Викторина по русскому языку для обучающихся 10 - 11 класса

Автор: Загвоздина Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МКОУ ШР "СОШ № 5" города Шелехова Иркутской области.
Данная викторина по русскому языку предназначена для обучающихся старшей школы (10-11 класс), занимающихся по учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной, но может полноценно использоваться в работе с другими современными учебниками. Она может быть проведена после уроков повторения по темам "Фонетика" и "Лексика".
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по изучаемым темам, пополнить лексикон старшеклассников, продолжить работу по формированию мыслительных операций.

Ход мероприятия.

Добрый день, гости и участники игры!
Я приветствую вас на викторине для старшеклассников. В игре принимают участие 2 команды (озвучить названия).
На экране представлено игровое поле с темами («Фонетика и орфоэпия», «Лексика», «Фразеология») и ценой вопроса (с увеличением цены вопроса (от 10 до 50) увеличивается и сложность задания). Вам пригодятся знания по русскому языку, которые уже приобретены на уроках, смекалка и логическое мышление, а также, конечно, умение работать сообща.
Задания выбирают по очереди, выполняют обе команды одновременно, но первой отвечает та, что делала выбор. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Подсчёт баллов мы доверим жюри, в составе которого … (представление членов жюри).
Кто же первый будет выбирать категорию? Тот, кто быстрее назовёт 10 букву алфавита (И).

«Фонетика и орфоэпия»

10 баллов.
Анаграмма – слово, образованное путём перестановки из всех букв исходного слова. Анаграммы «открыты» греческим поэтом Ликофроном в 3 веке до нашей эры. С тех пор привлекают внимание любителей слова. Вот и вам предстоит подумать и найти ответ.
Под седоком я мчусь как птица.
Но справа буква лишь одна
На левый край переместится,
Вмиг превращусь я в грызуна. (Рысак – крыса)
Кто по воде так быстро мчится?
Найди название ему.
Прочти иначе - превратится
Он в детский лагерь, что в Крыму. (Катер – Артек)
Читаем мы направо смело -
Геометрическое тело.
Прочтем же справа мы налево -
Увидим разновидность древа. (Куб – бук)
Случайно, может быть, катались
Когда-нибудь во мне и вы.
Мои колеса быстро мчались
По улицам былой Москвы...
Но если бы двум буквам место
Переменили вы во мне,
То я бы полетела с треском
В ночной небесной тишине! (Карета – ракета)
20 баллов.
18 век запомнился филологам изменениями в русской азбуке. Сопоставьте буквы Э, Ё и Й с теми, кто утвердил их в русской письменности (Пётр Первый, Н.М. Карамзин, Академия наук).
Пётр Первый (1708) - Э,
Академия наук (1735) – Й,
Н.М. Карамзин (1793) – Ё (по документам Петербургской академии наук (1783).
30 баллов.
Я думаю, что вы без труда узнали эти стихотворные строки и с лёгкостью назовёте произведение и его автора.
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка…

Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать.
Он знал довольно по-латыни,
Чтоб эпиграфы разбирать…

Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала…

Уж тёмно: в санки он садится.

Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
им овладела понемногу…

Во времена Пушкина ударение в некоторых словах отличалось от современного образца. Найдите эти слова и назовите их в соответствие с современной нормой. (СчастлИвый, эпИграфы, мУзыка, темнО, англИйскому)
40 баллов.
Расшифруйте ребус (40 одёжек и все без застёжек) и отгадайте загадку (капуста).

