Одной из основных канонических книг в иудаизме признается Танах (Ветхий Завет Библии), важнейшей частью которого является Тора или Пятикнижие Моше (Моисея). В III веке н. э. иудейскими богословами были написаны комментарии к Торе, получившие название Мишна (повторение закона). Затем была составлена еще одна книга – Гемара, назначение которой – углубленное комментирование Мишны. Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд. Тора и Талмуд регламентируют все стороны жизни религиозного еврея, в том числе и те, которые в других религиях обычно считают относящимися к сфере этики, морали, гражданского и уголовного права. В Талмуде различают галаху и агаду, которые переплетаются друг с другом. Галаха – это закон, касающийся религиозной, семейной, гражданской жизни. Агада определяет духовные основы иудаизма.

Чтение Талмуда почитается как весьма ответственное занятие, разрешаемое только самим евреям. В трактате «Синедрион» говорится: «Не еврей, изучающий Талмуд, заслуживает смерти.»

Главной особенностью иудаизма является учение об особой роли еврейского народа. «Евреи приятнее Богу, нежели ангелы,» «как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете» – учит Талмуд. Избранничество мыслится в иудаизме как право на господство. Отвержение Христа и ожидание вместо Него другого, стало духовной причиной государственно-национальной катастрофы иудеев – в начале II века Иерусалим был разрушен, а иудеи рассеяны по свету.

В средневековом трактате «Диспут Нахманида» (1263 г.) говорится о том, почему Иудеи не приняли Христа как Мессию: «Невозможно поверить в его мессианство, потому что пророк говорит о Мессии, что он «будет обладать от моря до моря и от реки до реки» (). У Ешу (Иисуса) же не было вообще никакой власти, ибо при жизни он был гоним врагами и скрывался от них… А в агаде говорится: «Скажут Мессии-властителю: «Такое-то государство взбунтовалось против тебя,» а он скажет: «Да погубит его нашествие саранчи.» Скажут ему: «Такая-то область не подчиняется тебе.» А он скажет: «Нашествие диких зверей истребит ее.» В талмудическом трактате «Берахот» рабби Шемуель говорит: «нет никакого различия между настоящим временем и мессианским, кроме порабощения народов» (Цит. по: А. Кураев. «Раннее христианство и переселение душ.» М.1996. с.164.). Акцент в иудаизме делается на достижении целей не идеальных, но вполне земных, политических и экономических. Благая весть о Царствии Божием, принесенная Иисусом Христом, не могла, разумеется, удовлетворить тех, кто ждал от мессии зримого и политически очевидного царства земного, в котором все народы покорены евреям.

После рассеяния евреев, во II-VI веках происходит формирование талмудизма, характеризующегося обстоятельной систематизацией и нормативной ритуализацией иудейского культа, который из храмового священнодействия превратился во все проникающую систему предписаний, иногда скрупулезно подробных, вплоть до требований подчеркивания своей принадлежности к «избранному Богом народу» с помощью особых деталей внешнего облика. Так, верующему еврею предписывается иметь бороду, отпускать длинные волосы на висках (пейсы), носить маленькую круглую шапочку (кипу), пройти обряд обрезания. Тогда же формируется и такое учение в иудаизме, как , главная роль в котором отводится магии и оккультизму. Многие принципиальные вопросы Библии перетолкованы в Талмуде и в Каббале совершенно в оккультном освещении.

Если для Библии характерен ярко выраженный персонализм, то есть представление о Боге и сотворенном им человеке как о личностях, то в Талмуде говорится о том, что человек изначально был сотворен гермафродитом и лишь позднее возникает разделение полов, возникают Адам и Ева (это чисто языческое воззрение, полностью исключающее понимание человека как личности).

Возрождаются в Талмуде пантеистические воззрения, так, например, говорится о сотворении Богом душ евреев из самой божественной сущности. Те евреи, кто не достиг совершенства в своей жизни, для очищения перевоплощаются в новых телах – в растениях, в животных, в телах не евреев, и, наконец, в теле еврея, после чего могут заслужить вечное блаженство.

