Майя Агафонкина
Организация проектной деятельности в детском саду

Организация проектной деятельности в детском саду

Введение

Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования .

Проект в ДОУ – метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей

Проектирование – это комплексная деятельность , участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов , осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования ФГОС.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами .

Метод проектов как средство внедрения педагогических инноваций в деятельности ДОУ Ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе. Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности . Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, внедряются новшества в организацию и содержание , методику и технологию преподавания. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи. Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности . Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой) . Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел, поэтому проекты в детском саду носят , как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект , следовательно обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей. Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети и педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом , но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Таким образом, без внедрения новых идей и технологий в работе ДОУ невозможно реформирование всей системы дошкольного образования. Развитие образовательных систем происходит благодаря тому, что создаются, распространяются и осваиваются новшества.

Классификация проектов , используемых в работе ДОУ

В настоящее время проекты могут классифицироваться по признакам : а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

В практике современных ДОУ используются следующие типы проектов :

- исследовательско-творческие : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр .).

Ролево-игровые - проект с элементами творческих игр. Используется метод вхождения в образ персонажа сказки, рассказа. Метод эмпатии. Дети по своему решают поставленные проблемы.

Например : день игры; неделя игры; используются сценарии с ролевыми играми, игротренинги; алгоритмы сюжетных игр; сценарии игр –путешествий и т. д. ; - информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её.

Итогами проекта могут стать : рисунки детей –выставка; альбом с фотографиями; коллаж; рассказ; алгоритм; мнемотаблица; экскурсия и т. д. Итоговый продукт деятельности зависит от тематики проекта ; - творческие : как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников .

Проект . Деятельность проекта . Результаты оформляются в виде детского праздника , выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя» . Смешенные типы проектов монопроектами .

Значимы и следующие виды проектов , в том числе :

Комплексные, например «Мир театра» , «Здравствуй, Пушкин!» , «Эхо столетий» , «Книжкина неделя» ;

Межгрупповые, например «Математические коллажи» , «Мир животных и птиц» , «Времена года» ;

Групповые, например «Сказки о любви» , «Познай себя» , «Подводный мир» , «Весёлая астрономия» ;

Индивидуальные, например «Я и моя семья» , «Генеалогическое древо» , «Секреты бабушкиного сундука» , «Сказочная птица» . Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами .

По продолжительности они бывают :

Краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели) ;

Средней продолжительности (2-3 месяца) ;

Долгосрочные («Творчество А. С. Пушкина» - на учебный год). Другим признаком классификации являются состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.) ;

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой , т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта .

Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве) .

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты , например «Любимые игрушки» , «Азбука здоровья» и др.

Особенности внедрения проектного метода в ДОУ

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности , как правило, осуществляется по следующим этапам :

Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;

Комплексные блочно-тематические занятия;

- интеграция : частичная или полная;

Метод проектов , как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.

Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов .

Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т. к. научить ребенка проектировать может воспитатель , владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности , он источник информации, консультант, эксперт.

Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности , координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Поэтому внедрение в практику работы проектного метода начинается с организации работы с педагогическими кадрами.

Это могут быть следующие методы и формы работы : семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс; беседы, диспуты, практикумы, тренинги, круглые столы, работа с методическими материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов .

Основной целью внедрения проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей .

Цель позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Ребёнку метод проектов даёт возможность :

Экспериментировать, синтезировать полученные знания;

Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Метод проектов может использоваться в работе с детьми, не только старшего, но и начиная с младшего дошкольного возраста.

Задачи исследовательской деятельности для каждого возраста специфичны, позволяют определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала.

При этом, при планировании проектной деятельности , педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности , включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап подражательный, реализация которого, возможна с детьми 3,5–5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях» ,

они выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе ребёнка. В этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Так, в младшем дошкольном возрасте задачами являются :

Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности ;

Приобщать детей к процессу познания;

Формировать различные представления;

Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

Побуждать к совместной поисковой деятельности , экспериментированию.

Совершенствование психических процессов :

Формирование эмоциональной заинтересованности;

Знакомство с предметами и действиями с ними;

Развитие мышления и воображения;

Речевое развитие.

Формирование проектно -исследовательских умений и навыков :

Осознание поставленной цели;

Овладение различными способами решения поставленных задач;

Способность предвосхитить результат, основываясь на прошлом опыте;

Поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности в младшем дошкольном возрасте по направлениям.

1) физическое развитие :

Стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

Формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (например, ролево-игровой проект «Азбука здоровья» );

- социальное развитие : формирование способов общения (например, вернисаж «Моя семья» , индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо» ).

2) познавательное развитие :

Обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

Расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

Сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (например, математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц» ,

Творческие проекты «Мои друзья» , «Мир природы).

3) эстетическое развитие :

Развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

Овладение художественной деятельностью (например, комплексные проекты «Мир театра» , ролево-игровые проекты «Любимые игрушки» и др.).

Второй этап - развивающий (для детей 5-6 лет) которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности , могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь.

Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее

организует совместную деятельность со сверстниками . У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны

достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и

поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему,

уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности . Они не только проявляют готовность участвовать в проектах , предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет.

Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать

творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности , выбора способов работы над проектом и возможности организовать её .

Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста :

Развивать поисковую деятельность , интеллектуальную инициативу;

Развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

Формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности ;

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений. Формирование предпосылок учебной деятельности :

Произвольности в поведении и продуктивной деятельности ;

Потребности в создании собственной картины мира;

Навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно -исследовательских умений и навыков :

Выявить проблему;

Самостоятельно искать нужное решение;

Выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

Самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности в старшем дошкольном возрасте по направлениям :

1) социальное развитие :

Развитие самопознания и положительной самооценки;

Овладение способами внеситуативно-личностного общения;

Высокий уровень коммуникативной компетентности;

Осознание функций речи (например, проект «Моя семья» , групповые проекты «Познай себя» ).

2) физическое развитие :

Развитие осознанного отношения к своему здоровью;

Формирование потребности в здоровом образе жизни;

Совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (например, ролево-игровые проекты «Азбука здоровья» , «Секреты Ильи Муромца» ).

3) познавательное развитие :

Систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (например, клуб любителей книги «Волшебная страна» ; групповые проекты «Подводный мир» , «Весёлая астрономия» ; межгрупповой проект «Времена года» ).

4) эстетическое развитие :

Углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

Овладение различными видами художественной деятельности ;

Развитие способностей к эстетической оценке.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формиро

вание субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индиви

дуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.

Это соответствует социальному заказу на современном этапе. Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать

её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект , но при этом не переусердствовать с помощью и

опекой. Планирование проектной деятельности начинается с вопросов :

«Для чего нужен проект ,

«Ради чего он осуществляется?» ,

«Что станет продуктом проектной деятельности ,

«В какой форме будет презентован продукт?» Работа над проектом , включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов.

На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Обобщив опыт разработки метода проектов , можно выделить следующие этапы работы над проектом :

1. Целеполагание : педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :

К кому обратится за помощью (взрослому, педагогу) ;

В каких источниках можно найти информацию;

Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) ;

С какими предметами научиться работать для достижения цели. 3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов .

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности .

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» «втягивать» детей в совместный проект .

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности .

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать

выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности , коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Заключение

Таким образом выявляя специфику использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников в условиях ДОУ были сделаны следующие выводы.

1. Без внедрения новых идей и технологий в работе ДОУ невозможно реформирование всей системы дошкольного образования.

2. Любой проект основан на совместной творческой деятельности участников проекта . Деятельность намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату и интересам участников проекта .

3. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект .

Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе способствует сплочению как педагогического коллектива, так гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Вывод. Дошкольный возраст является фундаментом общего развития ребенка и стартовым периодом для формирования нравственных основ личности. Поэтому грамотно спланированная и организованная проектная деятельность в ДОУ имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов.

Наталия Евгеньевна Жукова
Реализация проектной деятельности в ДОУ

Для того чтобы дошкольное образовательное учреждение успешно работало, оно кроме прочих необходимых для результативной работы компонентов также должно использовать современные методики и интеграционные технологии. На сегодняшний день, метод проектов широко распространен, популярен, актуален, эффективен и, конечно же, инновационен. Это объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе, на что и направлена модернизация образования, в частности дошкольного. Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что сегодняшние дошкольники должны знать и уметь много больше, чем их сверстники15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания и особенно в преддверии введения ФГОС в работу детского сада.

Одним из направлений инновационной деятельности нашего ДОУ является педагогическое проектирование , которое рассматривается как система планируемых и реализуемых действий , а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач. Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности . К тому же технологии проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми : повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Реализуя проектную деятельность , мы изучили множество рекомендаций, матриц и методик разработки педагогического проекта , которые имели рекомендательный характер. Вариативность подходов проектной деятельности позволили сделать нам вывод о том, что проектирование - это творчество педагога при обязательном выполнении алгоритма поэтапной работы. Вашему вниманию алгоритм проектной деятельности , который мы разработали в нашем учреждении.

Этапы работы над проектом :

Поисковый : определение темы проекта

Аналитический : постановка цели проекта , определение задач, подготовка к реализации

Практический : основной этап реализации проекта (работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды)

Контрольный : завершающий этап (результат, продукт деятельности )

Темой проекта могут стать как определенный раздел образовательной программы, программы дополнительного образования, так события в жизни детского сада, города, страны, тема может возникнуть по инициативе ребенка, что очень ценно и всегда находит поддержку со стороны педагогов. Проекты различны по типологии, они отличаются по количеству участников, по содержанию, по продолжительности, по доминирующему виду. По количеству участников – индивидуальные, групповые, фронтальные, парные. По продолжительности – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. По доминирующему виду – творческие, исследовательско-познавательные, игровые, информационно-практико-ориентированные комплексные.