50 баллов.
В 1 тысячелетии до н.э. на Земле жил народ, который историки назвали пра- или общеславянским. В языке праславян существовали сочетания ДТ (bredti) и ТТ (pletti). Мелькали века, проплывали тысячелетия, и в языке произошли изменения: оба сочетания превратились в одно – СТ. И в русском языке появились глаголы «бреСТи» и «плеСТи». Следы этого изменения и спустя 3000 лет мы находим в словах.
Поразмышляйте и установите, какое из праславянских сочетаний – ДТ или ТТ – было на месте СТ в следующих словах: меСТи, пряСТь, цвеСТи, краСТь, завиСТь, чеСТь, влаСТь, страСТь, пропаСТь.
ДТ
прясть – пряДу
красть – краДу
зависть – завиДую
власть – влаДею
страсть - страДаю
пропасть - пропаДаю
ТТ
мести – меТу
цвести - цвеТу
честь – чТу

«Лексика»

10 баллов.
Шарада – это загадка, в которой слово делится на несколько частей – отдельных слов. Вашему вниманию предлагаются две шарады. Приглашаю раскрыть их тайну.
Часть первая на земле остается,
Когда по ней кто-то пройдет.
Вторая – дается
Ошибками в долгом труде.
А словом охотник зовется,
Что зверя отыщет в тайге. (След – опыт)
Философ - первый слог шарады,
К нему союз прибавить надо,
Последний слог - местоимение.
Всё - в музыке произведение. (Кант – а – та)
20 баллов.
Подберите к словам антонимы так, чтобы первые буквы составили слово, имеющее отношение ко всем в этом зале (умница).
широкий – … (узкий)
твёрдый – … (мягкий)
старый – … (новый)
скучный – … (интересный)
дробный – … (целый)
неряшливый – … (аккуратный)
30 баллов.
Прочтите диалог из Интернета и ответьте: на каком лексическом явлении основан юмор данного отрывка (омонимия).
– Привет, люди! Хочется общения. Есть кто-нибудь?
– Да. Я.
– Один?
– Нет, его сын – Тор!!!
40 баллов.
А) В 19 веке один английский граф нанял для своего имения в Ирландии управляющего. Он был суровым человеком, часто наказывал крестьян и фермеров, а если у них не было денег, чтобы оплатить аренду, без жалости выгонял их. Люди, наслышанные о его жестокости, отказывались иметь с ним какие – либо дела. Соседи перестали с ним разговаривать, магазины перестали его обслуживать, а в церкви не садились рядом и не разговаривали с ним.
С тех пор наказание человека полной изоляцией именуется фамилией управляющего. Назовите фамилию управляющего (Чарльз Канингэм Бойкотт).
Б) В первой четверти 19 века жил в Москве немец Христиан Иванович. Был он человеком известным и уважаемым. Опытный врач, лейб – медик императора Александра I, профессор Московского университета, почётный член Петербургской академии наук. В 1828 году он открыл «Заведение искусственных минеральных вод». Со всей Москвы съезжались к нему князья, графы, старые барыни. Им он прописывал минеральные воды и обязательную прогулку в качестве радикального средства от болезни. По нескольку часов пациенты бродили по тропинкам парка в его лечебнице. В глазах простого люда, жившего неподалёку и наблюдавшего эту картину изо дня в день, всё это выглядело бесполезным времяпрепровождением. И они стали называть господ, шатающихся без дела, по фамилии врача – немца. Назовите фамилию доктора (Христиан Иванович Лодер).
50 баллов.
Все мы знаем, что русский язык – развивающееся явление. В нём с завидной регулярностью возникали, возникают и будут возникать новые слова. Мы обратим свой взор на неологизмы начала 21 века. По лексическому значению догадайтесь, о каких словах идёт речь.
Внештатный сотрудник, работающий без заключения договора (фрилансер).
Человек, ведущий сетевой журнал или дневник событий (блоггер).
Форма времяпрепровождения в виде посещения магазинов (шоппинг).
Автопортрет, снимок самого себя на фотокамеру (селфи).

«Фразеология»

10 баллов.
Нет на свете человека, который бы не знал, что такое конструктор. Забавная вещь! Из разрозненных деталей вдруг получается нечто удивительное: замок, автомобиль. Я предлагаю вам составить из отдельных слов фразеологизм.
а) принять сидячее положение;
б) предлог;
в) часть тела, соединяющая голову с туловищем. (Сесть на шею)
а) предлог;
б) незначительный по весу;
в) центральный орган кровеносной системы. (С лёгким сердцем)
а) предлог;
б) заявление об отстранении от участия в чём-нибудь;
в) орган зрения. (Для отвода глаз)
20 баллов.
Весёлый художник изобразил на рисунках фразеологизмы. Назовите их.