В VI – XIII веках возрастает роль раввинов (от древнееврейского «рабби» – мой учитель) – толкователей закона, возглавлявших иудейские общины. Рассеяние евреев по странам Старого Света (Европа, Азия, Африка), а потом и Нового Света (Америка) привело к образованию большого количества еврейских национально-религиозных общин. В древности центром иудейского культа был Иерусалимский Храм, где совершалось ежедневное жертвоприношение. Когда Храм был разрушен, место жертвоприношений заняла молитва, для совершения которой евреи стали собираться вокруг отдельных учителей – раввинов. Из этих собраний возникли иудейские молитвенные объединения, именуемые синагоги («собрания»). В иудаизме синагога представляет собой собрание евреев для совершения молитвы и изучения Торы и Талмуда. Такое собрание не предусматривает наличия специального здания и может проходить в любом помещении.

Для совершения публичного богослужения необходимо присутствие не менее десяти евреев мужского пола, достигших религиозного совершеннолетия (с 13-летнего возраста). Они составляют первичную иудаистскую общину – миньян (буквально «число,» то есть кворум, необходимый для богослужения). Исторически право совершать публичные богослужения закрепилось за раввинами – учителями и толкователями Торы. Кроме раввина, в персонал синагоги входят хазан, шамаш и габай. Хазан ведет общественную молитву и представляет всю общину в обращении к Богу. Шамаш – синагогальный служка, обязанности которого – наблюдать за порядком и чистотой в синагоге и заботиться о сохранности синагогального имущества. Габай решает административные и финансовые вопросы синагоги.

Особое место в иудейской общине занимает коганим (единственное число – коген). По еврейской традиции, лица, носящие фамилию Коген (Коган, Кохен, Коэн, Кон), являются потомками (по отцовской линии) первосвященника Аарона, т.е. своего рода жреческой кастой.

Во времена Иерусалимского Храма коганим кроме исполнения своей главной функции – ведения службы в храме – были также духовными наставниками народа, его судьями и учителями. Однако с течением времени духовное руководство еврейского народа перешло к пророкам, а затем к мудрецам и раввинам. Деятельность коганим была ограничена, в основном, службой в храме. После разрушения храма в 70 г. н.э. они лишились возможности исполнять и эту обязанность. В настоящее время коганим обязаны проводить обряд выкупа первенцев и благословлять народ в синагоге.

В условиях рассеяния (диаспоры) иудаизм сыграл главную роль в самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное начала в душе верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства, что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь, означало смерть. Поэтому отлучение от синагоги и от еврейства рассматривалось как самое страшное наказание.

Новый период истории еврейства и иудаизма наступил в конце XVIII в. Он характеризуется политической эмансипацией европейских евреев в результате Французской революции и последовавшим за этим разрушением средневековой изоляции иудейских общин, на которые были распространены юридические акты о свободе вероисповедания.

Параллельно с этим в самих общинах возникло движение за ослабление системы ритуальных предписаний и запретов и внешнее сближение иудейского богослужения с протестантским (т. наз. «реформированный иудаизм»).

Тогда же, в XVIII веке, среди евреев Польши и Западной Украины возникло новое религиозное течение – хасидизм (от древнееврейского слова «хасид» – благочестивый). Хасидизм возник как оппозиционное движение против ортодоксального иудаизма, в частности, против раввината. Вместо раввинов в хасидских общинах высшим авторитетом стали пользоваться цадики («цадик» означает по-древнееврейски «праведник»), якобы обладающие сверхъестественными способностями. Для хасидизма характерны крайний мистицизм и религиозная экзальтация.

