь уверен в своем призвании, получив его непосредственно от Бога, то ты никогда не сдашься и доберешься до цели. Если же ты оставишь толику сомнения, то оно распространится на все сферы служения, и в конце концов разрушит его.

Разберись с проблемами

Возможно, у тебя есть незавершенные дела, неоплаченные долги или хвосты невыполненных обещаний. У кого-то могут быть разрушенные отношения или проблемные последствия.
Перед тем как ты «возьмешься за плуг», стоит по максимуму разрешить их. По своему опыту знаю, как это может впоследствии «догнать» в самое неподходящее время. Да и тратить на это время, когда ты загружен служением, не особо получается, и проблемы растут, умножаются, грозя похоронить тебя под собой.

Найди наставника и будь подотчетен

Не подотчетный никому служитель — это бомба замедленного действия. Она разорвет не только Церковь, но и тебя. Поэтому стоит всеми силами стремиться этого избежать.

Обычно мы подотчетны тем, кто нас послал. Такое положение гармонично и естественно. Не пытайся стремиться к независимости. Если же наставника по каким-то причинам нет, то стоит его найти.

Подотчетность — это полная открытость во всех сферах. Ты не просто выбираешь человека, которому будешь платить десятину, а того, кто будет говорить тебе «нет», и ты будешь послушен, даже если тебе не будет нравиться или ты будешь считать, что он не прав.

Он будет корректировать тебя, дисциплинировать, и он станет тем, кто будет снимать тебя, если ты согрешишь. И он же будет помогать тебе подниматься, решать проблемы и видеть реальность.

Собирай команду

Один человек никогда не делал ничего стоящего. Даже Ной, строя ковчег, делал это не один. Сыновья помогали ему. Пастор без команды тоже не способен справиться со сверхзадачей основания и строительства Церкви.

Для многих пасторов такой командой является их семья. Но лучше всего подобрать людей, которые не просто разделяют твое видение и понимание, но и обладают необходимым набором даров и талантов.

Хорошо было бы человека с гитарой, если сам не способен на первых порах музицировать. Неплохо того, что поможет с проповедью и работой с людьми. Просто посмотри на свои слабые стороны и найди людей, которые восполнят твои недостатки.

Подписывайтесь:

Если хочешь идти быстро, иди один, если хочешь идти далеко, собирай команду.

Быть пастором — нелегкий труд и требует полного посвящения. Это как жениться — один раз и навсегда.

Некоторые ответы были очевидны. Некоторые меня удивили, — сказал Том Райнер, ведущий рубрики Christian Post.

Я разместил их по частоте повторения, что не обязательно совпадает со степенью важности. После каждого я поместил типичную цитату пастора.

1. Я бы хотел, чтобы кто-то научил меня основным навыкам руководства.

«Я был хорошо подготовлен по теологии и толкованию Библии, но семинария не подготовила меня к реальной работе с реальными людьми. Было бы здорово, если бы рядом был кто-то, кто помог бы мне в этом до моей первой церкви».

2. Мне нужно было бы знать намного больше о личных финансовых вопросах.

«Никто мне никогда не говорил о жилищных вопросах служителя, социальной безопасности, выплатах за автомобиль, и разнице между расходами и заработной платой. Я прогорел в своей первой церкви».

3. Я бы хотел получить совет о том, как вести себя по отношению к сильным группам и людям в церкви.

«Я все сделал неправильно в своих первых двух церквях. Из первой меня просто выгнали, а из второй выжили. Кто-то в итоге отважно указал на то, как я все портил почти с самого своего появления в церкви. Я так благодарен, что 9-й год счастливо несу пасторское служение в своей 3-й церкви».

4. Не пренебрегайте своим временем молитвы и пребывания в Слове.

«Я действительно даже не помню, чтобы кто-то указал мне на это направление. Чем более занят я был в церкви, тем сильнее пренебрегал своим главным призванием. Это был неуловимый процесс, я хотел бы заранее знать об этом».

5. Я бы хотел, чтобы кто-то сказал мне, что мне нужна кое-какая подготовка по бизнесу.

«Я чувствовал свою неадекватность и смущение на первых финансовых собраниях. И действительно было потрясением, когда мы рассматривали строительную программу, для реализации которой необходимо было собрать средства и влезть в долги. Я понятия не имел, что говорили банкиры».

6. Кому-то следовало сказать мне, что в церкви есть недоброжелательные люди.

«Я готовился, как относиться к критике. Это реальность любой руководящей должности. Но я никогда не ожидал, что некоторые члены церкви так низки и жестоки. Один член церкви написал что-то действительно жестокое на моей стене в Фейсбуке. Моя жена и дети плакали, когда читали это».

7. Покажите мне, как помочь моим детям расти нормальными детьми.

«Я действительно беспокоюсь о синдроме стеклянного дома в отношении жены и детей. Я особенно беспокоюсь, что мои дети увидят так много негатива, что они будут расти, ненавидя церковь. Я слишком часто видел такое».

8. Я бы хотел, чтобы мне сказали продолжать ухаживать за своей женой.

«Я усердно ухаживал за своей женой, пока не стал пастором. Затем я стал так занят, помогая другим в их нуждах, что стал пренебрегать ею. Я почти потерял свой брак. Она чувствовала себя одинокой, когда я помогал всем, кроме нее».

9. Кому-то надо было сказать мне о том, что от меня ожидают вездесущности.

«Я понятия не имел, что люди будут ожидать моего присутствия на стольких многих встречах, мероприятиях в церкви, участия в спортивной и гражданской работе. Это невозможно угождать всему, что от тебя ожидают, поэтому я чувствовал разочарование или злость со стороны некоторых людей».

10. Мне действительно нужна была помощь по вопросу служения умирающим людям.

«Некоторые неизлечимо больные люди имеют такую сильную веру, что они служат мне. Но многие из них испуганы и у них есть вопросы, которых я не ожидал. Я был совсем не подготовлен по вопросам пасторской заботы, когда впервые стал пастором»».

, пастор, обозреватель The Christian Post