(Коломенская верста, дым коромыслом, козёл отпущения, всыпать по первое число).
30 баллов.
Назовите русские фразеологизмы, которые синонимичны европейским.
Английский: это еще все в воздухе, французский: это еще не в кармане, немецкий: это пока написано на звездах – (вилами на воде писано).
Английский: похожи как две горошины в стручке, немецкий: похожи как одно яйцо на другое – (похожи как две капли воды).
Французский: жить как петух в тесте, английский: жить в клевере, немецкий: жить как червячок в сале – (как сыр в масле кататься).
40 баллов.
Решите пропорции.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Внезапно: слова бык и пчела - однокоренные. Слов, начинающихся с буквы Й , в нашем языке целых 74. А в Книге рекордов Гиннесса зафиксировано слово длиною в 35 букв.

сайт не перестает удивляться сложности и богатству русского языка и представляет 20 занимательных и неожиданных фактов, которые вы наверняка не знали:

  • Большинство слов с буквой Ф в русском языке - заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой - флот .
  • В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й . Но большинство из нас помнит лишь йод , йога и Йошкар-Олу .
  • В русском языке есть слова на Ы . Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
  • Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд - это длинношеее (и прочие на -шеее: например, криво -, коротко -).
  • В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- - закоулок .
  • Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, - вынуть . Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им - (вын-им-ать ). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять , и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать ), однако впоследствии корень -ня - был переосмыслен как суффикс -ну - (как в сунуть, дунуть ).
  • Единственное односложное прилагательное в русском языке - это злой .
  • В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и- (итог, итого ) и а- (авось ; устар. «а вось не повезет» ), образовавшимися от союзов и и а .
  • Слова бык и пчела - однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как бъчела . Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука u . Если вспомнить диалектный глагол бучать , имеющий значения «реветь», «гудеть», «жужжать» и этимологически родственный словам пчела , букашка и бык , то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.
  • Даль предлагал заменить иностранное слово атмосфера на русские колоземица или мироколица .
  • До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».
  • В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического , в издании 2003 года - превысокомногорассмотрительствующий .
  • В Грамматическом словаре русского языка А. А. Зализняка издания 2003 года самая длинная (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме - это прилагательное частнопредпринимательский . Состоит из 25 букв.
  • Самые длинные глаголы - переосвидетельствоваться , субстанционализироваться и интернационализироваться (все - 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись - по 25 букв).
  • Самые длинные существительные - человеконенавистничество и высокопревосходительство (по 24 буквы; словоформы -ами - по 26 букв, впрочем, человеконенавистничество практически не употребляется во мн. ч.).
  • Самые длинные одушевленные существительные - одиннадцатиклассница и делопроизводительница (по 21 букве, словоформы -ами - по 23 буквы).
  • Самое длинное наречие, фиксируемое словарем, - неудовлетворительно (19 букв). Впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на / , далеко не всегда фиксируемые словарем.
  • Самое длинное междометие, включенное в Грамматический словарь, - физкульт-привет (15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).
  • Слово соответственно является самым длинным предлогом. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица исключительно - на букву короче.
  • В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: победить . Он победит , ты победишь, я ... победю ? побежу ? побежду ? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем» . Поскольку форма 1-го лица единственного числа отсутствует, глагол является «недостаточным».
  • Англичане для успешного усвоения трудной фразы «я люблю вас» пользуются мнемоникой «yellow-blue bus».