С XIX века еврейство Западной Европы, а затем и США, захватили процессы секуляризации и эмансипации. Стала фактом национальная самоидентификация евреев вне религиозных рамок. Западные народы все дальше отходили от христианства, и иудаизм, до этого времени оттесняемый из духовной жизни европейской цивилизации, начинает влиять на духовность и культуру.

Оценка современной иудейской веры

Вера, которую исповедуют современные евреи, является не той, которая была дана Израильтянам через Моисея и Пророков, и которую исповедовали они до пришествия Мессии, но той, какую они сами измыслили, уклонившись от истинного духа Моисея и Пророков, и которой держатся ныне уже по пришествии обетованного Мессии, ими непризнанного. Первая вера есть истинно богооткровенная и является подготовительной ступенью к христианству, а ново-иудейская является плодом человеческих измышлений.

Эта новая вера изложена в двух книгах, почитаемых Иудеями за божественные книги, в Каббале и Талмуде (Каббала, по понятию Иудеев, есть кодекс философско-мистических преданий, служащих дополнением и объяснением Закону, а Талмуд – кодекс преданий по преимуществу исторических, обрядовых и гражданских, служащих таким же дополнением и объяснением. Сведения о Каббале можно найти у раввина Франка, а о Талмуде у Драха). В обеих этих книгах наряду с истинами, заимствованными в Библии, столько странностей, нелепостей, противоречий, что становится невероятным, как могли люди выдумать подобные вещи, и как могут другие признавать столь уродливые понятия за истины священные и неопровержимые, не отказавшись от здравого смысла. Таковы –

В теоретическом отношении сказания:

а) о ежедневных занятиях Бога (Хр. Чтение 1834, 3, 283-309);

б) о цели, для которой создан мир («Бог создал свет единственно для того, чтобы приложить к делу закон обрезания». Евр. Секты в России, Григорьева стр. 95);

в) о Мессии и обстоятельствах Его пришествия (Буксторф);

г) о воскресении мертвых («Воскресение мертвых может иметь место только в Палестине: поэтому Господь открывает подле могил Евреев, умерших в пленении, длинные пещеры, через которые трупы их и катятся, как бочки, в святую землю, чтобы воспринять здесь душу» Талмуд. Иерусал. Тракт. Килоим.), и проч.

В нравственном – таковы:

а) основной закон об отношении человека к ближним: «всякое добро, которое закон Моисеев предписывает, и всякое зло, которое он воспрещает делать ближнему , брату , товарищу , должно, объясняет Талмуд, понимать только в отношении к Иудеям» (Талмуд. Тракт. Бава-Меция);

б) взгляд на прочие народы: называя их народами нечистыми и богопротивными, с которыми Евреи не только не должны вступать ни в какие родственные связи, талмуд учит, что Еврей может без греха нарушать клятвы, даваемые иноверцу, может обманывать его, притеснять, преследовать и даже умерщвлять за его разноверие, и что вообще все эти иноверные народы, по пришествии Мессии, или истребятся совершенно, или будут порабощены Иудеям, так что самые цари иноверные сделаются слугами для последнего из чад Израиля (Мозез Мендельсон);

в) учение о средствах к оправданию: в Талмуде проповедуется, что как грех первородный, так и вообще все грехи могут быть изглажены и уничтожены через строгое исполнение всех предписаний закона обрядового и проч.