Педагогам при планировании и реализации проектов приходилось напоминать, что главное в методе проектов - это направленность познавательной деятельности дошкольников на РЕЗУЛЬТАТ, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой. Продукт проектной деятельности должен быть культурно значимым, а для ребенка дошкольника видимым, ощутимым, доступным и актуальным.

Продуктами проекта могут быть фото и видео материалы, описание опытов,макеты, выставки, альбомы, праздники, игры, книга, сделанная в совместной деятельности со взрослым , проектная папка и другое . Ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда. Для проектной деятельности важным является правило : Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.

В нашем ДОУ были реализованы проекты :

«Здоровье ребенка в наших руках» для детей старшего дошкольного возраста и родителей. Проект был групповой , информационно-практико-ориентированный, среднесрочный, интегративный.

Результат проекта : презентации минипроектов , стенгазета, сделанная совместно с детьми, неделя открытых показов по ЗОЖ, пакет методических рекомендаций по профилактике заболеваемости.

«Моя семья» для детей старшего дошкольного возраста, родителей. Проект был групповой , комплексный, среднесрочный, интегративный. Результат проекта : создание книг о семье, презентация книг, выставка детских рисунков «Моя семья» .

«Елочка» для детей младшего дошкольного возраста, родителей. Проект групповой , творческий краткосрочный, интегративный. Продукт проекта : выставка детских рисунков, выставка поделок «Такие разные елочки» , создание костюма к новогоднему утреннику, конкурс костюмов «Елочка» .

«Покормите птиц зимой» для детей среднего дошкольного возраста, родителей. Проект групповой , практико-ориентированный, краткосрочный, монопроект . Продукт проекта : развлечение «Крылатый театр» кормушки для зимующих птиц, конкурс кормушек.

«В гостях у сказки» Проект фронтальный , творческий, долгосрочный, интегративный. Результат проекта : открытые занятия, конкурс книжных уголков, оформление кукольного театра, конкурс театрализованных представлений, праздник «Волшебный мир театра» , выставка рисунков, конкурс для родителей «Книги своими руками» , смотр-конкурс чтецов

Проектная деятельность непременно должна быть зафиксирована в виде плана воспитательно-образовательной работы с пометкой «проект » . Для этого мы сделали специальную проектную карту , в которой указываются виды деятельности , через которые реализуются отдельные этапы проекта . Проектная карта фиксируется в плане воспитательно-образовательной работы в виде матрицы проекта

Т. О. Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и конечно же, развивает познавательную и творческую активность дошкольника.

Используя в своей работе педагогическое проектирование , мы реализуем личностно-ориентированный, компетентностный и развивающие подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, а сними и новых компетенций, технологий. Мы понимаем, что проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Особенности организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста Старший воспитатель МКОУ «Прогимназия №1» Казарцева Светлана Анатольевна г.Лиски 2017г.

2 слайд

Описание слайда:

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является: построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников и их родителей.

3 слайд

Описание слайда:

Проектная деятельность – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты. Ключевое место в организации проектной деятельности занимает образовательная среда. Качество образовательной среды позволяет поддерживать творческую активность детей и взрослых. Эффективность воспитания во многом зависит от ее насыщенности, структурированности, проблемности.

4 слайд

Описание слайда:

Проекты помогают развивать у дошкольников: творческие способности; умение наблюдать, слушать; навыки обобщения и анализа; мышление; видение проблемы с разных сторон; воображение, внимание, память, речь; активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей; способность осваивать окружающую действительность, всесторонне изучать ее

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Виды проектов творческие игровые приключенческие практико-ориентированные исследовательские

7 слайд

Описание слайда:

Мотивы участия в проектной деятельности непосредственная связь проекта с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов; возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; нерасчлененность деятельности на образовательные области; широкий спектр видов деятельности; важность не только результата, но и процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия; проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность; применять освоенные ранее знания и умения, опыт и компетенции.

8 слайд

Описание слайда:

Задачи реализации проектов исследовательских расширение представлений детей об окружающем мире; поддержание и удовлетворение детской любознательности; формирование интереса и симпатии к объектам природы, природным явлениям; формирование умения находить удивительное в привычномознакомление с простейшими приемами организации наблюдения, экспериментирования, выявления причинно-следственных связей; расширение представлений детей о себе, формирование элементарных навыков самонаблюдения, интереса к саморазвитию, стремления и умения заботиться о своем здоровье, потребности и уменияналаживать контакт с окружающими людьми творческих, игровых и приключенческих формирование у дошкольников: потребности и способностиинтересно и с пользой проводить досуг; культуры и опыта организации свободного времени; расширение арсенала различныхдосуговыхвидовдеятельности, которые старшие дошкольники могут организовать самостоятельно практико-ориентированных влияниетрудовой деятельности на морально-нравственное развитие ребенка, его личностное становление; формирование у детей практических навыков.

