Достигнув глубокой старости, святитель Николай мирно отошел ко Господу 19 декабря (н.ст.) около 345 года. Тело Угодника Божия с честью было положено в соборной церкви Мирской митрополии.

Хранились нетленными и источали целебное миро, от которого многие получали исцеления. По этой причине к его гробу притекали люди со всех концов земли. Ибо тем святым миром исцелялись не только телесные недуги, но и душевные. Согласно мощи находились в Мирах (Мире) Ликийских несколько сотен лет, пока не были перенесены в Италию.

Перенесение мощей Николая Чудотворца в Бари

Прошло семьсот с лишним лет после кончины Угодника Божиего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.

В 1087 году святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город.

Пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Эта предосторожность была нужна для того, чтобы усыпить бдительность венецианцев, которые, проведав о приготовлениях жителей Бари, имели намерение их опередить и привезти мощи святителя в свой город.

Баряне, окружным путем, через Египет и Палестину, заходя в порты и ведя торговлю, как простые купцы, прибыли, наконец, в Ликийскую землю. Посланные разведчики сообщили, что никакой стражи у гробницы нет и ее охраняют только четыре старика монаха. Баряне пришли в Миры, где, не зная точного местоположения гробницы, пытались подкупить монахов, предложив им триста золотых монет, но ввиду их отказа, применили силу: связали монахов и под угрозой пыток, заставили одного малодушного указать им местонахождение гробницы.

Расколотая гробница св. Николая в Мирах Ликийских

Чудесно сохранившаяся гробница белого мрамора была вскрыта. Она оказалась наполненной до краев благоуханным миром, в котором и были погружены мощи святителя. Не имея возможности взять большую и тяжелую гробницу, баряне переложили мощи в заготовленный ковчег и отправились в обратный путь.

Путешествие длилось двадцать дней, и 9 мая (по новому стилю 22 мая) они прибыли в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви святого Евстафия.

Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма и во имя Святого Николая, сооруженного нарочито для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 года.

22 мая — день перенесения мощей Николая Чудотворца

Перенесением мощей Николая Чудотворца из Мир Ликикйских в Бари, вызвало особенное почитание святого и ознаменовалось установлением особого праздника 22 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бари. Греческая Церковь, например, не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей святителя была для неё событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей Николая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого почитания великого угодника Божия. Слава о чудотворениях, явленных святителем на земле и на море, была широко известна. Его образ всесильного Чудотворца-благотворителя стал особенно дорог сердцу православного человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь.

Где находятся мощи святого Николая сейчас?

Мощи св. Николая Чудотворца в базилике г. Бари, Италия

В настоящее время мощи Николая Чудотворца находятся в города Бари в Италии. Надо сказать, что Угодник Божий стал одним из самых почитаемых святых на православной Руси. До революции верующие из Российской империи составляли основную массу паломников, приезжавших в Бари. Поэтому здесь также в 1913-1917 годах был построен в честь святителя Николая Русской православной церковью. Причем деньги на строительство собирали по всей России.

По сей день честные мощи Николая Чудотворца источают благодатное миро, дающее исцеление телесное и духовное тысячам христиан со всего света. Раз в год, в день перенесения мощей в Бари, священники собирают миро, источаемое мощами. Разбавленное святой водой оно после развозится паломниками по разным странам, чтобы православные верующие в разных концах света смогли получить от освященного маслица духовное и телесное исцеление.

Мощи Святителя Николая в Венеции

Мощи св. Николая Чудотворца на о. Лидо, Венеция

Оставшаяся в Мирах небольшая часть останков Николая Чудотворца примерно в 1097 году была похищена и перевезена в Венецию. Было принято решение хранить их в церкви на острове Лидо, которая была освящена в честь святого Николая.

На протяжении нескольких лет жители острова Лидо и Бари вели ожесточённые споры по поводу мощей святого Николая. Одни утверждали, что настоящие мощи хранятся в Лидо, другие – что в Бари. Рассудила их проведенная экспертиза, которая доказала, что в обоих случаях – есть правда. В Бари хранится большая часть мощей, а в Лидо только одна пятая.

Ежегодно храмы посещает огромнейшее количество паломников со всего мира, стремящихся приложиться к высокочтимой святыне и вознести

Отмечается церковный праздник Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая. Святой, живший в 3 веке в римской провинции Ликия, одинаково почитается и Восточной и Западной христианскими церквями. Николай из города Мира совершил множество чудес при жизни, но и после смерти святитель не оставил верующих без милости. Паломники приходили с молитвами к его чудодейственным мощам, зная, что святой архиепископ Мир Ликийских ответит на их просьбы. Святой Николай окончил свой земной путь в 4 веке и был захоронен на территории города Мира. Над могилой святителя была возведена базилика, сменившаяся в начале 4 века каменной церковью, которая хранила мощи чудотворца до 1084 года.