Вследствие этого Иудеи исключительно преданы своим обрядам . Но надобно еще прибавить, как мелочен, ничтожен в своих неисчислимых предписаниях и установлениях этот закон! Например, на основании одной заповеди Божией: да не сотворишь всякого дела в день субботний (), теперь существует 949 раввинских предписаний, из которых одно «запрещает Еврею даже плевать по воздуху в субботу, потому что действие похоже на веяние неочищенной ржи. (Хаие Адам – Авраама Данижга, о постановлениях субботних)». На основании запрещения Божия не есть квасного в Пасху () измышлено 265 постановлений, из которых одно гласит, что если бы 10000 Евреев, в день Пасхи, варили пищу в воде, почерпнутой из одного колодца, в котором вскоре после того найден какой-нибудь ячмень, то все они обязаны приготовленную пищу, вместе с посудой, сжечь или бросить в реку. Об этих запрещенных яствах существует с лишком 3000 различных постановлений; об одном обряде умовения рук – до ста, а о солении мяса – до двух сот; есть даже определение касательно способа обрезывания ногтей… На основании заповеди Моисея, запрещающей варить козленка в молоке его матери (; ), талмудисты запретили: а) варить в молоке какое бы-то ни было мясо; б) употреблять даже сосуд, в котором изготовляется мясная пища, на изготовление в нем пищи молочной; и в) определили принимать молочную пищу не ранее, как по истечении шести часов после принятия пищи мясной, а мясную после молочной не ранее, как через час. И пусть бы еще исполнение всех таких мелочей отдано было на произвол каждого; напротив, Талмуд все обряды возводит в догматы, и требует самого строгого исполнения относящихся к ним постановлений и правил.

Известно множество разных религий, присущих отдельным нациям и народам. Религия иудаизм имеет свои особенности, качественно отличающие её от остальных. Например, составляющие христианства - православие и католицизм, собрали в своей вере самых разных людей, которые живут на территориях многих государств и континентов. В отличие от них, иудаизм является исключительно национальной верой евреев.

Кто является основателем иудаизма?

Иудаизм - это древнейшая религия еврейского народа, основателем которой принято считать Моисея. У него получилось из разрозненных израильских колен создать единый народ. Кроме этого, он известен тем, что запланировал и осуществил уход из Египта евреев, которые проживали там в статусе рабов. В те времена численность еврейского населения очень возросла, и египетский владыка приказал всех родившихся мальчиков еврейской национальности умерщвлять. Будущий пророк выжил благодаря своей матери, которая, поместив новорожденного малыша в плетёную корзину, отправила её в плавание по Нилу. Вскоре корзина была обнаружена дочерью фараона, которая усыновила найденного мальчика.

Подрастая, Моисей постоянно замечал притеснения, которым подвергаются его соплеменники. В порыве ярости он однажды убил надсмотрщика-египтянина, и ему пришлось бежать из страны. Его приютила земля мадианитян. Он жил в полукочевом городе, о котором упоминается в Библии и Коране. Именно там Бог, в образе пламенеющего, но несгораемого кустарника, призвал его к себе. Он поведал Моисею об его миссии.

Тора, которую ещё называют Моисеевым Пятикнижием - это священная книга иудеев. Её текст является достаточно трудным для обычного понимания. Теософами и богословами тысячелетиями создавались комментарии к главной иудейской книге.

Об особенностях иудаизма и других религий можно узнать, посещая наш Центр . У нас также можно получить квалифицированную помощь опытного биоэнергетика, который поможет в сложных жизненных ситуациях . В этом можно убедиться, ознакомившись с многочисленными отзывами на нашем сайте .

Иудаизм: что за религия?

«Иудаизм» - это понятие, которое связывают со словом из древнегреческого языка Ἰουδαϊσμός. Оно используется для обозначения религии евреев как противоположение язычеству греков. Сам термин произошел от имени Иуды. Этот библейский персонаж является очень известным. В честь него получило своё название Иудейское царство, а затем и в целом еврейский народ. Некоторые путают Иуду, который является сыном патриарха Якова, с его тезкой, продавшим за несколько серебряников Иисуса. Это абсолютно разные личности. Иудаизм - это монотеистическая религия, которая признаёт Бога единственным.

Иудеи - это этнорелигиозная группа, состоящая из людей, которые родились евреями или приняли иудаизм. На сегодняшний день насчитывается более 14 миллионов людей, которые являются представителями этой религии. Примечательно, что почти половина из них (около 45%) является гражданами Израиля. Немалые сообщества иудеев сосредоточены в США и Канаде, остальные обосновались в странах Европы.