9 слайд

Описание слайда:

Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны (Л.С. Киселева, Г.С. Лагода и М.Б. Зуйкова) В младшем дошкольном возрасте определяют их как: - вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль взрослого); - активизация искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе со взрослым); - формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практический опыт). В старшем дошкольном возрасте это: - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; - формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленных задач; - развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

10 слайд

Описание слайда:

Какие позиции следует отразить при оформлении проекта? 1. Название проекта Отражает его содержание, игровую (проблемную, творческую) задачу, лежащую в его основе. 2. Вид проекта разновидность проекта (творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные, исследовательские); длительность работы над ним (долгосрочный, среднесрочный или краткосрочный); количество и состав участников (групповой или индивидуальный; детско-родительский);возраст детей, предполагаемый результат: может быть дана общая характеристика (например: «проект с заранее заданным практическим результатом») и указан конкретный результат (изготовление макета улицы, создание мультфильма, книжки-малышки для младших дошкольников и т.д.). 3. Проблема проекта Проблема проекта формулируется на основе некоторой ситуации, смоделированной педагогом или объективно возникшего затруднения. Стандартная формулировка проблемы связана с поиском ответа на вопрос, варианта разрешения затруднения, способы выполнения задания и т.д.

11 слайд

Описание слайда:

Какие позиции следует отразить при оформлении проекта? 4. Цель проекта Состоит в разрешении проблемы или в решении практической (творческой, игровой) задачи.Осуществляется выборсодержания и форм работы в рамках проекта, путей приобретения детьми соответствующего опыта, логики организации взаимодействия участников, способов самореализации для каждого ребенка и взрослого, тактики оказания помощи в «открытии» себя в определенных видах деятельности. 5. Цель работы детей в рамках проекта Мотивационной основой участия в проекте чаще всего становится потребность решить проблему, задачу. Именно с этим связана цель деятельности детей. 6. Сроки реализации 7. Форма подведения итогов Презентация продукта, итоговое мероприятие, выставка и т.д. 8. Реализация программных задач Указываются задачи отдельных образовательных областей.

12 слайд

Описание слайда:

Этапы проектной деятельности в ДОУ 1. Начальный этап, на котором определяется тема проекта, цель; выявляется ее актуальность: «Что мы знаем?», «Что мы хотим узнать?»; определяется продолжительность проекта. 2. Этап планирования. На данном этапе мы совместно с детьми составляем план действий по достижению цели, пользуясь условными обозначениями, заносим его в заранее подготовленную таблицу «Где найдём информацию?»: - к кому обратимся за помощью; - в каких источниках можно найти информацию; - что мы можем получить в результате поиска. 3. Этап сбора информации. Целью данного этапа является: формирование представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире методом проектной деятельности. Для достижения поставленной цели проводится ряд мероприятий, в зависимости от темы проекта: - размещение материала на информационном поле; - создание предметно-развивающей среды; - экскурсии; - беседы; - наблюдения; - развивающие игры и упражнения; - опыты, экспериментирование и т. п.

13 слайд

Описание слайда:

Этапы проектной деятельности в ДОУ 4. Этап обобщения информации. Данный этап подразумевает объединение собранной информации в единое целое, создание конечного продукта, на котором мы используем следующие способы обобщения: - оформление альбомов; - создание книг по теме; - создание макетов; - организация выставки работ; - проведение развлечений; - презентация проектов по проведенным исследованиям с детьми и родителями 5. Рефлексивный этап: «Что нового мы узнали?», это заключительный этап проекта, на котором мы оцениваем результаты нашей совместной работы, выявляем полноту раскрытия темы, определяем тему следующего проекта. критери успешности проектной деятельностирост степени самостоятельности детей на каждом этапе проектной деятельности (при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов).

14 слайд

Описание слайда:

Ошибки при организации проектной деятельности Проект это комплекс мероприятий, направленных на решение единой задачи, разрешение определенной проблемы. Педагогическим проектом можно назвать любой проект, имеющий педагогические цели.

15 слайд

Описание слайда:

Проект педагогов и детский проект Проект педагогов Детский проект это деятельность, гдесубъектом является педагог,а дети организуются им на различные им же придуманные мероприятия организуется педагогом, но субъектами деятельностив данном случаевыступают дети,являясь активными участниками, авторами идей и исполнителями.

16 слайд

Описание слайда:

Ошибки в организации проектной деятельности с дошкольниками Представление системы работы по какому-либо вопросу в виде детской проектной деятельности Разные формы работы, организуемые в течение учебного года, - занятия, праздники и досуги, выставки детского творчества, совместная с родителями деятельность и т. д., если именно дети активные участники, авторы идей и их исполнители Подмена понятий Воспитанникине активные идейные организаторы, а только участники в мероприятиях, организованных для них педагогами. В ходе совместного обсуждения педагоги предлагают свои идеи, думая о том, как сделать жизнь детей в определенный период интересной и насыщенной- это проект педагогов. Создание «копилки» Подбор педагогами методических пособий: подборку игр,физминутоки др.; демонстрация на слайдах, собранного в «копилку». Все, что будет обсуждаться, анализироваться в ходе поиска наиболее приемлемого и результативного варианта, это и естькопилка идей, вариантов решения проблемы,например, копилка: фишек, значков, пуговиц,календариков, и т. д.,нособранных детьми и используемых в процессе проектной деятельности.