Существуют такие вопросы, ответы на которые надо давать, подумав прежде о подвохе, который обязательно скрывается в каждом из этих вопросов. Вот, например, самый простой из подобных вопросов: «Чем одинаково кончаются день и ночь?». Все вы, наверное, будете думать о каком-нибудь природном явлении - зорьке, рассвете и закате, восходе и закате солнца и т. д. А на самом деле, оказывается, что в этой загадке речь идет всего-навсего о словах. О слове «день» и о слове «ночь». Теперь подумайте, чем они одинаково заканчиваются? Правильно, на конце каждого из этих слов пишется буква мягкий знак. А вот еще два примера подобных вопросов, связанных с тем, что при написании имеющиеся в них слова пишутся отдельно от предлогов, а в произнесении это, естественно, пропадает. Данные вопросы наверняка хорошо известны взрослым еще со школьной скамьи.Первый вопрос таков: «Что делал слон, когда был на поле он?». Правильный ответ - «Жевал траву». Но при произнесении слова «на поле он» слышатся как единое слово - Наполеон, поэтому все, кому загадывают эту загадку впервые, начинают недоуменно соображать, о каком слоне времен 1812 года идет речь. Второй вопрос - аналогичный первому, поскольку он связан с написанием и произнесением предлогов: «По чему Шаляпин ходил в шляпе?». Правильный ответ - «По земле». Но при произнесении предлог «по» сливается со словом «чему», поэтому первое слово звучит, как «почему?», придавая необычность всей фразе. Вот и в остальных вопросах этого задания имеется свой подвох. Поэтому прежде чем дать на них ответ, сообразите, о чем именно в каждой загадке идет речь, потому что большинство из них представляют собой очередное упражнение не сообразительность, связанное с особенностями слов русского языка.

  1. Что стоит посередине земли? (Буква «М».)
  2. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О».)
  3. В городе увидишь, а в селе - никогда. В море, озере, даже в болоте увидишь, а в реке - никогда.(Буква «О».)
  4. Что находится в начале книги? (Буква «К».)
  5. Какой месяц в году самый короткий? (На этот вопрос существует два ответа. По количеству дней — февраль, так в нем чаще всего бывает 28 дней. А по числу букв в названии — май.)
  6. Что мы слышим в конце урока? (Букву «К».)
  7. Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Буква «Ц».)
  8. Чем кончается все? (Буквой «Е».)
  9. Что находится в середине капусты? (Буква «У».)
  10. Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими? (Твое имя.)
  11. Названия каких двух месяцев оканчиваются на букву «Т»? (Март и август.)
  12. Как можно снять колесо за одну секунду? (Фотоаппаратом.)
  13. Что легче - килограмм ваты или килограмм железа? (Одинаково - оба по килограмму.)
  14. Когда лошадь покупают, какой она бывает? (Мокрой.)
  15. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного.)
  16. Какое государство можно носить на голове? (Панама.)
  17. Какой город летает? (Орел.)
  18. Какую реку можно срезать ножом? (Прут.)
  19. Какая земля никогда не старится? (Новая Земля.)
  20. Каких камней не найдется в море? (Сухих.)
  21. Какой болезнью на земле никто никогда не болеет? (Морской.)
  22. Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит — соня.)
  23. Когда человеку минет семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой.)
  24. Из какой посуды ничего нельзя есть? (Из пустой.)
  25. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, остальные будут уже не натощак.)
  26. Какое слово всегда звучит неверно? («Неверно».)
  27. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (Ни одной — горошины не умеют ходить.)
  28. На какое дерево всегда садится птица во время проливного дождя? (На мокрое.)
  29. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить.)
  30. Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда он высовывает ее через окно на улицу.)
  31. Какие часы показывают правильное время всего два разав сутки? (Те, которые остановились.)
  32. Без чего дом не построишь? (Без углов.)
  33. Без чего хлеб не испечешь? (Без корки.)
  34. Прежде чем в кастрюлю что-то положить, что в нее бросают? (Взгляд.)
  35. В какое время года можно пронести воду в решете? (Зимой, заморозив ее.)
  36. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
  37. За чем вода в стакане? (За стеклом.)
  38. За чем язык во рту? (За зубами.)
  39. Человек лег спать в 9 часов вечера, а будильник завел так, чтобы тот разбудил его в 10 часов утра. Сколько часов он проспит? (Один, поскольку будильник зазвенит уже через час.)
  40. Какое слово состоит из половины буквы? (Это слово «полка» - половина буквы «К».)
  41. Какое имя девочки получится, если написать тридцать «Я»? (Зоя.)
  42. Перечислите пять дней недели, не называя их по именам. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
  43. В каком случае дети и собака, забравшиеся под зонтик,не намокнут? (Если нет дождя.)
  44. Что можно подержать только в левой руке? (Правую руку.)
  45. На какой вопрос нельзя ответить «да»? (Вы спите?)
  46. Шесть ног, две головы, один хвост. Что это такое? (Всадник на лошади.)
  47. Когда мы смотрим на два, а говорим четырнадцать?(Когда два часа дня.)
  48. Что было завтра, а будет вчера? (Сегодня.)
  49. Что не существует, но имеет название? (Ничего.)
  50. Как можно склонять голову, не опуская ее вниз? (По падежам.)
  51. Сколько жирафов плавает в Черном море? (Жирафы не плавают.)
  52. Сколько солнц светит в середине ночи? (Ночью солнце не светит.)
  53. Сколько орехов находится в пустом стакане? (Ни одного.)
  54. Если бросить в Черное море красный камень, каким он станет? (Мокрым.)
  55. Если петух снесет яйцо, кому оно достанется? (Петухи яиц не несут.)