Изначально иудеями называли людей, проживающих в Иудейском царстве, которое существовало в 928-586 гг до н.э. Далее этот термин закрепился за израильтянами Иудова колена. Сегодня словом «иудей» называют всех людей, которые по национальности являются евреями.

В нашем Центре нередко проводятся интересные семинары, на которые приходят разные люди, независимо от вероисповедания . На них затрагиваются разные темы, например, оккультизм и Аюрведа или биоритмы .

Во что верят иудеи?

Основой всех верований иудеев является монотеизм. Эти верования означены в Торе, которая согласно легенде была получена Моисеем от Бога на Синайской горе. Поскольку в Моисеевом Пятикнижии просматривается некое соответствие книгам Ветхого Завета, его нередко именуют Еврейской Библией. Кроме Торы, Священное писание иудеев включает ещё такие книги как «Ктувим» и «Невим», которые вместе с Пятикнижием называют «Танахом».

В соответствии с 13 положениями веры, которые есть у иудеев, Бог - совершенный и единый. Он не только Творец людей, но и их Отец, источник добросердечности, любви и праведности. Поскольку люди являются Божьими творениями, то все они перед Богом равны. Но у еврейского народа существует великая Миссия, задача которой - донести Божественные истины до человека. Иудеи искренне верят, что когда-нибудь произойдёт воскрешение умерших, и они продолжат свою жизнь на земле.

В чем суть иудаизма?

Люди, исповедующие иудаизм, являются иудеями. Одни последователи этой религии уверены, что она появилась в Палестине - еще в период Адама и Евы. Другие настаивают на том, что иудаизм основан небольшой группой кочевников, один из которых - Авраам, заключил договор с Богом, который впоследствии стал главным положением этой религии.

Согласно этому документу, более известному всем как заповеди, люди должны были соблюдать все правила добропорядочной жизни. За это они получали божественное покровительство. Главными источниками изучения этой религии являются Библия и Ветхий Завет. Иудаизмом признаются только исторические, пророческие виды книг и Тора - повествования, которые толкуют закон. Кроме этого, особо почитается священный Талмуд, который состоит из Гемары и Мишны. Он охватывает многие аспекты жизни, например, этику, моральные нормы и юриспруденцию. Чтение Талмуда является священной и ответственной миссией, которую разрешается выполнять исключительно евреям. Считается, что она имеет огромную силу, как например, мантры .

Главные символы

Говоря о том, что такое иудаизм, необходимо выделить основные символы этой религии:

  1. Одним из самых древних символов является Звезда Давида. Он имеет вид гексаграммы, т.е. изображение представляет собой шестиконечную звезду. Некоторые считают, что данный символ выполнен в форме щитов, напоминающих по форме те, которые использовали в своё время воины царя Давида. Несмотря на то что гексаграмма является символом евреев, её также используют в Индии для изображения Анахата-чакры.
  2. Менора выполнена в виде подсвечника из золота на 7 свечей. По легенде, в тот период, когда евреи скитались по жаркой пустыне, данный предмет был спрятан в Скинии Собрания, после чего его поместили в Иерусалимском храме. Менора - это основной элемент герба Израильского государства.
  3. Ермолка считается традиционным головным убором для еврейского мужчины. Его разрешается носить отдельно или под другой шляпой. Еврейки, являющиеся приверженцами ортодоксального иудаизма, обязаны ходить с покрытой головой. Для этой цели они используют не ермолку, а обычный платок либо парик.

Несмотря на множество символов, какое-либо изображение Бога иудеи отвергают. Они стараются не называть его даже по имени, а слово Яхве, которое всё же употребляется в речи, является условной конструкцией, которая состоит только из согласных букв. Иудеи не посещают храмы, поскольку как таковые они не существуют. Еврейская синагога - это «дом собрания», где проходит чтение Торы. Подобный ритуал можно совершать в любом помещении, которое обязательно должно быть чистым и просторным.