17 слайд

Описание слайда:

Ошибки в организации проектной деятельности с дошкольниками Реагирование педагога на предложения воспитанников Поддержкапедагогом детей, особенно робких и нерешительных на этапе выдвижения идей,чтобы раскрепостить дошкольников, научить их быть самостоятельными, более инициативными.Можно дать понять воспитаннику, что его идея «не очень удачная», взглядом, вздохом, рукой, неосторожными высказываниями или молчанием. И если активные дети в ответ на это будут фонтанировать все новыми и новыми идеями, то робкие и нерешительные дошкольники замолчат и займут позицию пассивных участников, или потеряют интерес к предстоящей проектной деятельности. Руководство деятельностью детей На этапе воплощения идей проектанужно давать больше свободы детям,чтобы они пытались самостоятельно находить решения поставленной перед ними задачи, учились анализировать и делать выводы. Педагог обязан удержать себя от прямых указаний:«А теперь мы будем делать то-то…», «А теперь сделайте вот так…».В процессе деятельности ребёнку необходимо ответить на вопросы: как я это делаю, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я делаю, что я хочу узнать, что получилось в результате.

18 слайд

Описание слайда:

Ошибки в организации проектной деятельности с дошкольниками Продукт проекта оказывается невостребованным Результат совместной деятельности всех радует, вызывает чувство удовлетворения. В ходе проектной деятельности накапливается достаточно многопродуктов разной детской деятельности,но в реальной жизни они не используются (например, собранные коллекции, или построенные макеты: «Нет, -пусть пока постоит. Мы так долго трудились над ней, а вы ее быстро сломаете») Проект должен иметь определенный срок реализации Проект должен иметь определенный срок реализации(как и каждый этап проекта),который позволит решить поставленные задачи и получить необходимые результаты. Проектная деятельность предоставляет большие возможности для творчества всех ее участников, придумывается что-то новое, интересное,но когдатема проекта заполняет все время, то дети зациклены на одном и том же, другие направления проектной деятельности «теряются».

19 слайд

Описание слайда:

Ошибки в организации проектной деятельности с дошкольниками Итогпроекта Наиболее эффективным вариантом презентации результатов проекта является оформление фотогазеты, книги, альбома, которые потом отдают детям другой группы. Те рассматривают их вместе с воспитателем, формулируют интересующие их вопросы. Как правило, педагогичасто выбирают презентацию результата проделанной работы перед другими воспитанниками. Участники проекта приходят в другую группу с фотографией какого-то момента проектной деятельности и рассказывают о том, что и как они делали. Это не подходит дошкольникам. Лучшими зрителями могут стать родители, в т. ч. те, которые в силу каких-либо обстоятельств не принимали участие в проекте. Организуя проектную деятельность, забывают отражать ее в календарных планах Проект реализуется во все отрезки времени, в ходе всех режимных моментов, через разные формы совместной деятельности(при заполнении графы «Вовлечение семей в образовательный процесс» педагоги смогут наиболее полно и интересно представить эту работу)

20 слайд

Описание слайда:

Формы взаимодействия с родителями воспитанников 1. Информационно - аналитические Анкетирование; Тестирование; Опросы; Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок». 2. Наглядно-информационные формы Сайт ДОУ и педагогов; Выпуск семейных стенгазет; Открытый показ образовательной деятельности для родителей; Фотовыставки; Семейные презентации; Нетрадиционные дни открытых дверей. 3. Познавательные. Нетрадиционные родительские собрания; Информационно-практические занятия «Школа родителей"; Маршруты выходного дня или экскурсии; Совместная работа по тематическому плану проекта Круглый стол. 4. Досуговые.

21 слайд

Описание слайда:

Как работать с родителями дошкольников во время проекта? На информационном стенде для родителей размещается информация, отражающая текущие события в группе, рекомендации, просьбы, пути оказания помощи ребёнку при проведении исследования по определенному проекту. Родители оказывают детям родительскую поддержку при сборе информации, проводят необходимые опыты, эксперименты, наблюдения по темам проектов, результаты которых оформляют совместно с детьми в удобной для них форме: презентации, книги, альбомы, сообщения, модели и т.д. Многие родители с интересом помогают детям презентовать собранную информацию в группе.

22 слайд

Описание слайда:

Примерное распределение совместных проектных действий родителей и детей на этапах проектирования Этапы проектирования Действия родителей Деятельность детей Подготовительный Формулируют проблемы, определяют темы, цели (зачем) и сроки. Планируют предстоящие дела и определяют средства. Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации. Аналитический Проводят совместный поиск информации в литературе, Интернете, обращаются за помощью к специалистам. Анализируют, дискутируют, предлагают выбор модели –аналога. Составляют алгоритм действий, распределяют обязанности и поручения. Организуют совместный поиск информации. Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования.