После вторжения на Ближний восток мусульман многие христианские святыни подверглись опасности разорения. В 8 веке наемники халифа Харун-ар Рашида пытались взломать и разорить гробницу святого Николая. По проведению Господа было вскрыто другое захоронение, а поднявшаяся на море буря уничтожила корабли нечестивых разбойников. Дряхлеющая Византийская империя, терпя притеснения от турок-сельджуков, не имела возможности уберечь святые для христиан места от разорения. Подобная ситуация подсказала идею верующим из итальянского города Бари завладеть мощами Николая под видом их спасения от турецкой угрозы.

20 апреля 1087 года около полусотни вооруженных уроженцев Бари высадились на побережье города Миры. Их путь лежал к церкви Святого Николая, которую охраняли всего четверо мирных монахов. Служители церкви показали прибывшим месторасположение гробницы и поведали сон одного старца, в котором сам чудотворец Николай просил оберегать его мощи более бережно. Жители города Бари увидели в этом явлении знак для действий, и предложили выкупить реликвию за золото. Монахи, осознав истинную цель прибывших, попытались выбежать из церкви и позвать на подмогу горожан, но барийцы схватили и связали их. Далее из саркофага были извлечены миро точащие останки святого и перенесены на корабль.

22 мая реликвия прибыла в порт Бари, где ее с торжеством и благоговением встречали представители Церкви и горожане. Впоследствии над останками святого Николая была выстроена базилика, ставшая местом поклонения для многочисленных паломников. В городе установили праздник в честь обретения мощей святителя, несмотря на то, что Греческая и Западная церкви долго обходили дату 22 мая своим вниманием. Для Православной традиции торжество перенесения мощей архиепископа Мир Ликийских было воспринято еще в конце 11 века в виду особого почитания Николая Угодника на Руси и в Болгарии.

Православная Церковь 22 мая чтит память перенесения нетленных мощей святителя и великого угодника Божия Николая из Мир Ликийских в итальянский город Бари.

Еще при жизни получив славу защитника христианской веры и чудотворца, святой Николай с юных лет посвятил себя служению христовой церкви и за свою праведность и благочестивую ревность к соблюдению чистоты веры по высшему благоволению Самого Господа и Богоматери был избран епископом Миры. Совершая свое архипастырское служение, святитель долгие годы вел решительную и бескомпромиссную борьбу против ересей и язычества и в тоже время являлся примером кротости и любви к людям, исцеляя больных и бесстрашно заступаясь за неправедно осужденных.

После смерти святителя Николая (+ 342-351), зримым проявлением той божественной благодати, которой он удостоился за чистоту и праведность своей жизни, стали нетленные мощи святого, которые как драгоценное сокровище сохранялись монахами в кафедральной церкви его родного города и являли верующим обильное истечение мира и многочисленные чудесные исцеления.

Однако, спустя семь веков благоденствия, над Мирами Ликийскими нависла реальная угроза уничтожения святых мощей Николая чудотворца. Причиной этой надвигающейся опасности стал пришедший из Средней Азии народ турок сельджуков, исповедующих ислам. В XI веке греческие владения в Малой Азии стали подвергаться постоянным опустошительным набегам мусульманской Турции, которая к 80 годам сокрушила восточные рубежи Византийской империи и захватила практически всю Малую Азию.

Ослабленные междоусобными распрями и терзаемые гражданской войной византийские правители не имели сил защищать обреченные города малоазийского побережья. Разоряя города и села, мусульмане беспощадно разрушали христианские святыни и особо стремились уничтожить нетленные мощи святителя Николая, которые глубоко почитались не только у восточных, но и у западных христиан. Во время этих опустошительных набегов Мир Ликийская церковь неоднократно разрушалась, и только чудом нетленные мощи святителя оставались невредимыми.

По преданию, в 1087 году одному священнику из южной Италии во сне было видение святителя Николая, который указал во избежание осквернения перенести его мощи в город Бари, где служили литургию восточным чином и было многочисленное греческое население, и который еще менее полувека назад находился под омофором православного константинопольского патриарха.

Увидев для себя в этом явлении соизволение самого святого, в 1087 году барские и венецианские христиане решили тайно выкрасть мощи святителя. Снарядив корабли, они отправились в Антиохию для торговли, предполагая на обратном пути захватить мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бари опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Узнав где находится гробница, 20 апреля 47 вооруженных барян связали четырех греческих монахов, которые даже за большой выкуп в 300 золотых монет категорически отказывались отдать мощи святого. Разбив крышку церковного помоста, под которым стоял саркофаг с мощами, наполненный благоухающим святым миром, они перенесли святыню на корабль а затем перевезли их в Италию.