Само слово «Танах» - это аббревиатура трех слов: Тора (Пятикнижие Моисея , Хумаш ), Невиим (Пророки), Ктувим (Писания).

Первая часть - Тора, была дана еврейскому народу в пустыне, после Исхода из Египта.

6 сивана 2448 г . по еврейскому летоисчислению (соответствует 1314 году до н.э.) весь еврейский народ пережил Синайское откровение.

На протяжении 40 лет странствий по пустыне Моше записывал полученные от Всевышнего знания, заповеди и законы на пергаменте.

Сшитые вместе в один свиток, эти рукописи и составили самую первую часть Танаха - Тору.

Само слово «Тора» на иврите означает «Учение» . Она состоит из 5-ти книг, поэтому на иврите ее часто называют Хумаш (от «хамеш» - «пять» ). Русскоязычный эквивалент - Пятикнижие.

Важно знать, что часто под словом «Тора» имеется ввиду также вся Тора в ее широком смысле, то есть и Письменная, и Устная Тора вместе.

Остальные книги записывались в период с 2516 года по еврейскому летоисчислению, что соответствует 1244 году до н.э. (Книга Йеошуа), и примерно до 3425 года, он же 335 год до н.э. (Книга Нехемьи).

Пять книг Торы были получены пророком Моше непосредственно «из Уст» Всевышнего. Все остальные книги записывались или пророками, или их последователями. Все они были внушены людям путем Б-жественного Откровения.

Книги, не вошедшие в еврейский канон и включенные в состав «святых книг» других религий (например, в так называемый «ветхий завет»), никакой святости в себе не содержат и представляют собой в лучшем случае свидетельства современников - с различной степенью достоверности - о тех или иных событиях Древней истории.

Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иуды, самого многочисленного среди 12 колен израилевых, как об этом повествуется в Библии. Выходцем из рода Иуды был царь Давид, при котором иудейско-израильское царство достигло наивысшего могущества. Все это обусловило привилегированное положение иудеев: термин «иудей» часто используется как эквивалентный слову «еврей». В узком смысле под иудаизмом понимается , возникшая среди евреев на рубеже I-II тыс. до н.э. В широком смысле иудаизм — это комплекс правовых морально-этических, философских и религиозных представлений, определяющих уклад жизни евреев.

Боги в иудаизме

История древних евреев и процесс формирования религии известны в основном по материалам Библии, ее наиболее древней части - Ветхого Завета. В начале II тыс. до н.э. евреи, как и родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, верили в различных богов и духов, в существование души, которая материализуется в крови. В каждой общине был свой главный бог. В одной из общин таким богом был Яхве. Постепенно культ Яхве выходит на первое место.

Новый этап в становлении иудаизма связан с именем Моисея. Это легендарная личность, однако нет причин отрицать возможность реального существования подобного реформатора. Согласно Библии Моисей вывел евреев из египетского рабства и передал им Завет Бога. Некоторые исследователи считают, что реформа евреев связана с реформой фараона Эхнатона. Моисей, который, возможно, был близок к правящим или жреческим кругам египетского общества, воспринял идею Эхнатона о едином Боге и начал проповедовать ее среди евреев. Он внес некоторые изменения в представления евреев. Его роль настолько значительна, что иудаизм иногда называют мозаизмом, например в Англии. Первые книги Библии называют Пятикнижием Моисея , что также говорит о значительности роли Моисея в становлении иудаизма.

Основные идеи иудаизма

Главная идея иудаизма - идея богоизбранности евреев. Бог один, и он выделил один народ — евреев, чтобы помогать им и передавать свою волю через его пророков. Символом этой избранности является обряд обрезания , совершавшийся над всеми младенцами мужского пола на восьмой день их жизни.