23 слайд

Описание слайда:

Примерное распределение совместных проектных действий родителей и детей на этапах проектирования Этапы проектирования Действия родителей Деятельность детей Основной Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму. Реализуют основные совместные действия (экскурсия, рассматривание, сравнение, изготовление,экспериментирование, приобретение, оформление,беседы, обсуждения ит.д).Готовятсюрпризы и призы втайне отдругих.Проводятсовместные и индивидуальные репетиции. Участвуют в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях. Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо. Презентационный В обусловленный срок участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности. Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участниками проекта и гостями) продукта проектной деятельности на равных. Рефлексивный Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз? Отвечают на вопросы и задают их. Намечают темы следующих проектов.

25 слайд

Описание слайда:

Использованы ресурсы: http://corowina.ucoz.com/ Солнышко - http://www.dietaonline.ru/community/post.php?topic_id=30706&page=43 Фон - http://www.gpark.kz/gdefon/download/241668?PHPSESSID=Используемая литература Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественнонаучных представлений и экологической культуры детей Ильина Т.Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике Майер, А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи Тебенева, Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ.

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных программах на сегодняшний день уже давно прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник даже детского сада.

Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность. В ДОУ нашей страны данное направление пока что не слишком хорошо развито, но ситуация постепенно меняется с каждым годом.

Для чего это вообще нужно?

Дело в том, что именно проекты способны увязать не слишком веселый образовательный процесс с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребенка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Кроме того, именно проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.

Что такое проект? Общие сведения о понятии

Следует знать, что сам термин “проект” было позаимствовано из классического латинского языка, в котором оно изначально означало “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. И как все это увязать с работой в дошкольном образовательном учреждении? В этом случае “проект” - это такой способ усвоения ребенком информации об окружающем мире, когда он самостоятельно разыскивает информацию и готовит ее оглашение перед сверстниками. Основная работа по направлению познавательной деятельности выполняется преподавателем.

Важно помнить, что проектная деятельность в ДОУ обязательно должна подразумевать получение социально значимого результата. Проще говоря, в основе работы должна лежать некая проблема, для решения которой нужен последовательный поиск, выяснение наиболее ответственных моментов. Результаты этой деятельности анализируются и объединяются в единое целое.

С педагогической точки зрения

С точки зрения педагога проектная деятельность в ДОУ хороша тем, что предполагает самостоятельную деятельность детей, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию. Кроме того, так ребенок получает возможность преобразования «сухих» и невыразительных данных в практический опыт, который вполне может ему помогать на всем протяжении его жизни.

Суть же технологии проектной деятельности в ДОУ заключается в такой организации образовательного процесса, при которой обучаемые с желанием получают теоретические и практические данные, участвуют в мероприятиях творческого плана, а также решают постоянно усложняющиеся задачи самого разнообразного характера.

Любой проект обязательно должен иметь не только познавательную, но и прагматичную ценность. Ребенок должен знать, какие конкретно данные он получает, и где он сможет их использовать на практике. Это основной тезис технологии проектной деятельности в ДОУ. Сегодня такой точки зрения стараются придерживаться практически все современные образовательные учреждения, которые стараются отыскать разумный баланс между получением практических и теоретических знаний.

Основа метода, его этапы

В основу метода положена идея, что любая образовательная деятельность должна быть направлена сугубо на результат, достижение которой должно осуществляться совместной работой детского коллектива и педагога. При этом все действующие лица работают над единой темой. В настоящий момент профессиональные педагоги выделяют три основных этапа в развитии проектной деятельности. Они представляют собой особую совокупность исследовательских, творческих и проблемных методов. Давайте рассмотрим каждый этап подробнее.

Первый этап . Подразумевает «подражание и исполнение», причем реализация этого метода возможна только в случае работы с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе организация проектной деятельности в ДОУ предполагает участие детей “на вторых ролях”, когда они делают что-то или по прямому предложению взрослого педагога, или же попросту подражают ему. Важно, что такой подход не противоречит самой природе ребенка. Дело в том, что в этом возрасте у детей существует стремление привлечь внимание взрослого, наладить с ним хорошие отношения.

Второй этап . Это время развития, а реализация данного способа начинается с возраста в 5-6 лет. В это время дети характеризуются тем, что уже способны на организованную самостоятельную деятельность, могут оказывать друг другу необходимую в данный момент помощь. Ребенок уже намного реже обращается с просьбами к преподавателю, старается активнее налаживать взаимодействие с собственными сверстниками. У детей уже имеется самоконтроль и самооценка.

Таким образом, организация проектной деятельности в ДОУ на этом этапе должна учитывать, что ребенок может адекватно оценивать и осознавать как свои действия, так и поступки сверстников.

Стоит помнить, что они уже видят и оценивают проблему, способны уточнять достигаемую цель, а также выбрать те средства, которые оптимально способствуют достижению требуемого преподавателем результата. Самое важное обстоятельство заключается в том, что они уже способны не только на механическое обсуждение предлагаемых преподавателем тем, но и на собственные проекты.