Торжественная встреча и перенесение святыни, которая произошла 9 мая, сопровождалась многочисленными чудотворными исцелениями больных, что могло знаменовать собой благоволение угодника Божия к жителям Бари и благословение нового места его упокоения. Уже через год для пребывания нетленных мощей тут была построена церковь во имя святителя Николая и 1 октября 1089 года освящена папой Урбаном II.

Известие о перенесении мощей святителя вскоре распространилось по всему христианскому миру, но как праздник эта дата сначала отмечалась только жителями самого города Бари, а для самой греческой Церкви вообще была скорбным воспоминанием потери великой святыни.

Однако, несмотря на фактическое разделение христианства на восточную и западную церковь, в это время взаимное непризнание поместных церквей пока что не являлось настолько глубоким и весь трагизм великого раскола в полной мере проявился лишь к концу 12 века. На тот исторический момент перенесение святых мощей в город Бари, а не куда ни будь в глубину католической Европы, для православных христиан других поместных церквей было скорее просто изменением их места дислокации для сохранения бесценной христианской святыни от возможного уничтожения.

Поэтому, вскоре, событие связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание и среди славянских народов. В 1097 году православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом была составлена Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Барград - 9/22 мая, которая стала еще одним поводом к воспоминанию земной жизни одного из наиболее почитаемых святых всего православного мира.

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе - все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп - 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно...

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия.

В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах Святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.

В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при Крещении . В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя. Наиболее известные среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца. Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай "многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его".

22 мая Святая Церковь молитвенно празднует день перенесения честных мощей святителя Николая из Мир Ликийских в город Бари.

Спустя семьсот лет после блаженного преставления ко Господу Угодника Божьего город Миры Ликийские, где были погребены честные мощи святителя, оказался разрушен сарацинами. Божьим промыслом гробница святого избежала поругания.

В 1087 году сам святитель Николай явился во сне одному священнику из итальянского города Бари и повелел перенести его мощи туда. Сама местность эта ранее также находилась под властью сарацинов, но к XI веку Византия заняла этот порт, а святитель Николай стал почитаться покровителем Бари.

В то же самое время на поиски гробницы святители отправились и мореходы из Венеции. Жителям Бари пришлось применить хитрость, и, чтобы не вызывать подозрений у венецианцев, они специально выбрали очень продолжительный маршрут, выдавая свое плавание за купеческую миссию.

Первыми в Миры Ликийские добрались представители города Бари. Они выведали у местных монахов, где располагается рака с мощами. После того как была разбита надгробная плита, все увидели, что гробница заполнена благоуханным миром. С великой духовной радостью жители Бари встретили у себя святые мощи.

Долгое время праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только в самом городе Бари. В Греции же само событие утраты этой святыни было связано с печальными воспоминаниями.

На Руси, связанной в те времена с дальними странами водными путями, почитание святителя Николая, было всегда сильно, поэтому с большой радостью наш народ праздновал и день его успения, и день его честных перенесения мощей. Русская Православная Церковь особо чтит память этого угодника Божия каждый четверг.

В слове, сказанном в канун празднования перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, поясняет:

"Святитель Николай особым пребывает среди нашего народа. Трудно объяснить, почему именно в России такое почитание святителя, которого нет ни на Востоке, ни на Западе, - при всем том, что имя святителя Николая, конечно, чтят, но так как в России - нигде. А ведь для такого почитания должны быть причины; а главной причиной является то, что люди чувствуют помощь святителя и чудотворца. Иначе объяснить это невозможно, особенно в наше время, когда люди так заняты, когда у них так много проблем, когда все то, что их окружает, отрывает от размышлений духовных. Наши современники, верующие православные люди, члены Церкви нашей, любят и почитают святителя Николая, потому что чувствуют его помощь и слышат ответ на свои молитвы.

Пусть же его особое ходатайство о земле нашей, о народе нашем и о каждом, кто с верой обращается к нему, всегда будет действенным. Пусть это ходатайство всегда будет сопровождаться Божественным ответом - каждому по его молитвам и по его вере. Молитвами святителя и чудотворца Николая да хранит всех нас Господь!"

В Гефсиманском Черниговском скиту в этот день было отслужено две литургии. На ранней, совершенной в храме святителя Николая, пел детский хор Воскресной школы скита, что стало своеобразным экзаменом по итогам учебного года. Дети ответственно подготовились к такому важному событию и не подвели своих учителей. По завершении литургии благочинный скита, игумен Геласий, поблагодарил учеников и их наставников за пение.