Основные заповеди иудаизма , по преданию, были переданы Богом через Моисея. Они содержат как религиозные предписания: не поклоняться другим богам; не упоминать имени Бога напрасно; соблюдать день субботний, в который нельзя работать, так и моральные нормы: почитать отца и мать своих; не убивать; не красть; не прелюбодействовать; не произносить ложного свидетельства; не желать ничего у что есть у ближнего твоего. Иудаизм предписывает евреям пищевые ограничения: пища делится на кошерную (дозволенную) и трефную (недозволенную).

Еврейские праздники

Особенностью еврейских праздников является то, что они отмечаются по лунному календарю. Первое место среди праздников занимает Пасха. Сначала Пасха была связана с сельскохозяйственными работами. Позднее она стала праздником в честь исхода из Египта, освобождения евреев из рабства. Праздник шебуот или Пятидесятница справляется на 50-й день после второго дня пасхи в честь Закона, который Моисей получил от Бога на горе Синай. Пурим — праздник спасения евреев от полного уничтожения во время вавилонского плена. Существует множество других праздников, которые почитаются до настоящего времени евреями, живущими в разных странах.

Священная литературы иудаизма

Священное писание евреев известно как Танах. В него входят Тора (Учение) или Пятикнижие, авторство которого приписывается традицией пророку Моисею, Нэвиим (Пророки) — 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера, Кэтувим (Писания) — 13 книг разнообразных религиозных жанров. Самая древняя часть Танаха датируется X в. до н.э. Работа по составлению канонизированного варианта Священного Писания на иврите была завершена в III-II вв. до н.э. После завоевания Палестины Александром Македонским евреи расселились по разным странам Восточного Средиземноморья. Это привело к тому, что большая их часть не знала иврита. Служители культа предприняли перевод Танаха на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию, был осуществлен семьюдесятью учеными Египта в течение 70 дней и получил название «Септуагинта».

Поражение евреев в борьбе с римлянами приводит во II в. н.э. к массовой депортации евреев из Палестины и расширению зоны их расселения. Начинается период диаспоры. В это время важным общественно-религиозным фактором становится синагога , ставшая не только молельным домом, но и местом проведения народных собраний. Руководство еврейскими общинами переходит к священникам, толкователям Закона, которых в вавилонской общине называли раввинами (великий). Вскоре сформировался иерархический институт руководства еврейскими общинами - раввинат. В конце II — начале Ш в. на основе многочисленных комментариев к Торе составляется Талмуд (Учение), который стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев диаспоры. В настоящее время большинство евреев соблюдают только те разделы талмудического права, которые регламентируют религиозную, семейную и гражданскую жизнь.

В эпоху Средневековья получают распространение идеи как рационалистического толкования Торы (Моше Маймонид, Иегуда га-Леей), так и мистического. Наиболее выдающимся законоучителем последнего направления считается раби Шимон Бар-Йохай. Ему приписывают авторство книги «Зогар» - главного теоретического пособия последователей Каббалы — мистического направления в иудаизме.

Что такое иудаизм и во что верят иудеи?

Что такое иудаизм и кто такие иудеи? Является ли иудаизм просто религией? Это культурная идентичность или просто этническая группа? Являются ли иудеи кланом людей или же народом? Во что верят иудеи, и все ли они верят в одно и то же?

Словарные определения «иудей» включают «член колена Иуды»; «еврей, израильтянин»; «член нации, существовавшей в Палестине с 6 века до н.э. по 1 век н.э.»; «лицо, принадлежащее по происхождению или обращению к древнему еврейскому народу» или «тот, чьей религией является иудаизм».

Согласно раввинскому иудаизму, иудеем может считаться тот, кто имеет мать-иудейку, или тот, кто формально обратился в иудаизм. Текст из книги Левит 24:10 часто цитируется в поддержку этого учения, хотя Тора не дает никаких конкретных утверждений. Некоторые раввины говорят, что данное правило не имеет ничего общего с тем, во что человек на самом деле верит. Они утверждают, что иудей не обязан быть последователем иудейских законов и обычаев, чтобы считаться таковым. Фактически, иудей может не верить в Бога вообще, но все равно будет считаться иудеем на основании вышеуказанной раввинской интерпретации.