Третий этап . Это уже время настоящего творчества, которое характерно для детей в возрасте 6-7 лет. Любой метод проектной деятельности в ДОУ обязательно должен создавать такие условия обучения, которые не будут отпугивать его от решения сложных проблем. Нужно создавать такие условия, при которых ребенку было бы комфортно выбирать темы для своих проектов, а также методов и времени работы над ними.

Специфика работы с дошкольниками

Чем же должен характеризоваться любой метод проектной деятельности в ДОУ? Вы должны четко понимать то обстоятельство, что в большинстве случаев ребенка приходится «наводить», способствовать обнаружению проблемы, а в некоторых случаях - прямо способствовать ее возникновению. Важно постараться «затянуть» детей в какое-то совместное предприятие, но крайне важно в этом случае не переусердствовать с опекой.

С чего начинать планирование проекта?

Планирование любой проектной деятельности в обязательном порядке должно начинаться с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что станет с конечным результатом труда после завершения работы?”, “В какой форме следует реализовывать продукт»…

Об этом же говорят и требования ФГОС. Проектная деятельность в ДОУ важна еще и тем, что учит детей четко распределять и планировать свое время. Важно научить их так распределять проект по определенному временному отрезку, чтобы на решение каждого этапа проблемы оставалось достаточное количество времени. На каждом из этапов должны использоваться личностно-ориентированные технологии, так как способности каждого ребенка могут значительно отличаться от аналогичных у сверстников.

Работа над проектом

Как несложно догадаться, на первом этапе вам предстоит правильно и обоснованно выбрать подходящую тему. Что должно предполагать использование проектной деятельности в ДОУ с точки зрения педагога? В этом случае нужно понимать, что углубленный выбор какой-то темы должен осуществляться только совместно с ребенком (!). Опытные учителя говорят, что выбору должны предшествовать три «золотых» вопроса: «Что мне известно? Что я хочу узнать в ближайшем будущем? Как лучше узнавать об этом?».

Конечно же, темы проектной деятельности в ДОУ должны быть достаточно простыми и интересными, способными заинтересовать каждого ребенка.

Если педагог окажется способен организовать правильный диалог с детьми, то он будет способствовать не только развитию их самооценки, но и их способностей к оценке полученных данных с точке зрения их пользы в повседневной деятельности. Важно помнить, что реализация проектной деятельности в ДОУ также способствует нормальному формированию речевого аппарата и языковых способностей ребенка. Это подтверждают логопеды, которые в последние годы фиксируют бурный рост числа специфических проблем в этой области.

Нужно правильно организовать процесс сбора информации: эта работа должна быть увлекательной, она не может утомлять обучаемых. Воспитатель или педагог должны создать такие условия, в которых детям было бы максимально комфортно и необременительно работать.

Реализация проекта

Важно помнить, что проектно-исследовательская деятельность в ДОУ должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень важны эксперименты, в ходе которых ребенок получает бесценный научный опыт, который наверняка пригодится ему и в дальнейшей жизни. Вообще, уникальность проектного метода состоит в том, что он способствует разностороннему развитию личности обучаемого: ребенок становится цельной, всесторонне развитой личностью с хорошо развитой самооценкой и умением отвечать за все свои действия.

Что же касается побудительных мотивов исследовательской деятельности, то в таком амплуа должны выступать обсуждения проблемной темы. Это не только помогает ребенку обнаруживать новые стороны и нюансы интересующей его темы, но и позволяет вовлечь в обсуждение весь коллектив. Это в любом случае очень полезно, так как «совместный разум» может помочь в решении действительно сложных задач.

Презентация

Заканчивается проектная деятельность воспитателя ДОУ организацией презентации по пройденной теме. В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое применение все сведения, которые дети получили в ходе работы над своим проектом. Задача воспитателя состоит в том, чтобы каждый ребенок мог рассказать о проделанной им работе, осмыслить все проделанное, а также испытать гордость за свои успехи.

Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что дети приобретают навыки выступления перед аудиторией, а также осваивают невербальные приемы общения (специфические мимика, жесты и прочее).

Рефлексия

По мере нарастания активности ребенка, позиция воспитателя или преподавателя по отношению к нему может изменяться. В общем-то, это банальные положения личностно-ориентированных способов обучения. Они повествуют о том, что сперва преподавателю принадлежит роль учителя и организатора на первых порах, а затем наставником и корректировщиком, который только направляет детские устремления в нужное русло.

Среднестатистический план работы над проектом

Нужно отметить, что чаще всего творческая проектная деятельность в ДОУ организуется в рамках специально отведенных занятий. Они имеют строго определенную структуру и включают в себя следующие этапы: создание положительной мотивации обучаемых, введение в проблему и рассказ о ее важности, а также выработка поэтапного плана по решению задачи, который формируется в ходе исследовательской деятельности. После этого происходит обсуждение результатов, систематизация полученных данных. Если есть возможность, дети могут продемонстрировать полученные навыки на практике.

Могут быть реализованы следующие типы проектов (по длительности): долгосрочные (от одного до трех лет), на несколько месяцев, на месяц, неделю (недели), а также на несколько дней или вообще на день.