- В русском языке есть одно слово с 7-ю буквами «О». Назовите его, если никаких других гласных в нём нет. (Обороноспособность)

- Образуйте форму множественного числа существительного «дно»? (Донья)

- Какой знак препинания часто ставят ребром? (Вопрос. «Поставить вопрос ребром»)

- Какой знак препинания часто болеет? (Вопрос. «Это для нас больной вопрос»)

- Какую букву нужно убрать из существительного «полотно», чтобы превратить его в наречие? (Первую «о»: полотно – плотно)

- Какую букву и на какую нужно заменить в существительном «пенал», чтобы оно стало глаголом? (Букву «е» на «и»: пенал – пинал)

Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой? (Имя )

1.Что любят деньги? (Счет)

2.Что надо сделать, когда назвался груздем? (Залезть в кузов)

3.На какой роток не накинешь платок? (На чужой)

4.В какие сани не следует садиться? (Не в свои)

5.Кем станет казак, если будет терпеть? (Атаманом)

6.Что не вырубишь топором? (Что написано пером)

7.Чем долг красен? (Платежом)

8.Когда приходит аппетит? (Во время еды)

В какой детской сказке рассказывается:

1. о тяжких последствиях плохого состояния средств противопожарной безопасности? (Маршак «Кошкин дом»)

2.Ограниченном приеме пайщиков в кооператив? («Теремок»)

3.Разоблачении приемной комиссией строителей-бракоделов? («Три поросенка»)

4.Некоторых трудностях, связанных с внедрением трудового метода доставки товаров на дом? («Красная шапочка»)

5.Характере волков? («Волк и семеро козлят»)

6.Трудной работе снабженца и необоснованных претензиях заказчика?(«Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкин)

7.Деятельности экспериментального хозяйства, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук? («Репка»).

«Дайте быстрый ответ»

Команды получают по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Кто основал первую библиотеку на Руси? (Ярослав Мудрый).

Укажите второе название картины «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. (Джоконда)

Назовите русского поэта, посвятившего поэму русским женщинам

В какой сказке говорится о коварстве красивой женщины, проявленном при устранении еще более красивой соперницы? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов»)

конкурс «Пословицы»

За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу.

Послушайте, как звучат известные пословицы на шершавом канцелярском языке и попробуйте их узнать.

1.Истина не содержится в нижних конечностях (В ногах правды нет)

2.ТО, что отражает свет, не обязательно является (Не все то золото, что блестит)

3.Превратности любви заводят нас так далеко, что козел кажется идеалом.(Любовь зля, полюбишь и козла).