Другие раввины настаивают, что если человек не следует заповедям Торы и не принимает «Тринадцать принципов веры» маймонидов (раввин Моше бен Маймон, один из величайших средневековых еврейских ученых), то он не может считаться иудеем. Хотя этот человек может быть «биологическим» евреем, он не имеет реальной связи с иудаизмом.

В Торе – первых пяти книгах Библии – Бытие 14:13 учит, что Абрам, общепризнанный как первый иудей, был описан как «еврей». Название «иудей» происходит от имени Иуды, одного из двенадцати сыновей Иакова и родоначальника одного из колен Израиля. По всей видимости, название «иудей» первоначально относилось только к членам племени Иуды, но когда после Соломона царство было разделено (3 Царств 12), этот термин стал относиться к любому в Иудейском царстве, в которое вошли племена Иуды, Вениамина и Левия. Сегодня многие считают, что иудеем является любой человек, являющийся физическим потомком Авраама, Исаака и Иакова, независимо от какого из исходных двенадцати колен он происходит.

Итак, во что же иудеи верят и какие основные заповеди иудаизма? Существует пять основных форм или сект иудаизма в современном мире – ортодоксальная, консервативная, реформаторская, реконструкционистская и гуманистическая. Убеждения и требования каждой группы сильно отличаются, но краткий перечень традиционных верований иудаизма включает в себя следующее:

Бог есть Творец всего сущего, Он един, бестелесен (без тела) и только Ему следует поклоняться как абсолютному правителю вселенной.

Первые пять книг Библии на иврите были открыты Моисею Богом. Они не будут изменены или дополнены в будущем.

Бог общался с еврейским народом через пророков.

Бог контролирует деятельность людей, Он награждает их за добрые дела и наказывает за зло.

Хотя христиане базируют значительную часть своих верований на тех же еврейских Писаниях, что и иудеи, присутствуют существенные различия: иудеи, как правило, считают, что первостепенную важность имеют действия и поведение, а убеждения исходят из действий. Это противоречит консервативным христианским убеждениям, в которых вера имеет первостепенное значение и действия являются результатом этой веры.

Иудейская вера не приемлет христианской концепции первородного греха (вера, что все люди унаследовали грех Адама и Евы, когда ослушались Божественных указаний в Эдемском саду).

Иудаизм настаивает на изначальной доброте мира и его обитателей как творений Божьих.

Последователи иудаизма могут освятить свою жизнь и приблизиться к Богу, исполняя «мицвот» (Божьи заповеди).

Спаситель не требуется или не является доступным в качестве посредника.

Все аспекты иудейской жизни регулируют 613 заповедей, находящихся в книге Левит и других книгах. Десять Заповедей, изложенные в книге Исход 20:1–17 и Второзаконие 5:6–21, составляют краткое изложение Закона.

Мессия (помазанник Божий) грядет в будущем и снова соберет иудеев на земле Израиля. Там будет общее воскресение мертвых. Иерусалимский храм, разрушенный в 70 г. н.э. римлянами, будет восстановлен.

Верования об Иисусе существенно отличаются. Некоторые считают Его великим нравственным учителем. Другие видят в нем лжепророка или христианского идола. Некоторые секты иудаизма не могут даже называть Его имени, в связи с запретом произносить имя кумира.

Иудеев часто называют избранным Богом народом. Это не означает, что они в какой-либо мере считаются лучшими от других людей. Библейские тексты, такие как Исход 19:5, просто заявляют, что Бог избрал Израиль для получения и изучения Торы, для поклонения Ему, для отдыха в субботу и отмечания праздников. Евреи не были избраны, чтобы быть лучшими от других, они были просто выбраны, чтобы быть светом для язычников и благословением для всех народов.