Итак, давайте опишем опосредованную последовательность работы над каким-то заданием:

  • В зависимости от потребностей и способностей конкретного ребенка, педагог ставит задачу (посоветовавшись со своим же подопечным).
  • Следом учитель вовлекает школьников в процесс решения проблемы.
  • Далее нужно как можно сильнее увлечь школьников и даже их родителей поставленной перед ними задачей.
  • К решению должен привлекаться родительский комитет и педсовет. Проектная деятельность в ДОУ - общественная задача!
  • Если есть такая необходимость, можно обратиться за помощью к каким-то узким специалистам в этой области.
  • Кроме того, проектная деятельность педагога в ДОУ предполагает и дальнейшую совместную работу с родителями: совместно с ними нужно составить подробный план мероприятия.
  • Сам ребенок в это время (пользуясь помощью) собирает всю необходимую информацию.
  • В это же время он проводит наблюдения, участвует в тематических играх и посещает необходимые экскурсии.
  • Педагог не должен забывать, что и в это время дети должны получать домашние задания.
  • Очень важно всячески поощрять самостоятельные действия как самих детей, так и их родителей, которые могут искать материал путем самостоятельного «расследования» в заданной области.
  • После этого педагог организует презентацию проекта, на которой дети рассказывают все сведения, которые им удалось получить и систематизировать.
  • Учитель произносит завершающую речь, при необходимости выступает на педагогическом совете.

Выводы

Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе и даже ВУЗе.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГТ к основной образовательной программе. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Проектная деятельность является проектной только в том случае, если прямое действие в той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребенок захотел поиграть с мячом, взял для этого мяч, и осуществил свой замысел, или если инструктор организовал и провел физкультурный досуг, то эта деятельность не будет проектной - все действия ребенок и педагог выполнили в рамках традиционной продуктивной и образовательной деятельности. А если прежде, чем провести досуг «Олимпийские игры» педагог вместе с детьми приходит в ходе обсуждения к решению о необходимости проведения такого праздника, затем планирует пути ведущие к достижению данной цели. Дети вместе с родителями и педагогами, в течении нескольких недель подбирают, изучают и презентуют информацию об олимпийских видах спорта, о правилах соревнований, о рекордах и победителях, изготавливают атрибуты, разучивают правила, смотрят и обсуждают презентации и видеофрагменты, развивают спортивные умения и навыки. И итогом этой деятельности становится спортивный праздник «Малые олимпийские игры» с привлечением родителей, выставкой фотографий т.д., — это долгосрочный проект.

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами.

Несоответствие между традиционной формой организации образовательной деятельности и характером проектной деятельности. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четких заданных норм. В этом случае и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.

Неразличение субъектной и объектной позиции ребенка. Большинство педагогов ДОУ очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в позиции объекта.

В проектной деятельности под субъективностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъективность ребенка может проявляться по - разному. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (то есть ранее не высказанную другими детьми) или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразие идеи ребенка.

Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах..

Итак, что же такое «ПРОЕКТ»?

В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

Проект” - это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа , имеющая социально значимый результат.

В основе проекта лежит проблема , для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Суть «метода проектов » в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Метод проектов может использоваться в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, методическую работу с кадрами и взаимодействие с родителями.

При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Первый этап - подражательско-исполнительский , реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет.

На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:

  1. пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  2. приобщать детей к процессу познания;
  3. формировать различные представления;
  4. привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  5. побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

  1. формирование эмоциональной заинтересованности;
  2. знакомство с предметами и действиями с ними;
  3. развитие мышления и воображения;

4. речевое развитие.

  1. осознание поставленной цели;
  2. овладение различными способами решения поставленных задач;
  3. способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  4. поиск различных средств достижения цели.

Второй этап - развивающий , он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.

У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап - творческий , он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

  1. развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
  2. развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;
  3. формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
  4. развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

  1. произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  2. потребности в создании собственной картины мира;
  3. навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  1. выявить проблему;
  2. самостоятельно искать нужное решение;
  3. выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  4. самостоятельно анализировать полученные результаты.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?»

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Работа над проектом

Первый этап - Выбор темы.

Задача педагога - осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели “трёх вопросов”:

  1. Что знаю?
  2. Чего хочу узнать?
  3. Как узнать?

На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.

 педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план — схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;

Второй этап - Реализация проекта.

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе — создать в группе условия для осуществления детских замыслов.

Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка.

Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые

проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.

Последовательность работы педагога на данном этапе:

  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

Третий этап - презентация проекта.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.

Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:

организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг),составляет книгу, альбом совместно с детьми;

подводит итоги(выступает на педсовете, родительском собрании, бобщает опыт работы).

Четвёртый этап - рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. ролево - игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

  1. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  2. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Неделя здоровья»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево -игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные;

межгрупповые;

групповые;

творческие;

индивидуальные;

исследовательские.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Спортивные игры и развлечения как средство повышения интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре»- на учебный год).

Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.