4.Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведет)

5.Ощущение потребности в еде – это не сестра вашей матери или отца (Голод не тетка).

6.Кушанье из крупы нельзя ухудшить с помощью изделия молочной промышленности (Кашу маслом не испортишь)

7.Большое количество усвоенной информации приведет к быстрому одряхлению организма (Много будешь знать-скоро состаришься).

Цели и задачи:

1. Проверить качество полученных знаний;

2. Способствовать понятию интереса к предмету и получению новых знаний;

3. Расширить кругозор учащихся;

4. Способствовать сплочению коллектива, учить ребят работать в команде, неся ответственность перед всеми членами коллектива;

5. Способствовать становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности коллектива.

Класс делится на 3 команды. Выбирается жюри викторины.

Ход мероприятия.

Учитель : Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно. Ведь это наш родной язык - мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров.

Что мы с ним знакомы, я согласна. Но хоро-шо ли мы его знаем? В этом мне поможете вы и уважаемое жюри. Сегодня в соревно-вание вступят две команды. Попросим их представиться.

Разминка:

Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (аз- бу- ка).

В каких словах по сто согласных? (сто-л, сто-г, сто-н).

Какую часть слова можно найти в земле? (корень).

Как большой дом сделать маленьким? (Добавить суффикс «ик»: дом-ик).

Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (У-ха).

1. Конкурс « Эрудит»: Угадай слово по его лексическому значению .

Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. (Термос)

Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)

Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)

Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (арена)

Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)

Разговор двух лиц. (Диалог)

Памятный подарок. (Сувенир).

Устное народное творчество народа (Фольклор)

Струя жидкости, с силой бьющая вверх. (Фонтан)

2. Конкурс капитанов. «Кто составит больше слов». Составить слова из одного слова.

Соревнование

3. Конкурс «Черный ящик»

Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживают дальние родственники, друзья. (Письмо)

Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нем ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, т.е исправим ошибки.

Дарагой друк здраствуй!

Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.

Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.

Дасвиданьи.

4. Конкурс «Потерялось слово»

Рыдают слоги в каждой строчке:

От наших слов - одни кусочки!

Но если части слов найдете,

То быстро вы слова прочтете.

Бессловесный, бессердечный, задержать, пропитание.

5. Конкурс «Собери фразеологизмы»

Изобразите фразеологизмы, не говоря ни слова, так, чтобы соперники отгадали фразеологизм.

6. Конкурс «Лингвистическая угадайка». Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

1. «Глаз» автомобиля (фара)

2. «Свежезамороженный» дождь (град)

3. «Слово» регулировщика (свист)

4. Родной или крестный (папа)

5. Шляпка на ножке (гриб)

6. Лесной барабанщик (дятел)

7. Собачья радость (кость)

8. Такса, а не собака (плата)

9. Орел, но не птица (город)

10. Не носки и не чулки (гольфы)

Конкурс «Разминка». Догадайтесь, толкование каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.

Палка, прут, спица; заостренная с конца или с концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка. (Игла)

Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо. (Клей)

Роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (Волосы)

Зеница, зерно, глядельце, зеркальце, человечек в глазу, круглая прорешка среди радужной перепонки. (Зрачок)

Куча, толпа насекомых (Рой)

Всякое многоствольное низменное растение, многолетнее растение с деревянистым стволом, малорослое дерево. (Куст)

Конкурс « Ребусы, ребусы, ребусы». Решите следующие задачи:

Отделите плод от растения. СОШИСНШАКА

Растворите белое в прозрачном СВОАДХАРА

Уберите горячее - останется холодное. КИАПЯСТОБЕКРГ

Зачеркните ядовитое - оставьте съедобное. ПООПГАНЕНОККА.

Подведение итогов.

Учитель: подведя итоги, хочется пожелать всем удачи, успехов в изучении родного языка. В заключении прозвучит стихотворение «Не позволяй душе лениться» Н. Заболотского. Ведь, согласитесь, именно лень - матушка порой мешает нам в изучении нового.

Награждение команд.

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!